Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы
Выявление характерных черт и особенностей таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации

Перечень основных вопросов, подлежащих разработке
1. Рассмотрение понятия культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Комарова.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал

 

Кафедра организации таможенного  контроля и технических средств

таможенного контроля

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

на тему «Культурные ценности: порядок таможенного оформления и

таможенного контроля при перемещении через таможенную границу РФ»

 

 

Студент

 

Комарова

факультета таможенного  дела

____________

Юлия Михайловна

     
     

Научный руководитель

____________

К.Д.Скрипник,

   

доктор философских

   

наук, профессор

     

«К защите допускаю»

   
     

Заведующий кафедрой

____________

И.Б.Чепко

   

доцент, кандидат

   

экономических наук


«___»_________20__г.

Ростов-на-Дону

2011


Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

 

Кафедра организации таможенного  контроля и ТСТК

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

к.э.н., доцент

______________И.Б. Чепко

«___» ____________20___ г.

 

 

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы

 

студенту  Комаровой Юлии Михайловне 

                                                        

Специальность 080115.65 – Таможенное дело

 

Факультет таможенного дела

 

Форма обучения очная

 

Тема:  Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через таможенную границу РФ

 

Утверждена приказом Ростовского  филиала Российской таможенной академии  от «18» января 2011 г. № 1 - ст

 

Научный руководитель д.ф.н., профессор К. Д. Скрипник

 

 

Дата выдачи задания: «21» января 2011 г.

 

Срок сдачи студентом  выполненной ВКР:

«03» июня 2011 г.

 

ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ

 

Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы

Выявление характерных  черт и  особенностей таможенного  оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении  через таможенную границу Российской Федерации

 

Перечень основных вопросов, подлежащих разработке

1. Рассмотрение понятия  культурных ценностей в международно-правовом  аспекте и в сравнении с  отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.

2. Изучение существующего  порядка перемещения культурных  ценностей через таможенную границу  и анализ основных видов ответственности  за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей.

3 Характеристика состояния  и динамики контрабанды культурных  ценностей и мер по ее предотвращению.

4. Анализ рисков и способов  их минимизации при таможенном  оформлении и таможенном контроле  культурных ценностей при перемещении  через таможенную границу РФ.

 

Перечень иллюстраций: фотографии, таблицы

 

Основные источники информации, используемые для разработки темы:

  1. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений от 27.11.2009
  2. Закон РФ от 15.04.93 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»
  3. Постановление Правительства РФ от 27.04.01 № 322 «Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»

 

Научный руководитель ______________________   К. Д. Скрипник                                    

«___» _________ 20__ г.

 

 

«Задание к исполнению принял»

 

Студент                            ______________________   Ю. М. Комарова                                  

 «___» _________ 20__ г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Перемещение культурных ценностей: правовой аспект……………...8

    1. Международно-правовое регулирование отношений в сфере культуры...8
    2. Российское законодательство о культуре и культурных ценностях……21

Глава 2. Порядок перемещения  культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации……………………………………..28

2.1. Порядок вывоза (временного  вывоза) культурных ценностей…………..28

2.2. Порядок ввоза (временного  ввоза) культурных ценностей………………42

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  реализации таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации……………………..........................53

3.1. Нарушение законодательства  о порядке вывоза и ввоза  культурных ценностей: динамика, проблемы и ответственность…………………………53

3.2. Риски и способы  их минимизации при осуществлении  таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации………………………………………………64

Заключение……………………………………………………………………….70

Список использованных источников…………………………………………...74

Приложения……………………………………………………………………...79

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время международные  отношения характеризуются связями государств в самых различных областях человеческой деятельности. В первую очередь это касается политических отношений, на основе которых каждое государство строит свою внешнюю политику, которая определяет основы сотрудничества этого государства с другими государствами в иных областях международных связей: в экономической области, в области научно-технического сотрудничества, в гуманитарной области, в области международной борьбы с преступностью и т.д. Сотрудничество государств в области культуры тоже входит в этот список.

Культура, сама по себе как  общечеловеческая ценность, не признает границ. Взаимодействие, взаимообогащение различных культур происходит на самых разных уровнях, и государства не в силах остановить этот процесс. Однако государствам под силу процесс этот упростить, ускорить, сделать наиболее приемлемым. Инструментом этого регулирования является международное публичное право, а, точнее, соглашения и конвенции между субъектами международного права, регулирующие международный культурный обмен. Наиболее интенсивное развитие международного права в этой области наблюдается во второй половине ХХ века. На это существует ряд объективных причин:

  • Вторая Мировая война, с ее огромными невосполнимыми потерями культурных памятников и культурных ценностей;
  • Учреждение в 1945 году на Лондонской конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставшей с 1946 года специализированным учреждением ООН;
  • Развитие всего международного права как основы межгосударственных отношений;
  • Нарастающая угроза сохранности и возможности передачи потомкам культурного наследия в виду самых различных причин.

Важнейшей функцией общения  государств в области культуры является то, что культурные обмены и сотрудничество содействуют лучшему взаимопониманию между людьми и между народами и способствуют, таким образом, упрочению согласия между государствами.

Культура формируется  путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей. Учитывая тот факт, что данная система является определяющим фактором во всех областях преобразовательной деятельности человека, она часто становится ареной острой идеологической полемики по вопросам культурной политики государства в области развития культурных связей, сохранения культурных ценностей, являющихся духовным базисом нации.

С 1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации и Республики Казахстан начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС). С 6 июля 2010 г. ТК ТС вступил в силу и на территории Республики Беларусь. 6 июля 2010 года – дата начала фактического функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Одной из особенностей деятельности таможенных органов Российской Федерации  согласно Таможенному кодексу Таможенного  союза является то, что таможенные органы «обеспечивают исполнение таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы».  ФЗ от 27.11.10 г. № 311 «О таможенном регулировании в РФ» обязывает таможенные органы осуществлять противодействие незаконному обороту … культурных ценностей …, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации».

Изучение положений нормативных  документов, практика их применения демонстрируют, что при работе с культурными ценностями имеет место неоднозначное понимание самого понятия культурных ценностей в первую очередь ввиду многочисленности трактовок данного понятия, встречающихся в данных документах. Актуальность темы данной работы определяется необходимостью обращения к существующему порядку перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ в связи с образованием Таможенного союза, проблемам, с которыми сталкиваются таможенные органы, физические и юридические лица при таком перемещении, а также возможным путям решения данных проблем. Исходной базой является компаративный анализ международной и отечественной нормативной базы и экспликация смысла и содержания понятия «культурные ценности». В литературе вопрос определения и перемещения культурных ценностей был освещен в работах В. Г. Беспалько, В. И. Дьякова, С. Н. Молчанова, Г. А. Русанова и др.

Целью дипломной работы является выявление характерных черт и  особенностей таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач, отражающих логику и концепцию исследования:

  1. Рассмотреть и проанализировать понятие культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.
  2. Охарактеризовать существующий порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу и операции, связанные с данным перемещением.
  3. Проанализировать и выявить основные виды ответственности за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей.
  4. Охарактеризовать состояние и динамику контрабанды культурных ценностей и предложить меры по ее предотвращению.
  5. Раскрыть риски и предложить способы их минимизации при таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей при перемещении через таможенную границу РФ.

Объект исследования –  перемещение культурных ценностей  через таможенную границу РФ. Предметом исследования является операции при перемещении культурных ценностей через таможенную границу РФ.

Структура работы обусловлена  целью исследования, задачами, предметом, объектом  и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ  КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

    1. Международно-правовое регулирование отношений в сфере культуры

 

В международно-правовом аспекте понятие «культурные ценности» имеет две особенности. Во-первых, в международных конвенциях или соглашениях (договорах) не существует универсального понятия “культурные ценности”, которое охватывало бы все объекты, подпадающие под данное определение. Вторая особенность заключается в том, что каждая международная конвенция дает определение культурных ценностей, исходя из специфики тех правоотношений,  которые она призвана урегулировать. На основе этих двух особенностей и сложилось понятие “культурные ценности”, фигурирующее в международных актах. Рассмотрим основные из них.

Пактом Рериха  именуют  Договор об охране художественных и  научных учреждений и исторических памятников, подписанный в Белом Доме представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года, инициатором которого выступил Музей Рериха в США (далее – Пакт Рериха). В первой статье указывается: «Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон. Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время»1. Этот документ стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до второй мировой войны.

Информация о работе Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ