Фальсификация товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

В процессе осуществления рыночных преобразований наша страна столкнулась с фальсифицированной и нелегальной продукцией. В основе проблемы лежит то, что основная масса потребителей, располагающая низкими финансовыми возможностями, в первую очередь отдает предпочтение ценовым характеристикам изделия и в значительно меньшей степени руководствуется торговой маркой, символизирующей его качество и надежность. Поэтому нередки случаи, когда контрафактная продукция занимает доминирующее положение на рынке, вытесняя легальные товары.
Именно контрафактные товары составляют значительную часть «теневого» оборота, из-за чего, по оценке экспертов, бюджет недополучает десятки миллиардов рублей, что в конечном итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты фальсификации товаров 5
1.1.Сущность и виды фальсификации 5
1.2. Способы и методы фальсификации товаров 9
1.3.Защита потребительского рынка от некачественной и фальсифицирован-ной продукции 15
Глава 2. Исследование практических аспектов фальсификации алкогольной продукции 20
2.1.Исследование рынка фальсифицированных алкогольных напитков 20
2.2.Исследование средств и методов обнаружения фальсификации алкогольных напитков 22
2.3.Исследование способов защиты алкогольной продукции от подделок 24
Заключение 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

 частичная замена натурального  продукта имитатором; добавление  или полная замена продукта  чужеродными добавками;

 введение различных  пищевых добавок;

 частичная или полная  замена продукта пищевыми отходами;

повышенное содержание допустимых нормативно-технической

 документацией некачественной  продукции или компонентов;

 введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков  без их указаний на маркировке  товара.

 Все добавки и компоненты, используемые при качественной  фальсификации, подразделяют на  две группы: пищевые и непищевые. В свою очередь пищевые добавки  подразделяют на: допустимые для  здорового человека; допустимые  для детей; допустимые при тех  или иных заболеваниях.

 Количественная фальсификация - это обман потребителя за  счет значительных отклонений  параметров товара (массы, объема, длины  и т.п.), от предельно допустимых  норм отклонений.

 Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации  низкокачественных товаров по  ценам высококачественных или  товаров с меньшими количественными  характеристиками по цене товаров  с большими количественными показателями.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара.

 Данный вид фальсификации  осуществляется путем искажения  информации в товарно-сопроводительных  документах, сертификате, маркировке  и рекламе.

 Искаженная или неточная  информация о составе и свойствах  товара служит основанием считать  подделку натурального продукта  фальсифицированным товаром. Так, к  фальсифицированному продукту относится  белковая икра, если на маркировке  или в товарно-сопроводительных  документах, или на ценнике указывается  наименование "Икра черная". Если  же везде будет написано правильное  название данного продукта - "Белковая  икра", то обвинение в фальсификации  снимается.

 В практике работы  торговых предприятий известны  случаи, когда покупатели обращаются  с жалобой на реализацию им  фальсифицированных пищевых продуктов, например мясорастительной колбасы, однако при внимательном рассмотрении  жалоб такого рода показывает, что признаки фальсификации отсутствуют, так как на маркировке товара  полностью указаны состав продукта  и его назначение.

 Способы доведения  информации о составе и свойствах  товара до потребителя в настоящее  время регламентируются законом "О защите прав потребителя" где указывается, на какой товар  или группу товаров должна  находиться та или иная маркировка. Не указание маркировки товара  в соответствии с данным законом  может служить основанием для  установления информационной фальсификации  и отнесения данного товара  к фальсификату. До сих пор  не всегда наносится, в соответствии  с законом "О защите прав  потребителя", соответствующая маркировка  на хлеб и хлебобулочные изделия, некоторые кондитерские товары, рыбные и мясные товары.

 При информационной  фальсификации товара искажаются  или указываются неточно следующие  данные:

 наименование товара  и его логотип;

 страна происхождения  товара;

 фирма-изготовитель товара  и его почтовый адрес;

 количество товара;

 состав продукта;

 условия и сроки  хранения.

 Чаще всего не указывается  или указывается неправильно  страна происхождения товара, а  также фальсифицируется штриховой  код. На российский рынок поступает  значительное количество отечественных  фальсифицированных товаров, а также  импортных без указания страны  происхождения и фирм изготовителя.

 Одной из разновидностей  информационной фальсификации товара  является фальсификация с помощью  упаковки, чаще всего производственной  и потребительской.

 Упаковка - составная  часть товара, определяющая внешний  вид упакованной продукции. Идентифицирующие  функции присуще упаковке в  меньшей степени, чем маркировке. Ее основной функцией является  предохранение товара от потерь, а окружающей среды - от загрязнения.

 Объектом фальсификации  является именно привлекательная  по внешнему виду упаковка, имитирующая  продукт высокого качества, хотя  содержимое упаковки чаще всего  оказывается фальсифицированным.

 Фальсифицируют не  только маркировку и упаковку, но и товарно-сопроводительные  документы, причем наиболее часто  подделывают накладные и сертификаты.

 В товарно-транспортных  накладных на фальсифицированные  товары чаще всего подделывается  наименование товара, довольно часто - название изготовителя и количество  товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку этих реквизитов  в накладной можно только идентификацией  товара на ассортиментную принадлежность  и происхождение, а также количественным  измерением всей товарной партии (перевешиванием, пересчетом, обмериванием).

 В последнее время  очень распространенным видом  фальсификации документов стала  подделка сертификатов.

 Существуют несколько способов подделки сертификатов:

 Подделка сертификата  с использованием подлинного  бланка установленной формы и  внесением всех реквизитов фальсифицированного  или не прошедшего сертификационные  испытания товара, при этом используются  фальшивые печати органов по  сертификации;

 подделка подлинной  копии сертификата с подлинными  печатями путем удаления некоторых  записей (наименования фирмы-изготовителя  или посредника, срока действия, даты выдачи и др.) и внесения новых реквизитов, характеризующих фальсифицированный товар;

 отбор образцов для  проведения сертификации из других  партий с аналогичными наименованиями  товара и изготовителя, под который  подделывается фальсификат, при  этом фальсификаторы получают  подлинные сертификаты;

 выдача подлинных сертификатов  органом по сертификации, который  перед проведением испытаний  для подтверждения безопасности  не провел идентификацию товара  на подлинность и принадлежность  к конкретной товарной партии.

 Причины распространения  фальсификации сертификатов кроются  в несовершенстве механизма сертификации  и формы сертификата, так как  на современном этапе развития  сертификации практически применяются  две ее формы:

1) по заявлениям-декларациям, когда возможна подделка результатов  испытаний изготовителем;

2) по правилам системы  сертификации ГОСТ Р по первой  схеме, когда образцы от товарных  партий отбирает заявитель (изготовитель  или продавец), а не третья сторона (орган по сертификации, испытательная  лаборатория). В последнем случае  возможна фальсификация образцов.

Одна из причин широкого распространения подобной фальсификации - высокие цены на сертификационные услуги, причем порядок определения этих цен отдан на откуп органам по сертификации. Иногда цена услуги определяется как определенный процент от стоимости партии

 

 

 

1.3.Защита потребительского рынка от некачественной и фальсифицированной продукции

Особую остроту проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции приобретает в связи с подготовкой к присоединению России к ВТО. Помимо огромного материального ущерба широкомасштабное контрафактное производство наносит значительный ущерб репутации России как торгового и делового партнера. Ставится под сомнение сама возможность страны следовать общепринятым мировым нормам и правилам в этой области.

Все говорит о том, что сейчас в России назрела потребность в радикальном улучшении функционирования всей системы защиты отечественного рынка от контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции.

Особенностями современного российского потребительского рынка являются:  
     — большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан;

 

     — фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.

В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции, следует упомянуть:

-отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка;

-слабое применение законодательства  в части ответственности за  качество поставляемого на рынок  товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя  достаточно вольготно и безнаказанно;

-наличие избыточных административных  барьеров, в результате чего некоторые  операторы рынка ушли в "теневой" сектор экономики.

К сожалению, сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой негативной ситуации

В связи с этим необходимо разрабатывать и проводить комплекс мер по оздоровлению российского потребительского рынка. Такая работа проводится в рамках Правительственной комиссии по вопросам потребительского рынка и в соответствии с поручениями Правительства РФ.

В то же время сегодня жестко столкнулись два взгляда на формирование потребительского рынка и организацию его защиты от недоброкачественной продукции:

— свободный доступ товара на рынок в сочетании с усилением ответственности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;  
— сбалансированное введение в действие государственных и общественных рычагов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю, с акцентом на профилактику попадания на рынок недоброкачественной продукции.

Первый подход чреват следующими негативными последствиями:  
1. Появлением на рынке особо опасных для потребителей товаров, а следовательно, увеличением риска для жизни, потери трудоспособности и т.п., поскольку контроль может быть организован только выборочно, периодически и с определенным запаздыванием.

Это подтверждается опытом организации и проведения надзора на рынке в странах Европейского Союза (ЕС), который свидетельствует о том, что даже при наличии четкой законодательной основы для проведения контроля и надзора на рынке, тысячи европейских предприятий, имеющих сертифицированные системы качества, десятилетиями сложившиеся отношения с поставщиками комплектующих, хорошую информационную базу в странах ЕС, не всегда удается обеспечить надлежащее качество продукции, обращающейся на рынке, когда доступ на него достаточно ослаблен.  
2. Резким увеличением числа предприятий-однодневок, для которых вопросы получения быстрой и незаконной прибыли являются доминирующими. В этих условиях неотвратимость наказания недобросовестных продавцов по результатам усиленного контроля на рынке теряет смысл.

3. Дальнейшее усиление  акцента на контроль и надзор  за рынком неминуемо приведет  продавца к необходимости формирования  специальной системы контроля  качества продукции, как соответствующей  защитной меры. Это, в свою очередь, вызовет неоправданное увеличение цены товара и другие негативные последствия.

4. Еще один негативный  аспект этого подхода - увеличение  числа контролеров на рынке, что  вызовет рост цен товара, а  также возможные несанкционированные "поборы" со стороны контролеров. Если даже в благополучной  Европе не удалось справиться  с этой проблемой, то для России она тем более актуальна.

Таким образом, декларируемые меры дерегулирования на дорыночной стадии с последующим жестким контролем на рынке, лоббируемые определенной частью производителей, представляются малоэффективными. Особенно при незначительном опыте работы экономических партнеров в рыночных условиях и сложившемся менталитете производителей в отношении соблюдения законодательства.

Социологические исследования состояния рынка и отношения россиян к его регулированию, проведенные в октябре 2000 г. независимым Фондом "Центр политических технологий" совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Торгово-промышленной палаты, показали, что большинство опрошенных считают, что "здоровье и безопасность людей нельзя вверять рыночной стихии" и необходим государственный контроль за качеством товаров.  
Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка на современном этапе должна включать комплекс мер по предотвращению появления на рынке некачественной (опасной) и/или контрафактной продукции в сочетании с сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя (поставщика, импортера) к потребителю.  
Этот подход базируется на реализации следующих основных принципов:

Информация о работе Фальсификация товаров