Таможенный контроль за культурными ценностями РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Современный период развития общества, характеризуемый резкими социально-экономическими, а также политическими потрясениями несет в себе также изменения в осознании людьми роли культурного наследия в духовном развитии нации. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему созидания, распространения, хранения и использования материальных и духовных ценностей

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
Культурные ценности как объекты таможенного контроля…………………...3
Особенности применения мер нетарифного регулирования к культурным ценностям ………………………………………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль за культ. ценностями.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...1

 

Культурные ценности как объекты таможенного контроля…………………...3

 

Особенности применения мер нетарифного регулирования  к культурным ценностям ………………………………………………………………………....8

 

Заключение……………………………………………………………………….22

 

Список использованных источников…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный период развития общества, характеризуемый резкими  социально-экономическими, а также  политическими потрясениями несет  в себе также изменения в осознании людьми роли культурного наследия в духовном развитии нации. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате их материальной и духовной деятельности и представляет собой систему созидания, распространения, хранения  и использования материальных и духовных ценностей. Учитывая тот факт, что данная система является определяющим фактором во всех областях преобразовательной деятельности человека, часто она становится ареной острой идеологической полемики по вопросам культурной политики государства в области развития культурных связей, сохранения  культурных ценностей, являющихся духовным базисом нации.   

Одной из особенностей деятельности таможенных органов Российской Федерации  является то, что таможенные органы «…обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы…». Таможенным кодексом, также на таможенные органы возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации «…предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности…».

Учитывая вышесказанное, а также то, что Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» Государственный таможенный комитет отнесен к органам, выполняющим в пределах своей компетенции функции органа государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей (Ст. 12 Закона), таможенные органы, являясь одновременно правоохранительными и налоговыми органами, в пределах своей компетенции занимаются «культурной деятельностью», областью применения которой являются:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- музейное дело и коллекционирование;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В данной работе рассмотрены  основные экономико-правовые вопросы, связанные с реализацией  законодательства, некоторые проблемы, осложняющие  их реализацию, а также возможные  пути решения сложившихся противоречий в действующем законодательстве, связанных со статусом данной категории товаров и  таможенным контролем за их перемещением через государственную и таможенную границу Российской Федерации при помещении культурных ценностей под таможенные режимы, обеспечивающие их временный вывоз из Российской Федерации и обратный ввоз.

Актуальность темы, связанной  с экономико-правовым аспектом временного вывоза культурных ценностей заключается, прежде всего, в том, что данная категория  товаров является уникальной как с точки зрения их материально-пространственной формы воплощения, что существенным образом сказывается на их значимости для государства с различных позиций, в том числе и как запасов стоимости, так и с точки зрения современного состояния законодательной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурные ценности как объекты таможенного контроля

 

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных  национальностей, так и различных  слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

     Для одних  - это предметы удовлетворения  своих культурных потребностей,  для других - это способ существования  или средство наживы.

Удовлетворение культурных потребностей - это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и т.д.

В настоящее время  используются различные термины, применительно  к объектам культуры: культурное наследие, памятники истории культуры и культурные ценности.

Культурное наследие образует совокупность материальных и  духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

В статье 3 Федерального Закона РФ от 23 июня № 115-ФЗ «Основы законодательства о культуре» культурные ценности определены как: «…нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

Понятие «культурные  ценности» охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут  обладать средства труда и его  вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские  идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т.д.                                   

В статье 7 закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»  перечисляются  категории предметов, подпадающие под действие данного  Закона:

- исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

- предметы и их фрагменты,  полученные в результате археологических  раскопок;

-   художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

- редкие рукописи и документальные памятники;

- архивы, включая фото-, кино-, видеоархивы;

- уникальные и редкие  музыкальные инструменты;

- почтовые марки, иные  филателистические материалы, отдельно  или в коллекциях;

- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

- редкие коллекции  и образцы флоры и фауны,  предметы представляющие интерес  для таких отраслей науки, как  минералогия, анатомия и палеонтология;

- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие  историческое, художественное, научное или культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Разнообразие применяемых  терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании  общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно к  таможенному законодательству. Это та самая грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т.д. становится, с точки зрения буквы закона «товаром, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации».

Необходимо подчеркнуть, что ценности (культурные ценности), с точки зрения международной  классификации, используемой при оценке национального богатства по системе национальных счетов являются одной из составляющих нефинансовых производственных материальных активов. В данном случае культурные ценности могут выступать как предметы значительной стоимости, не уменьшающейся с течением времени, которые сами непосредственно не участвуют в материальном производстве, но при этом могут являться запасами стоимости.

Следует отметить, что  таможенное законодательство не предполагает отнесение культурных ценностей  к отдельной категории товаров  с точки зрения таможенного оформления и, таким образом, с этой стороны  – культурные ценности становятся товаром, как любым движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

Товарная номенклатура содержит в себе товарную группу 97 –  «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» и предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям:

9701100000 – Картины, рисунки  и пастели;

9701900000 – Прочие;

9702000000 – Подлинники  гравюр, эстампов и литографий;

970300000 – Подлинники  скульптур и статуэток из любых  материалов;

9704000000 – Марки почтовые или марки госпошлин, знаки почтовой оплаты и др.;

9705000000 – Коллекции  и предметы коллекционирования  по зоологии, ботанике, минералогии,  анатомии, истории, археологии, палеонтологии,  этнографии, или нумизматике;

9706000000 – Антиквариат  возрастом более 100 лет;

 

Данная классификация  предполагает отнесение культурных ценностей к отдельной товарной группе.

Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены  функции по пресечению незаконного  оборота через таможенную границу  предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продукт  человеческого труда, созданный  для получения прибыли путем  продажи или обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, но приведенные ранее определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара, что видно из преамбульной части закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Кроме того, условно попадая  под определение «товар», как «любое движимое имущество,…перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации» (закон «О таможенном тарифе»), культурные ценности не подпадают под действие данного закона. Исходя из диспозиции, закон «О таможенном тарифе» не может применяться к регулированию правоотношений возникающих, из нарушений или правонарушений в сфере контроля за  вывозом и ввозом культурных ценностей.

Данный закон, являясь законодательным актом прямого действия, не устанавливает процессуальные особенности и субъектов ответственности в сфере нарушения, связанных с несоблюдением установленного порядка по перемещению через таможенную границу культурных ценностей.

Таким образом, корреспондируя объект «товар» и объект «культурная  ценность», можно сделать вывод, что ст. 230 ТК не предусматривает в качестве объекта правонарушения – порядок оформления культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, что также подтверждает необходимость выделения культурных ценностей в отдельную категорию товаров.

Исходя из вышеизложенного, следует определиться в разграничении  сфер применения административного  и уголовного законодательства по отношению  к тем случаям, когда нарушен  порядок перемещения, включая применение таможенных режимов, порядок таможенного оформления и таможенного контроля за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть  и ту существенную особенность, которая  заключается в определении таможенной стоимости при таможенном оформлением культурных ценностей и помещении их под режим временный «ввоз/вывоз». Согласно закону «О таможенном тарифе», таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу Российской Федерации. Порядок определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и определяется Правительством Российской Федерации на основе положений закона «О таможенном тарифе». Таможенная стоимость вывозимых товаров также устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Таможенный контроль за культурными ценностями РФ