Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

Этот принцип закреплен в  ст. 408 ТК РФ “Правомочия таможенных органов”, согласно которой таможенные органы для выполнения возложенных  на них функций обладают правомочиями – принимать меры, предусмотренные  ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Демократизм как принцип таможенного права имеет многообразные формы.

Согласно ст. 403 “Функции таможенных органов” таможенные органы осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные  органы, организации и граждан  информацией по таможенным вопросам, а главой 4 ТК РФ регламентируются вопросы  информирования и консультирования. Глава 6, параграф 3 ТК РФ регламентирует вопросы, связанные с получением предварительного решения о классификации  товаров в соответствии с ТН ВЭД  в отношении конкретного товара, о происхождение товара по конкретной стране происхождения товара.

В ТК содержатся и другие конкретные нормы, характеризующие демократизм  таможенного права, например, существующий институт обжалования и рассмотрения решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (глава 7 ТК РФ).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права предполагает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации, как это предусмотрено п. «ж» ст. 71 Конституции РФ; б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела. Постоянное обновление норм, устранение имеющихся пробелов – обязательное условие эффективного функционирования таможенного права, соответствия его политическим и социально-экономическим реалиям России.

Обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов и их реализация. Таможенное право не может эффективно и целенаправленно реализоваться без умножения и реализации всего набора таможенно-правовых средств и инструментов.

В целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных  методов осуществления таможенного  оформления и таможенного контроля таможенные органы обладают полномочиями устанавливать и поддерживать официальные  отношения консультативного характера  с участниками внешнеэкономической  деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Принцип координации и взаимодействия государственных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права. Активное участие в формировании таможенного права, помимо Федерального собрания, Президента РФ, Правительства РФ, ГТК РФ, принимают Центральный банк РФ, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство налогов и сборов и другие федеральные органы исполнительной власти. Принцип координации и взаимодействия в значительной степени определяет механизм функционирования системы таможенных органов, реализующих в своей деятельности нормы таможенного законодательства.

ТК РФ определяет взаимодействие и  сотрудничество таможенных органов  с другими государственными органами в ст. 411.

Ст. 10 ч.2. регламентирует передачу и  отношение к информации, предоставленной  таможенными органами федеральным  органам исполнительной власти.

Ст. 408 п.11 регламентирует правомочия таможенных органов в получении  от государственных органов, организаций  и физических лиц информации, необходимой  для выполнения своих функций, в  соответствии с ТК РФ.

Также в функции таможенных органов  входит обеспечение выполнения международных  обязательств Российской Федерации  в части, касающейся таможенного  дела и осуществления сотрудничества с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела (ст. 403 п.9).

Принцип гуманности проявляется, например, в материальном таможенном праве в виде соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (запрет провоза оружия, наркотиков и т.д.); помещения товаров под специальные таможенные режимы в случае, если они предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований и т.д.

Существующие во внешнеторговой практике принцип недискриминации (ст.12 ч.1 ТК РФ гласит, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ) и принцип  наибольшего благоприятствования (ст. 29 ч.2 ТК РФ гласит, что правила определения  страны происхождения товаров устанавливаются  в целях применения тарифных преференций  либо непреференциальных мер торговой политики) используются в таможенном праве при регулировании таможенно-финансовых отношений, для устранения различных  нетарифных барьеров на торговых путях.

Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации и осуществления международного сотрудничества в области таможенного дела.

Указанный принцип четко отражен  в ст. 403 п.9. ТК РФ: “таможенные органы обеспечивают выполнение международных  обязательств Российской Федерации  в части, касающейся таможенного  дела, осуществляют сотрудничество с  таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами  таможенного дела”. В ст.8 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаны составной  частью правовой системы Российской Федерации и установлен приоритет  международных правил над российскими.

Среди других общеюридических принципов  таможенного права следует отметить принципы юридического равенства, судебной защиты субъективных прав, ответственности  только за виновное противоправное поведение  и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

- принцип обеспечения благоприятных  условий для внешнеторговой деятельности (ст. 1. ФЗ “Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности”);

- принцип защиты экономических  и политических интересов РФ (ст. 403 п.4. ТК РФ, ст.1. ФЗ “Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности”);

- принцип защиты прав интеллектуальной  собственности (ст. 403 ч.5);

- принцип охраны национальной  и общественной безопасности (ст. 403 п.6 ТК).

- принцип единства таможенной  территории (ст.2 ТК РФ).

- принцип единства ставок таможенных  пошлин (ст.3 Закона РФ “О таможенном  тарифе”).

- принцип дифференциации правового  регулирования таможенных режимов  (ст.155 ТК РФ).

- принцип объединения в таможенном  законодательстве материальных  и процедурных норм.

Выделяют также такие принципы, как недискриминация субъектов  таможенных правоотношений и обязательное помещение всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, под таможенный режим.

Однако введение данных принципов  спорно, так как если сравнивать права субъектов таможенных правоотношений (российские и иностранные лица), то данные субъекты обладают разными  правами, например, иностранное лицо имеет право декларировать товар  только в особо оговоренных случаях, т.е. существует дискриминация.

Такова общая характеристика начал  и принципов таможенного права.

Вопрос 8. Понятие и особенности норм таможенного права.

Таможенное право – это отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Таможенное право это комплексная отрасль российского права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права.

Среди российских юристов нет единого  мнения о месте, которое занимает таможенное право в правовой системе. Некоторые полагают, что таможенное право – это самостоятельная  отрасль российского права, другие считают, что таможенное право является подотраслью административного  права. Также существуют ученые, которые  утверждают, что таможенное право  – это институт административного  права.

Ученые, которые утверждают, что  таможенное право не является самостоятельной  отраслью права, исходят из следующих  доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования  общественных отношений. Гражданско-правовому  методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования  – административно-правовой, значит, и место таможенному праву  в административном праве.

В пользу того, что таможенное право  является самостоятельной отраслью российского права, многие авторы приводят следующие доводы:

1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;

2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования – таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, с другой;

3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;

4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы;

5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты.

Исходя из этих доводов можно  с полным основанием утверждать, что  таможенное право является первичным, комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в  том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее эти отрасли  права вполне обоснованно считаются  самостоятельными.

Таможенные правоотношения – это отношения его участников, которые урегулированы и законодательно закреплены нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками могут возникать самые разнообразные отношения. Однако не все они могут становиться именно таможенными правоотношениями. Например, физическое лицо по телефону звонит в таможенный орган с целью узнать некоторые особенности перемещения того или иного товара через таможенную границу. Безусловно, между физическим лицом и таможенным органом возникает таможенное правоотношение. Само обращение физического лица в таможенный орган и консультация последнего содержат в себе все элементы состава таможенного правоотношения. Особенности таможенных правоотношений в том, что они имеют свою специфику. Во-первых, эта специфика предопределяется особенностью объекта регулирования, т. е. общественными отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа, поскольку это специальный субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия предоставлены таможенному органу актами таможенного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Так например, в задачу таможенных органов входит прежде всего своевременно произвести таможенное оформление и таможенные процедуры. Такой же цели добиваются и лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако задача таможенных органов состоит и в другом. Они должны обеспечить полную и точную уплату таможенных платежей в федеральный бюджет. Здесь цели таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу, зачастую не совпадают. Далеко не все такие лица считают справедливым и правильным уплачивать высокие таможенные пошлины и налоги за таможенное оформление и осуществление других таможенных процедур. А если говорить об обеспечении экономической безопасности страны, то здесь цели таможенных органов и лиц, которые перемещают товары через таможенную границу, в целом совпадают.

Особенности таможенных правоотношенийимеют свою специфику. Она определяется тем, что данные правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм. Кроме того, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, потому что в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.

Таможенные правоотношения, как  и многие остальные правоотношения подразделяются на виды.

Эти отношения можно подразделить на:

1) активные таможенные действия;

2) пассивные таможенные действия;

3) посредническую таможенную деятельность;

4) вспомогательные таможенные действия;

5) организационную деятельность.

Активные таможенные действия заключаются  в активном выражении (действиях) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Пассивные таможенные действия выражаются в пассивном выражении (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях  лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер (представитель) занимается оформлением  товаров при перемещении их через  таможенную границу или таможенный перевозчик осуществляет перевозку  товаров, находящихся под таможенным контролем. Вспомогательные таможенные действия выражаются в том, что субъект  таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Например, таможенный орган принимает  предварительное решение в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу. Организационная деятельность прослеживается в определении компетенции  кого-либо из субъектов таможенных правоотношений. Например, Президент  РФ своим указом определяет компетенцию  Государственного таможенного комитета РФ. Или председатель Государственного таможенного комитета РФ своим приказом утверждает Положение о таможне  и таможенном посте.

Состав таможенного правоотношения, его структура включает в себя три элемента:

1) содержание;

2) субъекты;

3) объект.

Содержание таможенного правоотношения включает в себя две стороны: юридическую  и материальную.

Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности его субъектов. Например, лицо, желающее переместить свои товары через таможенную границу, обращается с соответствующим заявлением в таможенные органы, предпринимает конкретные действия в подтверждение данного намерения. В свою очередь таможенный орган обязан принять данное заявление и начать процедуру таможенного оформления товаров с тем, чтобы поместить их под тот или иной таможенный режим.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"