Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

Государство формирует отрасль таможенного  права в том виде, в котором  оно необходимо для достижения целей  современной таможенной политики России. Поэтому важно учесть, что в  случае изменения каких-либо целей  и задач современной таможенной политики изменится и совокупность правовых норм, составляющих те или  иные разделы либо институты таможенного  права.

Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы — устанавливаемые  или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, своего рода «элементарные частицы» таможенного права, относящиеся  к нему как единичное к общему.

Юридические нормы образуют отрасль права  не самостоятельно, а через правовые институты, каковыми в таможенном праве  являются взаимосвязанные и взаимообусловленные  совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, т. е. совокупности норм, регулирующие однородные группы общественных отношений в  сфере таможенного дела. А поскольку  таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного  права как отрасли права определяется порядком их включения в Таможенном кодексе РФ, внутренней структурой ТК РФ.

Институты таможенного права, в свою очередь, объединены в соответствующие разделы  таможенного права, для которых  характерна высокая степень специализации  входящих в них норм. Например, таможенное оформление — это раздел таможенного  права. В него входит основной институт (глава 21 ТК РФ), три предметных института: предварительные операции, временное  хранение и декларирование (главы 22, 23 и 26 ТК РФ соответственно), а также  два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик (главы 24 и 25 ТК РФ), имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению.

С некоторой  долей условности таможенное право  можно подразделить на общую и  особенную части, как это принято  в других отраслях. Условность такого деления обусловлена комплексным  характером таможенного права как  отрасли права.

В Общую  часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере  таможенного дела. Иными словами, положения Общей части таможенного  права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права.

В состав Общей части таможенного права  входят следующие таможенно-правовые институты: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и  таможенной политики России; регулирующие правовой статус таможенных органов  и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц  таможенных органов; определяющие формы  и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит  таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере  таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий; регулирующие ответственность в  таможенно-правовой сфере, в том  числе и ответственность должностных  лиц и иных работников таможенных органов.

При этом следует отметить, что Общая часть  таможенного права как отрасли  несколько уже Общей части  таможенного права как учебного курса, куда входят также история  таможенного дела и таможенной политики России, предмет, система и источники  таможенного права, не входящие, естественно, в Общую часть таможенного  права как отрасли.

Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и  логической последовательности институты  таможенного права, связь между  которыми объективно обусловлена самим  существом таможенного дела. В  нее входят правовое регулирование  порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного  контроля, таможенно-тарифное регулирование  и взимание таможенных платежей, порядок  применения таможенных льгот, порядок  ведения таможенной статистики и  Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности.

К Особенной  части таможенного права относятся  также совокупность правовых норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов.

Помимо  общей и особенной частей, в  системе таможенного права выделяют также и специальную его часть, куда входят правовые нормы, регламентирующие участие России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного  дела.

1.4.2. ИСТОЧНИКИ  ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ  И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Изучение  любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его  источниках, поскольку именно источники  права как понятие характеризуют  связь права с государством, в  них опосредуется государственная  воля в отношении тех или иных общественных отношений.

Под источниками  таможенного права России следует  понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных  органов, в которых содержатся нормы  таможенного права. Причем поскольку  таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного  права могут быть только нормативные  акты федерального уровня.

Основным  критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного  права можно расположить в  следующей последовательности:

1) международно-правовые  договоры и иные соглашения  по таможенному делу, участниками  которых является Российская  Федерация;

2) Конституция  РФ, нормы которой являются нормами  прямого действия и закрепляют  исходные начала и основные  принципы таможенного дела в  Российской Федерации;

3) федеральные  законы (в том числе и законы  сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на  длительный период действия и  так или иначе регулируют общественные  отношения в сфере таможенного  дела;

4) подзаконные  нормативно-правовые акты (их еще  можно охарактеризовать как текущие  нормативно-правовые акты) по вопросам  таможенного дела, издаваемые Президентом  РФ, Правительством РФ, Государственным  таможенным комитетом РФ, а также  совместные акты ГТК РФ с  другими министерствами и ведомствами.

Теперь  о каждой группе источников таможенного  права более подробно.

Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической  силе ратифицированные Россией международные  договоры (в том числе и по таможенному  делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции  РФ: если международным договором  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора. Аналогичная  норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные  нормы являются нормами прямого  действия и никакого дублирования в  иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе  РФ (ст. 6).

Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом  и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции  РФ) к ведению федеральных органов  государственной власти, поэтому  правовые акты государственных органов  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в число источников таможенного  права не входят.

Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации  таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и  тем самым определяет принцип  единства таможенной территории России.

Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного  дела в Российской Федерации, а также  такие принципы как: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25): институт обжалования  и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями или бездействием органов  государственной власти и их должностных  лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы так или иначе имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому  регулированию в Российской Федерации  и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.

Многие  другие нормы Конституции РФ также  имеют прямое отношение к таможенно-правовому  регулированию. Это, например, конституционные  нормы о поддержке конкуренции  и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным  действиям таможенных органов и  их должностных лиц; об обязанности  органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого  с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве  каждого свободно выезжать за пределы  Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в  Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  деятельности (ч. 1 ст. 34), в том числе  и в сфере внешнеэкономической  деятельности; и ряд других норм.

В систему  источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного  дела. К таким законам относятся  законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов  и общественных организаций, юридических  и физических лиц — субъектов  таможенного права, а также формулируются  меры ответственности за их нарушение.

Основным  из таких законов является Таможенный кодекс РФ, который, как сказано в  его преамбуле, определяет правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела и направлен  на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом  сводного характера, предусматривающим  четкий механизм реализации декларируемых  в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической  деятельности и организации таможенного  дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с  мировой практикой.

Другим  базовым законом в системе  источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот закон устанавливает порядок  формирования и применения таможенного  тарифа Российской Федерации как  инструмента торговой политики и  государственного регулирования внутреннего  российского рынка товаров при  его взаимосвязи с мировым  рынком, а также правила обложения  товаров пошлинами при их перемещении  через таможенную границу Российской Федерации.

К «чисто таможенным законам» относится также  и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок  прохождения службы в таможенных органах и организациях ГТК России, а также основы правового положения  должностных лиц таможенных органов.

Немаловажное  место в системе источников таможенного  права занимает Федеральный закон  РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», который  определяет основы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, порядок  ее осуществления российскими и  иностранными лицами, права, обязанности  и ответственность органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся  единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и  его органов во внешнеторговую деятельность и др.

Анализ  законодательства позволяет отнести  к числу источников таможенного  права также ряд федеральных  законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты  таможенно-правовых отношений. Среди  них можно выделить следующие.

1. Закон  РФ «О вывозе и ввозе культурных  ценностей», который имеет целью  сохранение культурного наследия  народов России и, наряду с  законодательством о государственной  границе и таможенным законодательством,  направлен на защиту культурных  ценностей от незаконного ввоза  в Россию, вывоза за пределы  России и передачи права собственности  на них. К компетенции таможенных  органов относится контроль за  установленным данным Законом  порядком вывоза и ввоза в  страну культурных ценностей,  а также привлечение виновных  лиц к ответственности за незаконный  ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение  временно вывезенных культурных  ценностей.

2. Закон  РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», который  определяет принципы осуществления  валютных операций в Российской  Федерации, полномочия и функции  органов валютного контроля (к  числу которых относится и  ГТК России), права и обязанности  юридических и физических лиц  в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за  нарушение валютного законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"