Идентификация и фальсификация товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:14, реферат

Краткое описание

1. Место и роль идентификации при оценке степени соответствия товара
2. Виды, способы и методы идентификации и фальсификации
3. Средства и методы обнаружения фальсификации товаров

Вложенные файлы: 1 файл

Болтенко тема 4.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Идентификация и фальсификация товаров

  1. Место и роль идентификации при оценке  степени соответствия товара
  2. Виды, способы и методы идентификации и фальсификации
  3. Средства и методы обнаружения фальсификации товаров

 

  1. Место и роль идентификации при оценке  степени соответствия товара

 

Идентификационная экспертиза качества,  является основополагающей при оценке качества,  экспертизы качества  и сертификации товаров. Все эти действия с товаром направлены на установление соответствия того или иного изделия определенным требованиям.

Уровень соответствия товара, можно выразить в коэффициентах, либо в процентах. При определении уровня соответствия изделия, требованиям нормативным документациям, коэффициент соответствия может принимать только 2 значения : 0 или 1.

Степень соответствия товара по тем или иным показателям может оцениваться как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

 

Со стороны производителя товара, степень соответствия может устанавливаться по следующим показателям :

  1. Нормативным
  2. Техническим
  3. Технологическим
  4. Безопасности

 

Различают несколько видов деятельности по оценке степени соответствия качества товара:

  1. Оценка качества
  2. Экспертиза качества
  3. Сертификат соответствия

 

При проведении экспертизы качества товара могут ставится различные цели:

  1. Идентификация товара и его происхождение
  2. Выявление соответствия, представленного продукта данной группе товаров
  3. Установление  производителя продукта, время выработки и сроках хранения
  4. Выявления посторонних веществ и загрязнителей
  5. Установление степени разбавления, классификации и так далее
  6. Выявление фальсификации, товарно-сопроводительной документации и упаковки
  7. Установление степени опасности товара

 

По результатам экспертизы качества, могут даваться различные заключения исходя из поставленных целей.

  1. Виды, способы и методы идентификации и фальсификации

Виды идентификации :

  1. Потребительская идентификация - проводится с целью установления возможности использования того или иного продукта для питания человека. Пример: картофель
  2. Товарно-партионная - один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которого устанавливается принадлежность представленной части конкретной партии товаров. Пример: пельмени из теста
  3. Ассортиментная - установление соответствия наименование товаров по ассортиментным принадлежностям обуславливающих предъявляемые к нему требования
  4. Качественная (самостоятельно найти)
  5. Сортовая - установление соответствия требованиям качества предусмотренным нормативной документацией для того или иного сорта товара, после проведения ассортиментной идентификации
  6. Специальная - установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам имеющих те или иные ограничения

 

Фальсификация - это действия направленные на обман покупателей или потребителей, путем подделки товара продажи в корыстных целях.

Виды фальсификации товаров:

  1. Ассортиментная фальсификация - подделка осуществляется путем полной его замены другим сортом, видом или наименованием, сохранением сходного одного или нескольких признаков.

 

  1. Качественная фальсификация - подделка подлинных товаров с помощью различных пищевых и не пищевых добавок, или нарушением рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств.

 

  1. Количественная - обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара, от предельно допустимых норм отклонений

 

  1. Стоимостная
  2. Информационная
  3. Комплексная

 

 

 

 

  1. Средства и методы обнаружения фальсификации товаров

При проведении мероприятий по выявлению фальсификации товаров используют следующие группы методов:

  • органолептические;

Органолептический метод основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Показатели выражаются в баллах. Метод прост, доступен, но недостаточно объективен. Широко используется в практике торговли.

 

  • регистрационные;

Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, случаев, затрат, явлений.

 

  • расчетные;

Расчетный метод основывается на определении показателей качества расчетным путем, т.е. с помощью математических формул с использованием других показателей, полученных иными методами.

 

  • измерительные;

Измерительный метод является наиболее объективным, дающим наиболее точные результаты. Показатели определяются с помощью технических средств измерения. Этот метод требует высокой квалификации работников, проводящих измерения, и значительных материальных затрат и времени. Перспективными направлениями этого метода являются ускоренные экспресс-методы и методы неразрушающего контроля.

 

  • экспертные.

Экспертный метод основан на определении показателей путем обобщения мнений группы квалифицированных специалистов-экспертов в количестве 7-12 человек. Показатели обычно выражаются в баллах.

 

 

 

 

 

 

  1. Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы следующие условия:

 

  • наличие в продаже товаров других групп, близких по потребительным свойствам и некоторым показателям качества;
  • подразделение качества товара на сорта;
  • производство и реализация имитаторов данной группы товаров;
  • производство и реализация товаров, отличающиеся, но показателям качества и наличию дефектов;
  • унификация упаковки, используемой для разных групп товаров.

 

В зависимости от используемых средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

 

  • пересортица (действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.);
  • замена высококачественного продукта низкоценным заменителем, имеющим сходные признаки;
  • подмена натурального продукта имитатором (продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров).

 

 

  1. Качественная фальсификация -- подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.

 

Для качественной фальсификации той или иной группы товаров в РФ необходимы следующие условия:

 

  1. Наличие в продаже различных пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, и других компонентов.
  2. Действие законодательных нормативов по применению различных пищевых добавок в продовольственные товары.
  3. Отсутствие надежного контроля за уровнем внесения тex или иных добавок.
  4. Отсутствие законов и их не действие по информационному оболваниванию населения и распространению заведомо ложной информации о свойствах товара.

 

В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

  • добавление воды;
  • введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих
  • частичная замена натурального продукта имитатором;
  • добавление или полная замена продукта чужеродными добавками;
  • введение различных пищевых добавок;
  • частичная или полная замена продукта пищевыми отходами;
  • повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов;
  • введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков без их указаний на маркировке товара.

 

Все добавки и компоненты, используемые при качественной фальсификации, подразделяют на две группы:

  • пищевые (подразделяют: на допустимые для здорового человека; допустимые для детей; допустимые при тех или иных заболеваниях)
  • непищевые (подразделяют, на
    • не приносящие вреда человеку (мел, гипс, тертый кирпич, известь, инертные наполнители и т.п.);
    • ядовитые (семена ядовитых растений, присутствующие в больших количествах, чем предусмотрено нормативно-технической документацией; листья ядовитых растений при введении в чай; пьяный мед и т.п.
    • канцерогенные (относят вещества, способствующие формированию в организме человека однолеток);
    • наркотические (добавление в пиво, вино, водку наркотических веществ, приводящих к зависимости потребителя в употреблении именно данной продукции; настаивание вина, пива на листьях табака и т.п.)

 

  1. Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.

 

При количественной фальсификации используют:

  • поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);
  • неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью
  • специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя;
  • неправильное измерение товара.

 

Количественная фальсификация осуществляется на производстве -- при фасовке товаров, розливе напитков или на предприятиях торговли, массового питания при отпуске потребителю.

 

  1. Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями.

 

Именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путем незаконного повышения стоимости товара.

 

  • Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара.

Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется.

 

При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные:

  • наименование товара и его логотип;
  • страна происхождения товара;
  • фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес;
  • количество товара;
  • состав продукта;
  • условия и сроки хранения.

Информация о работе Идентификация и фальсификация товаров