Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

Материальное содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т. е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей. Например, лицо, желающее переместить свой товар через таможенную границу, обращается с устным заявлением к таможенному органу о возможности сделать это, после чего совершает ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, для осуществления своей цели.

Субъекты таможенных правоотношений– таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу. Те и другие обладают как правоспособностью, так и дееспособностью. Основания возникновения правоспособности и дееспособности субъектов таможенного правоотношения определены соответствующими актами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

Объект таможенного правоотношения – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы развивать свое производство, получить от продажи изготовленной продукции соответствующий доход. Полученная им прибыль может быть вложена этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации. Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы содействовать осуществлению целей российского товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий. Для возникновения, изменения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический факт. Это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает наступление, изменение или прекращение таможенного правоотношения.

Как известно, юридические  факты делятся  на события и действия. В таможенных правоотношениях  в подавляющем  числе случаев  мы имеем дело с  действиями. Такова специфика таможенных правоотношений. Все, что связано с  возникновением таможенного  правоотношения по перемещению  товаров через  таможенную границу, – это прежде всего действия лица, которое намеревается это сделать. Однако нередко встречаются и случаи наступления определенного события как основания возникновения, изменения или прекращения таможенного правоотношения. Так, действие того или иного таможенного режима прекращается по истечении определенного времени, т. е. наступления события, связанного с истечением времени помещения товаров под конкретный таможенный режим.

 

Вопрос 9. Особенность и виды таможенных правоотношений, именуемых  таможенными  правоотношениями.

Вопрос 10. Субъекты таможенного права: понятие, виды и общая характеристика.

 

 Субъекты таможенного права

Тема: Субъекты таможенного права.

Вопросы: 1.Понятие  и характеристика субъекта в таможенном праве.

                 2.Юридическое лицо как субъект  таможенного права.

                 3.Физическое лицо как субъект  таможенного права.

                 4.Международные организации как  субъект таможенного права.

 

Вопрос № 1.

  Субъектом  таможенного права признаётся  тот,  кто  наделяется  правами   и

обязанностями в таможенной сфере.

  Субъектами  таможенного права являются:

   . Таможенные  органы;

   . Государственные  служащие  таможенных  органов   и  служащие  таможенных

     организаций;

   . Юридические  лица;

   . Физические  лица.

Эти субъекты  могут  быть  разделены  на  две  группы:  специальные  и  иные

субъекты.

  Специального  субъекта  таможенного   права   -   таможенные   органы   и

государственные  служащие  таможенных  органов.  Их  специфика  определяется

установленной   таможенным   правом   компетенцией    таможенных    органов,

совокупностью  возложенных  на  них  задач  и  функций,  а   также   объемом

конкретных  прав и обязанностей.

   Иные  субъекты - «лица» и «российские  лица»  двоякого  рода:  юридические

лица –  предприятия, учреждения и организации  и физические  лица,  вступающие

в различные  правоотношения  с  таможенными  органами,  кроме  того,  к  иным

субъектам относятся  также международные  организации,  имеющие  отношение  к

таможенному делу.

  Таможенное  право предоставляет всем юридическим  и физическим лицам равные

права. Они  на  равных  основаниях  вступают  в  таможенные  правоотношения:

ввозят в  РФ и вывозят из неё товары и  транспортные  средства,  в  том  числе

при осуществлении  внешнеэкономической  деятельности.  Монополии  государства

на внешнеэкономическую  деятельность в РФ не существует.

  Никто  не может быть лишен права  или ограничен в праве на  ввоз  в  РФ  или

вывоз  из  неё  товаров  и  транспортных  средств,  за  исключением  случаев

установленных ТК РФ и другими юридическими  актами  на  уровне  федерального

закона (ст.20, 21 ТК РФ).

 

  Вопрос  № 2.

  Юридическим  лицом признаётся организация,  которая имеет в  собственности,

хозяйственном ведении или оперативном управлении  обособленное  имущество  и

отвечает  по своим обязательствам этим  имуществом,  может  от  своего  имени

приобретать и  осуществлять  имущественные  и  иные  личные  неимущественные

права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические  лица

имеют самостоятельный  баланс или смету.

  Для   осуществления  юридическим   лицом   той   или   иной   деятельности

существенное  значение имеет его правоспособность. Правоспособность  означает

способность  юридического  лица  иметь  гражданские  права,  соответствующие

целям его  деятельности, предусмотренным в  его  учредительных  документах,  и

нести связанные  с этой деятельностью обязанности.

  Различается  правоспособность специальная и  общая.

  Специальная  правоспособность  означает,  что   юридическое  лицо  обладает

только теми гражданскими правами и  несёт  только  те  обязанности,  которые

предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют  цели  создания

юридического  лица. В уставе в этом  случае  указываются  виды  деятельности,

которыми  оно вправе  заниматься.   Требования  специальной  правоспособности

распространяются  на учреждения и иные некоммерческие  организации,  а  также

на унитарные  государственные  и  муниципальные  и  некоторые  другие  прямо

указанные в  законе коммерческие организации.

  Следовательно,  ели  специальная  правоспособность  юридического  лица  не

включает  в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею  лицо  не

вправе.

  Подавляющее   большинство  юридических   лиц,  отнесённых  к   коммерческим

организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь  гражданские

права и нести  гражданские обязанности, необходимые  для  осуществления  любых

видов деятельности, не запрещённых законом и учредительными  документами,  в

том    числе     и     внешнеэкономической.     Определённые     ограничения

внешнеэкономической  деятельности  юридических  лиц  могут   устанавливаться

путём лицензирования. Под лицензированием понимается выдача  уполномоченными

на  то  органами  специального   разрешения   на   ведение   соответствующей

деятельности.

 

  Вопрос  № 3.

  Физические  лица – это  граждане  РФ,  иностранные  граждане  и   лица  без

гражданства.

  Правовое  положение граждан характеризуется   понятием  правоспособности  и

дееспособности. Правоспособность – это способность  гражданина иметь права  и

обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

  Для того  чтобы своими действиями приобретать  т  осуществлять  гражданские

права, то своего имени  создавать  для  себя  обязанности  и  исполнять  их,

гражданин   должен   быть   дееспособным.   Вопросы    правоспособности    и

дееспособности  граждан урегулированы ГК РФ.

  ГК РФ  закрепил равную  для  всех  граждан  правоспособность.  Иностранные

граждане   и   лица   без   гражданства   пользуются   в   РФ    гражданской

правоспособностью наравне с российскими гражданами. Они имеют  в  таможенной

сфере те же права, что и российские граждане. Они несут  ответственность  за

нарушение таможенных правил на общих  основаниях  с  российскими  гражданами

(ст. 233 ТК  РФ).

  Физические  лица пользуются теми  же  правами   по  перемещению  товаров   и

транспортных  средств через  таможенную  границу,  что  и  юридические  лица.

Однако при  перемещении  товаров  и  транспортных  средств  через  таможенную

границу физическими  лицами  имеют  значение  цели  перемещения,  которые  и

необходимо  установить:  для  личного  использования  или  для  коммерческих

целей.  Товары,  предназначенные  не  для   коммерческих   целей,   подлежат

декларированию, таможенному оформлению и таможенному  контролю  в  упрощённом

порядке.

  В   области  таможенного  дела  наметилась  тенденция  к   расширению  сфер

деятельности  физических и  юридических  лиц,  занимающихся  профессиональным

посредничеством.  Посреднические  функции  в  этой  области   осуществляются

таможенными    брокерами.    Брокеры    являются    субъектами    таможенных

правоотношений.  Согласно  ч.  1  ст.  157.  ТК  РФ,   таможенным   брокером

(посредником)  может  созданное  в  соответствии  с   законодательством   РФ

предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию  ГТК

России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

  Взаимные  права  и  обязанности   таможенных  органов  и  иных   субъектов

таможенных  правоотношений детально регламентируются ТК РФ. Любое лицо  имеет

право обжаловать решения  (в  том  числе  нормативные  акты),  действия  или

бездействие таможенных органов РФ и  их  должностных  лиц,  если  упомянутые

решения, действия или бездействие затрагивают  это  лицо  непосредственно  и

индивидуально. Причём участник  таможенных  правоотношений,  считающий,  что

его права  нарушены, должен сначала обратиться в таможенные  органы,  и  лишь

потом ,если спор не разрешён, то в суд (разд. XІІІ  ТК РФ).

 

  Вопрос  № 4.

  В числе  международных организаций –   субъектов  таможенного  права   может

быть назван, например, Совет таможенного сотрудничества,  созданный  в  1953

г. в Брюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого совета.

  Высшим  органом Таможенного союза стран  – членов СНГ  является  Таможенный

Совет.

 

  Его цели:

   . Обеспечение  функционирования Таможенного союза;

   . Выработка  и проведение единой таможенной  политики;

   .  Противодействие  монополизму,  а   также   дискриминационным   акциям

     иностранных государств и их  союзов;

   . Пресечение  недобросовестной конкуренции при   осуществлении  экспортно-

     импортных операций;

   . Унификация  таможенного законодательства и  таможенных  процедур  и  др.

     (Положение о Таможенном совете, подписанное странами СНГ в   Москве  13

     марта 1992 г.).

Всемирная торговая организация (ВТО) создана в 1994 г. в  ходе  Уругвайского

раунда ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам  и торговле), на котором  было

решено преобразовать  ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою  деятельность  с  1  января

1995 г. Она  исходит из того, что  мировая   торговля  должна  развиваться   по

экономическим законам, никакие административные и  дискриминационные  методы

регулирования недопустимы.

 

Вопрос 11. Система таможенного  права, принципы и критерии ее построения.  

СИСТЕМА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Систематизацией норм права в общей теории права  принято считать упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение  его в единую, стройную и внутренне  согласованную систему.

Таможенное  право как совокупность правовых норм имеет свою специфику: оно носит  комплексный характер и состоит  из правовых норм различной правоотраслевой  принадлежности, объединенных общим  предметом правового регулирования  — кругом общественных отношений, возникающих  в связи и по поводу перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу России. А комплексный характер таможенного  права как отрасли права накладывает  свой отпечаток и на критерии его  систематизации.

Систематизация  норм таможенного права может  быть проведена по различным основаниям, но при этом должны непременно соблюдаться  два условия: во-первых, систематизация должна исходить из наличия и объективной  дифференциации таможенно-правовых норм, во-вторых, систематизация должна приносить  определенную пользу науке и практике.

Авторы  существующих учебников по таможенному  праву, по разному трактуя свои критерии систематизации таможенно-правовых норм, так или иначе проводят ее, прежде всего, по признаку возможных масштабов  применения этих норм. Такая систематизация сводится к подразделению отрасли  таможенного права на главные  части, основные разделы, институты  и входящие в них нормы.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"