Цели и функции таможенного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Термин "таможенное законодательство" следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда "законодательство" охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Задачи работы:
1. Определить место таможенного права в структуре отраслей российской правовой системы;
2. Изучить методы таможенно-правового регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

1.Цели и функции таможенного регулирования……………………………………………..4
2.Методы таможенно-правового регулирования. …………………………………….……..7
3. Понятие и виды таможенно-правовых отношений……………………..…………..……16
4. Принципы таможенно-правовых отношений……………………………………………..19
5.Заключение …………………………………………………………………………..............21
6.Список литературы ………………………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Применительно к процессу правового регулирования таможенного дела системный подход предполагает:

-  определение целей данного вида правового воздействия с позиции таможенного дела в целом;

-  структурный анализ процесса правового регулирования таможенной деятельности (субъектов и объектов, форм таможенного контроля, норм таможенного права, связей, действий и др.);

-  определение характера и степени влияния на этот процесс внешнеэкономической деятельности;

-  исследование процессов принятия и реализации решений в ходе правового регулирования поведения участников таможенных отношений;

-  принятие установленных в таможенном законодательстве мер за нарушение правил перемещения товаров, транспортных средств, контрабанду и др.

Необходимо отметить, что исторический метод, сравнительный подход (метод) и системный подход в области таможенного права тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и объединяются в так называемый системно-исторический метод, который не позволяет навязывать механизму правового регулирования таможенных отношений в целом некую общую схему движения, исходящую только из учета всеобщих закономерностей процесса, хотя они и необходимы, и обязательны. В то же время, этот подход не позволяет игнорировать общие закономерности процесса и акцентировать внимание ученых и таможенников-практиков лишь на специфических его особенностях.

В роли общих методов изучения проблем  таможенного права могут выступать  также системный анализ и синтез.

Системный анализ является средством  реализации системного подхода. Целью системного анализа в правоведении и в области таможенного права «является разработка теоретико-методологических средств исследований, конструирования систем и управления системами, включающими человеческий (целенаправленный) фактор»[8]. Вбирая в себя совокупность специальных процедур, приемов и средств (структурный анализ целого, то есть таможенного законодательства, изучение функций этого законодательства, исследование здесь операций и др.), он позволяет расчленять всю совокупность законодательных актов в области таможенного дела на определенные виды, характеризовать их положения, статьи, выбирать наиболее эффективные, устаревшие и т.д. Одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационного характера (классификация субъектов и объектов таможенного права, функций таможенных органов, работников кадровых служб и т.д.).

В частности, применение системного анализа  к исследованию механизма правового регулирования таможенных отношений позволило сделать вывод, что сегодня в Беларуси назрела необходимость дальнейшего совершенствования всего комплекса процедур таможенного оформления и контроля с учетом оформления всех видов транспорта, анализа категорий участников внешнеэкономической деятельности, характера оформляемых товаров и других факторов. В этой связи, на наш взгляд, срочно требуется переход на качественно новый уровень таможенного контроля, основанный на системе анализа и управления рисками; а внедрение системы анализа факторов риска приведет к осуществлению «адресного» таможенного контроля. Под «адресностью» в данном случае следует понимать выделение среди всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перемещающих товары через таможенную границу Беларуси, как минимум, трех групп:

1. «Добросовестных» субъектов, то есть действующих на международных рынках на протяжении долгого времени, в течении которого они ни разу не были уличены в коммерческом мошенничестве (уровень риска фактов таможенного оформления товаров, перемещаемых такими предприятиями, будет близок к нулю);

2. «Нейтральных» (с низким уровнем риска факторов таможенного оформления);

3. И, наконец, субъектов «группы риска».

В этой связи в отношении товаров, перемещаемых предприятиями, отнесенными  к различным группам риска, должны применяться различные сочетания форм и методов проведения таможенного контроля.

Синтез в сфере таможенного  права – это процесс объединения  в единое целостное образование  определенных компонентов, свойств  и отношений, выделенных в ходе системного анализа. Например, объединяя законодательство о сезонных и особых пошлинах, о таможенной стоимости товаров, методах ее определения, о тарифных льготах и других, мы получаем самостоятельный перечень законодательных актов о таможенном тарифе, который составляет важнейшую часть таможенного законодательства — Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Синтез дополняет системный анализ и является важнейшим средством исследования таможенных явлений и процессов.

Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также и частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. К числу данных методов относятся, прежде всего, так называемые разрешительный и ограничительно-запретительный методы, каждый из которых имеет свои черты и особенности применения.

Разрешительный метод правового  регулирования таможенных отношений  предполагает такой характер таможенной деятельности рассматриваемых участников правоотношений, при котором им предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих прав, целей и задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК. При этом в процессе реализации указанного разрешительного метода могут использоваться и иные методы воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий.

Делегирующий метод правового  регулирования – это такой  способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган  или должностное лицо предоставляет  конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу имеют право ввозить и вывозить из Республики Беларусь предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов; одновременно в этом случае никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц государством.

Рекомендательный метод правового  регулирования таможенных отношений выражается в том, что законодатель предоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иные варианты своего поведения. То есть, он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности. Все это делает указанные отношения более гибкими и подвижными. Например, в соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» органам государственного управления рекомендовано проводить в соответствии с законодательством расследование, которому предшествует применение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных).

Санкционирующий метод правового  регулирования таможенных отношений  – это такой способ, при котором  законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке. Например, декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК.

Ограничительно-запретительный метод  правового регулирования таможенных отношений состоит в регламентации  и установлении объектов рассматриваемых  правоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению на практике. Речь идет о регламентации и установлении обязанностей субъектов таможенно-правовых отношений, которые занимают значительное место в содержании норм таможенного права. На ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Беларуси, защиты экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка. Введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления. Например, за нарушение ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров и транспортных средств наступает гражданская, административная или иная ответственность в соответствии с действующим законодательством. Границы ограничительных мер и запретов в таможенном праве небезграничны, они имеют свои пределы (правда, часто нечеткие). Причем ограничительно-запретительные меры позволяют установить рамки возможного и должного поведения участников таможенных правонарушений.

Рамки возможного поведения позволяют  здесь предупредить и пресечь  нежелательные действия различных  субъектов правоотношений в ущерб  общегосударственным интересам. Например, при установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами, только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами. Нормативные правовые акты законодательства Республики Беларусь, устанавливающие ограничения подлежат официальному опубликованию.

Рамки должного поведения регламентируются с той целью, чтобы общественно-полезная деятельность субъектов таможенных отношений достигла своих целей, но вместе с тем она не должна приводить к серьезным правонарушениям и преступлениям. В противном случае начинает жестко действовать закон и следует соответствующее наказание. Например, воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию или в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для проведения такого контроля, либо где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Административных правонарушениях. Эти правила возможного и должного поведения субъекты таможенных правоотношений должны соблюдать.

Таможенное право имеет дело с неоднородными общественными  отношениями и с учетом содержательных аспектов самих таможенно-правовых отношений, здесь могут применяться  и другие методы правового регулирования  – метод равноправия сторон в  таможенном деле, методы власти и подчинения и методы координации в таможенно-регулятивных отношениях. Одни и те же методы правового регулирования могут применяться здесь как в связи с методами традиционных отраслей права (например, в связи с методами административного и гражданского права), так и в связи с методами нетрадиционных отраслей права (банковского, предпринимательского права).

В области таможенного права  может также использоваться и  конкретно-социологический метод  исследования. Он заключается в анализе, переработке и отборе необходимой информации о рассматриваемых нормах таможенного права, институтах, субъектах таможенного дела в целях проведения конкретных обобщений и принятия определенных юридических решений.

Исследование методов таможенного  права предполагает комплексное рассмотрение и принципов этой формирующейся отрасли знаний.

 

 

 3. Понятие и виды таможенно-правовых отношений

 
Таможенно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию и по кругу участников этих отношений. Они носят комплексный характер, что обусловлено таким же характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования. 
 
Таможенно-правовые нормы, если они порождают правоотношения, реализуются в конкретных общественных отношениях – таможенных отношениях. Таможенными отношениями, как мы уже говорили, следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права, и следует считать таможенно-правовыми отношениями. 
 
Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей (когда субъективное право одного субъекта корреспондирует с обязанностью другого и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. Отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения. 
 
Таким образом, мы можем охарактеризовать таможенно-правовые отношения как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в этом определении нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела (как делают некоторые авторы), поскольку эта их характеристика в скрытой форме там уже присутствует – она входит в понятие «таможенно-правовая норма». 
 
Таможенно-правовые отношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство. Участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений. 
 
Как и любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частями являются: субъекты таможенного права (т.е. участники таможенных правоотношений), объекты таможенно-правовых отношений (то есть то, по поводу чего эти отношения возникают) и содержание этих правоотношений. 
 
Понятие и виды субъектов таможенного права будут рассмотрены нами позднее при изучении соответствующей темы курса. В общем виде их можно представить как участников общественных отношений, которых нормы таможенного права наделили определенными правами и обязанностями в сфере таможенного дела. 
 
Объектом таможенно-правовых отношений является то, на что воздействуют юридические права и обязанности их участников (субъектов). Здесь следует выделять непосредственный объект таможенно-правовых отношений (объект неимущественного характера) и объект имущественного характера, именуемый еще как предмет таможенно-правового регулирования. 
 
Непосредственным объектом таможенных правоотношений является поведение сторон в сфере управления таможенным делом, их деяния. Предметом же таможенного регулирования является цель, ради которой субъекты таможенного права вступают в отношения между собой. Это могут быть как материальные блага (товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу), так и блага нематериального характера (например, разнообразные услуги по таможенному оформлению, перевозке и хранению товаров и транспортных средств в др.). 
 
Теперь о содержании таможенно-правовых отношений. Здесь следует различать материальную сторону (материальное содержание отношений), т.е. фактическое поведение субъектов таможенно-правовых отношений, и юридическую сторону, отражающую субъективные юридические права и обязанности субъектов, т.е. меру их возможного и должного поведения в тех или иных ситуациях, установленную нормами таможенного права. 
 
По различным критериям классификации таможенно-правовые отношения следует подразделять: на материальные и процессуальные; на первичные и вторичные; на возникающие в момент, до и после фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; на порождаемые правомерными и неправомерными фактами; и на иные виды. 
 
К материальным таможенно-правовым отношениям относятся отношения, возникающие в сфере таможенного дела и регулируемые материальными нормами таможенного права. Отношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере таможенного дела и регулируемые нормами процессуального таможенного права, следует считать процессуальными таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение же материальных и процессуальных отношений характеризуется тем, что материальные отношения всегда реализуются посредством процессуальных отношений. 
 
Первичные таможенно-правовые отношения – это отношения, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу проведения таможенного контроля и таможенного оформления во время непосредственного перемещения товаров через границу). Правоотношения, производные от первичных, следует считать вторичными таможенно-правовыми отношениями (например, отношения, возникающие в связи с выявлением в ходе проведения таможенного контроля нарушений таможенного законодательства). 
 
Таможенно-правовые отношения могут возникать: 
 
а) до фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку); 
 
б) в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости – и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России); 
 
в) после (т.е. значительно позже) фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним). 
 
Основанием возникновения, изменения и прекращения любых правоотношений, в том числе и таможенных, являются, как известно, юридические факты. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – и события (например, в связи с истечением предельного срока хранения помещенного под режим таможенного склада товара у его владельца возникает обязанность поместить этот товар под иной таможенный режим). События являются не волевыми юридическими фактами, а действия всегда являются результатом активного волеизъявления субъекта и по своему характеру подразделяются на правомерные и неправомерные. 
 
Правомерные действия участников таможенно-правовых отношений всегда соответствуют требованиям норм таможенного права, а неправомерные действия, соответственно, нарушают эти требования. К числу неправомерных относятся также и бездействия субъектов таможенного права, когда нормами таможенного права предусмотрено иное (например, непринятие перевозчиком находящихся под таможенным контролем товаров предусмотренных правовыми нормами мер в случае аварии или действия непреодолимой силы, непринятие должностным лицом таможенного органа в установленный срок решения по жалобе и т. п.). 
 
По характеру юридических фактов, порождающих таможенно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порождаемые правомерными юридическими фактами, и на отношения, порождаемые неправомерными юридическими фактами. Последние еще именуются деликатными, или юрисдикционными правоотношениями.

Информация о работе Цели и функции таможенного регулирования