Цели и функции таможенного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Термин "таможенное законодательство" следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда "законодательство" охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Задачи работы:
1. Определить место таможенного права в структуре отраслей российской правовой системы;
2. Изучить методы таможенно-правового регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

1.Цели и функции таможенного регулирования……………………………………………..4
2.Методы таможенно-правового регулирования. …………………………………….……..7
3. Понятие и виды таможенно-правовых отношений……………………..…………..……16
4. Принципы таможенно-правовых отношений……………………………………………..19
5.Заключение …………………………………………………………………………..............21
6.Список литературы ………………………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                      Содержание.

 

 

 Введение………………………………………………………………………………………..3

 

1.Цели и функции таможенного  регулирования……………………………………………..4

2.Методы таможенно-правового регулирования. …………………………………….……..7

3. Понятие и виды таможенно-правовых отношений……………………..…………..……16 
4. Принципы таможенно-правовых отношений……………………………………………..19

5.Заключение …………………………………………………………………………..............21  
6.Список литературы ………………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

                                                 Введение.

 

В последние годы в связи с  проведением экономических реформ наше государство изменило ряд направлений  как внутренней, так и внешней  политики. Обществу пришлось столкнуться с многочисленными трудностями экономического и правового характера.  
В связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности таможенное право стало подвергаться значительной трансформации, превращаясь из "чемоданного" права в мощный правовой рычаг, который способен не только регулировать отношения, но и поставить их под свой контроль. Выяснилось, что таможенное право способно с помощью определенных способов и средств эффективно воздействовать на экономику и внутри страны, и в мировом масштабе.  
Актуальность темы исследования. Возникшее сравнительно недавно в Российской Федерации, таможенное право переживает бурный рост, обусловленный потребностями таможенных отношений.  
В этих условиях чрезвычайную актуальность имеет исследование таможенного права с позиций его преобразования в самостоятельную и комплексную отрасль.  
Система таможенного права, являясь совокупностью правовых норм, выражается в системе обозначенного таможенного законодательства, но система перечисленных выше законов и иных актов таможенной направленности полностью не совпадает с системой таможенного права. Указанные законы могут издаваться в разное время и в связи с разными таможенными отношениями. В одном законе могут содержаться нормы таможенного права различного характера, которые относятся к различным явлениям и процессам. В то же время связанные между собой родственные нормы таможенного права могут быть зафиксированы в разных законах, разделах, статьях.  
В этой связи сейчас с комплексных позиций достаточно активно обсуждается проблема появления нового вида правовых отношений - таможенных правоотношений, а отсюда и проблема формирования такой новой отрасли российского права, как таможенное право.  
На территории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства.  
Термин "таможенное законодательство" следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда "законодательство" охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.  

Задачи работы:  
1. Определить место таможенного права в структуре отраслей российской правовой системы;  
2. Изучить методы таможенно-правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

                1. Цели и функции таможенного регулирования

 

Основной целью таможенного  регулирования любого государства является

обеспечение его экономических  интересов, а именно:

-участие в реализации торгово-политических задач по защитероссийского рынка,стимулированию развития национальной экономики;

-содействие проведению структурной перестройки;

-обеспечение наиболее эффективного      использования инструментов таможенного контроля и регулирования      товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

-обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена      на таможенной территории России;

-участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

-стимулирование развития      национальной экономики;

-содействие проведению структурной      перестройки и реализации других задач

-экономической политики России;

- иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

 

1(2).В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

-защита экономических интересов РФ;

-обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

-принятие средств таможенного      регулирования торгово-экономических отношений;

-взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

-осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

-проведение научно-исследовательских работ, консультирование вобласти таможенного регулирования, осуществление подготовки,переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

Предусмотрен блок функций международного характера:

-участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;

-сотрудничество с таможенными и      другими компетентными органами иностранныхгосударств, международными      организациями, занимающимися вопросамитаможенного регулирования.[3,c.15]

 

Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой

характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование в  Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по литики в жизнь. Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность

специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его  нужно, прежде всего, как деятельность. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не

допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:

 

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической

деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела

 

Экономические цели таможенного регулирования  достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели достигаются  посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия,предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                2. Методы таможенно-правового регулирования

 

В юридической литературе в последние  годы обсуждаются проблемы методов  и принципов таможенного права. Причем в этом смысле прежде всего  речь идет о совокупности приемов, способов воздействия норм таможенного права на общественные отношения. Выделяются и исследуются самые разнообразные методы, способы и принципы правового воздействия, а именно: императивный метод, диспозитивный метод, разные способы правового регулирования (предписания, дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности, эффективности, учета международно–правового сотрудничества и т.д.

Отталкиваясь от этих научных работ  и исследований, можно заключить, что не только предмет, но и методы правового регулирования таможенных отношений являются классификационными признаками таможенного права как самостоятельной отрасли права.

К числу этих методов относятся  прежде всего так называемые разрешительный и ограничительно–запретительный  методы, каждой из которых имеет  свои черты и особенности применения.

В частности, разрешительный метод  правового регулирования таможенных отношений предполагает такой характер таможенной деятельности рассматриваемых  участников правоотношений, при котором  им предоставляется свобода (собственное  усмотрение) в реализации своих прав, целей и задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из России товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. И никто не может быть лишен этого права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из России товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации (ст. 19).

При этом в ходе реализации указанного разрешительного метода могут использоваться и иные методы воздействия на поведение  участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий. Делегирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств на территории Российской Федерации при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации свободны и имеют право ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги (ст. 202 Таможенного кодекса); никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав, в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц.

Рекомендательный метод правового  регулирования таможенных отношений  выражается в том, что законодатель предоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иные варианты поведения и сообразно этому действовать. То есть он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности. И все это делает указанные отношения более гибкими и подвижными. Например, в соответствии со ст. 11 Закона «О таможенном тарифе» государственным органам Российской Федерации рекомендовано по своему усмотрению проводить в соответствии с российским законодательством расследование, которому предшествует применение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных).

Санкционирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но эти решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке. Например, само декларирование в нашей стране производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК России (ст. 169 Таможенного кодекса).

Ограничительно–запретительный метод  правового регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении объектов рассматриваемых правоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению на практике.

По сути дела, в этом отношении  речь идет о регламентации и установлении обязанностей субъектов отношений, которые занимают значительное место в содержании норм таможенного права. Так, например, в ст. 21 Таможенного кодекса РФ сказано, что на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств нашей страны, защиты экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка.

Введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления. Например, за нарушение ограничений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств наступает гражданская, административная или иная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Информация о работе Цели и функции таможенного регулирования