Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Вопрос 3.Понятие таможенного дела в современной России. Цели содержание и структура таможенного дела РФ.

Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения  через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование  товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.

Из самого словосочетания “таможенное дело”  следует, что оно в собственном  смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать  его нужно, прежде всего, как деятельность.

В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной  власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.

Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Отнесение таможенного дела к ведению федеральных  органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Единство  таможенной территории и таможенного  дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции  РФ: “На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств”. Отсутствие внутренних таможенных границ является одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является. Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Структуру современного таможенного дела в  общем виде можно представить  следующим образом:

  1. Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
  2. Таможенные режимы.
  3. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей.
  4. Таможенное оформление.
  5. Таможенный контроль.
  6. Предоставление таможенных льгот.
  7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
  8. Правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Любое деление  таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются  посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные  цели таможенного дела достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные  цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

ТК определяет общее направление развития таможенного  дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).

Очевидная "внешняя" направленность таможенного  дела нашла свое отражение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

Вопрос 2. Происхождение слова «таможня»  и краткий экскурс в историю  таможенного дела России.

Таможня – один из государственных  органов, который занимается перемещением транспортных средств, людей, вещей  и товаров через таможенную границу. Также предоставляется ряд таможенных услуг – взимание таможенных платежей, введение таможенных режимов, таможенный контроль и оформление. 
Слово таможня имеет довольно древнее и интересное происхождение. Его корнем считается тюркское слово «тамга». Тамгой кочевые народы Средней Азии называли то клеймо, которое ставилось на тот или иной предмет в качестве знака собственности определенного человека. В период Золотой Орды тамгой в Древней Руси именовали один из видов торговой пошлины.

Кочевые племена тюрков ставили  тамгу в первую очередь на те вещи, которые считали наиболее ценными  и необходимыми – лошадей и  скот. Тамга могла означать не только принадлежность того или иного товара, вещи, лошади одному хозяину, а еще  и принадлежность к одному племени  или роду (так называемая, родовая  тамга). В древней Руси среди княжеских  платежей был один, который назывался  «мыт». Поэтому часто в старину  таможню могли прозвать мытницей (современный украинский вариант) или  мытней. Скорее всего, это название пошло от слова «мытный двор» - так ранее назывались места, где  проводился сбор пошлины. Оттуда же пошла  и знаменитая поговорка «не мытьем, так катаньем». Ведь большинство  товаров в то время перевозилось в бочках, а это значит, что  было «катанье», «мыта» же была денежной единицей того времени. 
Современная таможня очень сильно отличается от предыдущих вариантов. Сейчас ряд таможенных услуг гораздо шире, их качество выше. Контроль производится на всех этапах перевозки – начиная от личного досмотра перевозчика и заканчивая подписанием бумаг на разрешение перевозки грузов через границу. Все подписанные документы и персоны, пересекшие границу, заносятся в компьютерный реестр, что значительно уменьшает время поиска необходимой информации при первом же требовании. Современная таможня – это уникальный образец четкой и слаженной работы государственной службы.

Вопрос 4. Таможенная политика, ее цели и направления.

Таможенная политика – это система  государственных, экономических и  иных таможенных прав, мер по регулированию  внешней торговли, защиты национальной экономике и решений фискальных задач.

Цели таможенной политики – обеспечение  эффективного использования инструментов таможенного контроля. Участие в  реализации торгово – политических  задач, стимулирование развития национальной экономики и др.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает 2 важных подхода:  Протекционизм –  это политика нацеленная на защиту собственной экономики от иностранной  конкуренции на внутреннем рынке; Фритредерство  – политика свободной торговли, которая устраняет все барьеры  во внешнеторговых отношениях и достижение путем минимизации на внешний  торговый оборот.

Вопрос 5. Общее и специальное назначение таможенной терминологии. Основная таможенная терминология.

Вопрос 6. Понятие, предмет и метод таможенного  права.

Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного  дела регулируются нормами различных  отраслей права конституционного, в  доминирующей части — административного, гражданского, уголовного, трудового  и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют  общий объединяющий их признак —  они всегда возникают в связи  и по поводу порядка и условий  перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу  России. Именно наличие этого объединяющего  признака позволяет говорить о наличии  самостоятельного вида общественных отношений  — таможенных отношений. А комплексность  этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного  права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного  дела определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их возникновения следует  выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования  таможенного права:

-  общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела и государственной таможенной службы;

-  общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств;

-  общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;

-  общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления,

-  общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу России;

-  общественные отношения, связанные с валютным контролем;

-  общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

-  общественные отношения, связанные с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности;

-  общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;

-  общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;

-  общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

-  общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.  

Метод таможенного  права. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права, в зависимости от вида этих отношений он может быть императивным, диспозитивным либо основанным на комбинационном сочетании обоих этих правовых способов воздействия на субъектов таможенно-правовых отношений в аспекте обеспечения соблюдения требований таможенно-правовых норм.

Вопрос 7. Принципы таможенного права.

Принципы таможенного права

Самостоятельное значение в структуре  права имеют его принципы. Принципытаможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирова-ния. В них в концентрированном виде выражено содержание, важнейшие основы таможенного права.

Принципы таможенного права  как основные начала правового регулирования  – это своего рода камертон всего  последующего нормотворчества в  таможенной сфере. Они гарантируют  непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь таможенного права  и таможенного законодательства. Особо следует отметить значение принципов права в формировании судебной и административной практики, содействии отмене устаревших и принятию новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранении пробелов в законодательстве.

Одни принципы таможенного права  являются общеправовыми, другие носят  отраслевой характер.

Принципами таможенного права являются:

- законность;

- демократизм;

- полномасштабное и четкое таможенное  регулирование;

- обеспечение эффективности таможенно-правовых  средств и инструментов;

- координация и взаимодействие  государственных органов;

- гуманность;

- обеспечение выполнения международных  обязательств Российской Федерации  и осуществления международного  сотрудничества в области таможенного  дела.

Законность – один из основных принципов таможенного права и функционирования таможенной системы в целом. Он закреплен в ст. 15 ч.2 Конституции Российской Федерации.Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдения Конституции, законов РФ, Таможенного кодекса, различных подзаконных актов всеми субъектами таможенного права – таможенными органами, должностными лицами таможенных органов, различными государствен-ными и негосударственными организациями и учреждениями, участвующими в таможенных отношениях, российскими гражданами, иностранцами и лицами без гражданства. Принцип законности обязывает государственные органы, имеющие право принимать подзаконные акты по таможенным вопросам, осуществлять ведомственное нормотворчество, не противореча действующим законам.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"