Таможенный контроль за культурными ценностями РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Современный период развития общества, характеризуемый резкими социально-экономическими, а также политическими потрясениями несет в себе также изменения в осознании людьми роли культурного наследия в духовном развитии нации. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
Культурные ценности как объекты таможенного контроля…………………...3
Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям ………………………………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль за культ. ценностями.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

·      если товары до вывоза были выпущены в свободное  обращение с полным освобождением  от ввозных таможенных пошлин, налогов  – до окончания пользования таким освобождением;

·                 в иных случаях, определяемых Государственным  Таможенным комитетом Российской Федерации  по согласованию с Министерством  экономики и Министерством Финансов Российской Федерации. 

·                 Переработка товаров вне таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации.

 

Указанная лицензия выдается российскому лицу при условии, если переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономике. 

Необходимо подчеркнуть, что лицензию на переработку российских товаров вне таможенной территории выдает таможня, в зоне деятельности которой находится юридический  адрес российского лица, перемещающего  товары на переработку, по согласованию:

·      с региональным таможенным управлением, в случае ремонта;

·      с ГТК  РФ, в остальных случаях.

 

Переработка товаров  должна производится в сроки, устанавливаемые  таможенным органом, Российской Федерации  в порядке, определяемом ГТК РФ.

Продукты переработки должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации не позднее одного года со дня выдачи разрешения на вывоз российских товаров за границу. Таможенные органы по просьбе заинтересованных лиц могут продлить сроки нахождения товаров за границей.

К некоторым особенностям указанного таможенного режима относится  также и то, что таможенные органы могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки товаров.

В каждом конкретном случае таможня устанавливает норму выхода товара при каждой операции по переработке временно вывозимых товаров. При этом таможенные лаборатории, в случае разногласий, выдают окончательное заключение по норме выхода компенсационных товаров.

 

Для идентификации российских товаров, временно вывозимых за границу для переработки, а также компенсационных товаров, таможенные органы могут налагать на эти товары таможенные обеспечения в виде пломб, печатей, штампов и других мер обеспечения. Допускается использование описания товаров, их чертежей, фотографий, взятия проб и образцов.

Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными  таможенными пошлинами, налогами с  последующим возвратом их сумм при  выпуске продуктов переработки  для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются.

Возврат экспортных  пошлин производится после ввоза продуктов  переработки и их таможенного  оформления в течение трех лет  с момента ввоза.

К ввозимым на территорию Российской Федерации продуктам переработки может применяться полное или частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин и налогов.

Полное освобождение предоставляется, если таможенный орган  Российской Федерации удостоверится  в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.

Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке.

Лицо, не возвратившее товары, либо не осуществившее ввоз продуктов  переработки в установленные  сроки, не несет ответственности перед таможенными органами Российской Федерации лишь в случае уничтожения или безвозвратной утраты товаров, либо продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки или хранения, либо выбытия из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Таможенное оформление временно вывозимых за границу для переработки российских товаров производится таможней, выдавшей лицензию, при условии предоставления, помимо стандартных документов, необходимых для таможенного оформления, лицензии на переработку вне таможенной территории.

Можно привести достаточно проблематичную ситуацию, связанную с необходимостью реставрации предмета, находящегося на постоянном хранении в одном из российских музеев.

Потсдамский кубок в  честь праздника «Чудо белой  розы» был подарен императору Александру Первому в первой четверти девятнадцатого века. Этот уникальный экспонат из серебра весом около двух килограмм и страховой оценкой в два миллиона американских долларов с множеством деталей из различных материалов, в том числе, имеется серебро с эмалью и позолотой, серьезно пострадал в результате транспортировки, связанной с эвакуацией музейного имущества во время Великой Отечественной войны. Особенности данной ситуации состоят в том, что зарубежные реставраторы готовы выполнить работу безвозмездно для музея, с учетом последующего проведения выставки с участием этого кубка. Кроме того, в Германии находится точно такой же кубок, что может существенно облегчить выполнение реставрационного задания, так как тот кубок может быть использован как образец. Надо отметить, что российский музей не может позволить себе реставрацию этого экспоната из-за отсутствия необходимых реставрационных материалов, а так же высокой стоимости реставрационных работ.

Эта достаточно сложная  ситуация осложняется еще и тем, что признавая указанный экспонат как «товар, содержащий драгоценные металлы», то есть как ювелирное изделие, придется учесть, что вступает в силу ряд ограничений, связанных с выдачей лицензии на переработку вне таможенной территории. Лицензия на переработку не выдается, если в качестве продуктов переработки заявлены «ювелирные изделия в связи с отсутствием возможности идентификации исходных товаров в продуктах переработки».

Как уже отмечалось, культурные ценности представляют собой категорию  товаров, существенным образом, по своему качественному составу, охватывающую довольно значительную часть Товарной Номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Это необходимо учитывать при таможенном контроле и оформлении культурных ценностей, вывозимых из Российской Федерации для реставрации и возвращаемых на территорию России после проведения реставрационных работ.

Реставрационные работы, как отмечалось ранее, могут быть абсолютно различными по своему влиянию  на первоначальное состояние вывозимого предмета. Это могут быть работы, связанные с нанесением специального покрытия для предотвращения появления оксидной пленки на серебряных изделиях, наличие которой невозможно обнаружить без специального оборудования, дублирование холста для укрепления картины или работы, связанные с изготовлением элементов, содержащих драгоценные камни, металлы. В любом случае, проводимые работы, несмотря на конкретные затраты, связанные с использованием реставрационных материалов, могущих иметь таможенную стоимость, не влияют на общую страховую оценку предмета, являющегося культурной ценностью. 

При разработке порядка  таможенного контроля и таможенного  оформления культурных ценностей, вывозимых  из России для реставрации, кроме  указанных ранее особенностей, связанных  с применением мер нетарифного  регулирования, порядка согласования с государственными органами, выдающими разрешения на вывоз некоторых товаров, целесообразно было бы воспользоваться возможностью классифицировать услуги с целью их декларирования. Казалось бы, это позволяет устранить имеющиеся противоречия, возникающие при помещении культурных ценностей под таможенный режим «переработка вне таможенной территории» при вывозе их на реставрацию. Кроме того, такие услуги предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации как операции по ремонтно-реставрационным, консервационным и восстановительным работам, выполняемым при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, и освобождены от налогообложения. Необходимо также подчеркнуть, что услуги по реставрации были учтены при разработке временного классификатора услуг на базе единой классификации товаров (ЕКТ), рассмотренных на двадцать пятой сессии статистической комиссии ООН. Кроме того, декларирование услуг по реставрации, совместно с декларированием культурных ценностей необходимо так же для ведения таможенной статистики.

Таким образом, отмеченные особенности указанных режимов, казалось бы, не позволяют однозначно определить экономико-правовой статус культурных ценностей при вывозе за рубеж для реставрационных  работ. Однако, применение режима «переработка вне таможенной территории» затруднен определением таможенной стоимости, в связи с тем, что, как уже отмечалось, ни один из шести методов определения таможенной стоимости в указанном случае не применим. Страховая оценка, используемая при таможенном оформлении культурных ценностей, не является таможенной стоимостью и, может значительно отличаться от предыдущей оценки одного и того же предмета в зависимости от характера выставки, состава коллекции и сроков нахождения выставки за рубежом. Объем выполненных работ, даже с учетом стоимости материалов, может не влиять на первоначальную страховую оценку. Кроме того, в некоторых случаях, в результате реставрационных работ могут появляться предметы, которые сами становятся культурными ценностями, или, даже подакцизным товаром как ювелирные изделия. Таможенная стоимость использованных материалов и работ должна прибавляться при обратном ввозе к первоначальной стоимости. Это делает невозможным проведение арифметических операций с несопоставимыми величинами. Следует также отметить то обстоятельство, что российские товары, помещенные под таможенный режим переработки вне таможенной территории и вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, облагаются вывозными таможенными пошлинами по ставкам, действующим на день предъявления в таможенные органы грузовой таможенной декларации на вывоз товаров на переработку в соответствии с заявленным таможенным режимом. При выпуске же для свободного обращения продуктов переработки на таможенную территорию Российской Федерации, суммы вывозных таможенных пошлин, взысканные с товара при вывозе, подлежат возврату плательщику вывозной таможенной пошлины. Возврат пошлин производится после ввоза товаров и их таможенного оформления, при условии выполнения всех условий разрешения на временный вывоз российских товаров для переработки за границей. При таможенном оформлении юридическим лицом товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом переработки   

В то же время,  одним  из условий помещения товаров  под режим «временный ввоз/вывоз», является их возврат в неизменном состоянии. Необходимо также подчеркнуть, что льготы по уплате сборов за таможенное оформление распространяются только при применении режима «временный ввоз/вывоз», если целью временного ввоза или вывоза является проведение выставок, а участниками внешнеэкономической деятельности в данной ситуации являются государственные или муниципальные хранилища культурных ценностей. Однако, невозможность охарактеризовать культурные ценности как обычный товар, «перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации», а  также наличие совокупности специфических особенностей, определяющих помещение под какой –либо таможенный режим культурных ценностей государственными музеями при отсутствии определяющих моментов в нормативной базе дает основания полагать, что применение режима временного ввоза-вывоза в данной ситуации более целесообразно как в экономическом плане, так и с точки зрения социально-этического подхода к данному вопросу.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, можно говорить о множестве вопросов,  возникающих при обсуждении подходов к проблемам сохранения культурных ценностей.  В частности, возникает   проблема  экономико-правового обоснования статуса  режима, под который должны помещаться товары при вывозе за пределы Российской Федерации в целях реставрации, а также проблема создания единого блока специализированной нормативной базы и методических разработок по вопросам ввоза – вывоза культурных ценностей, и,  как следствие,  необходимость создания в таможенных органах специализированной службы по работе с культурными ценностями.

В статье 15 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» сказано, что «…Государственный  таможенный комитет Российской Федерации  силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей…».

В статье 23 Закона подчеркивается: «Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной  регистрации, в порядке, установленном  Федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации».

В статье 35 Закона отмечено, что временно ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и  регистрации в порядке, установленном  федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно  с ГТК РФ.

Следовательно, специализированная служба по работе с культурными ценностями, действующая в соответствии с технологическими схемами, которые могут быть разработаны на основе действующего законодательства и в рамках требований государственной политики в области сохранения культурных ценностей в пределах своей компетенции могла бы:

1. в должной мере  организовать реализацию существующего  законодательства Российской Федерации;

2. осуществлять контроль  за исполнением действующего  законодательства;

3. проводить работу  по внесению предложений для  совершенствования законодательной базы;

4. совершенствовать формы  и методы контроля за перемещением  культурных ценностей через государственную  и таможенную границу Российской  Федерации.

К основным проблемным вопросам по пунктам 1,2 можно отнести следующие: временно ввозимых на территорию России культурных ценностей, в том числе, обратно ввозимых в неизменном состоянии после временного вывоза и временного вывоза для реставрации за рубежом.

Информация о работе Таможенный контроль за культурными ценностями РФ