Таможенный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие содержания общих положений таможенного контроля, а также порядок его осуществления.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа- Таможенный контроль.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

В процессе развития мировой экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на экспортно-импортные потоковые процессы, большая часть которых используется во всех цивилизованных странах мира.

Государство устанавливает таможенные процедуры и таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, систему таможенных платежей, порядок их исчисления и взимания, утверждает правила таможенного контроля, осуществляет другие виды управленческой деятельности и регулирования, охватываемые понятиями таможенного дела и таможенной политики.

Инструменты реализации таможенной политики, порядок организации и правила таможенного дела затрагивают интересы большого круга лиц, получивших право непосредственного  выхода на внешний рынок. Сообразно этому возрастает роль государства по регулированию предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, информацией.

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти.

 Данная норма Конституции объединяет единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.

В соответствии со статьей 14 ТК РФ, — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Все вышесказанное обуславливает актуальность и практическую значимость выбранной темы курсовой работы.

Целью работы является раскрытие содержания общих положений таможенного контроля, а также порядок его осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Положение о таможенном контроле

 

      1. Понятие таможенного контроля.

 

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ИКД Зерцало, 2008. - с. 3

Таможенный контроль представляет собой один из видов государственного контроля, проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Лицами, правомочными на производство таможенного контроля, являются сотрудники таможенных органов РФ.

Порядок и условия осуществления таможенного контроля осуществляются по нормам, содержащимся в Таможенном кодексе РФ и принятых в его исполнении правовых актов РФ.

В соответствии со ст.14 ТК РФ при осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенного контроля не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства.

Требования, предъявляемые  таможенными органами, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлению деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения таможенного законодательства. ( НОЗДРАЧЕВ 290)

Цель таможенного контроля состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Институт таможенного контроля понимается как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств либо как совокупность проверочных мероприятий.

В качестве объекта таможенного контроля выделяют государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

В зависимости от направления проверочной деятельности таможенных органов, выделяют следующие предметы таможенного контроля:

- товары и транспортные  средства (перемещаемые либо перемещенные  через таможенную границу РФ);

- предпринимательская деятельность, контролируемая таможенными органами;

 - документы и сведения, необходимые для таможенных целей.

Документы, необходимые для таможенного контроля, рассматриваются в качестве предметов контроля при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств, оформлении изменения таможенного режима, при проведении таможенного надзора.  ( ноздрачев)

 

1.2. Принципы осуществления  таможенного контроля.

 

Статья 358 Таможенного кодекса РФ устанавливает принципы проведения таможенного контроля:

1. Выборочность и достаточность избираемых форм таможенного контроля.

Применение мер таможенного контроля ко всем товарам и транспортным средствам означает, что предметом таможенного контроля могут быть любые товары и транспортные средства, перемещаемые через границу.

Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных форм контроля для обеспечения выполнения таможенного законодательства в соответствии правилу 6.2. Киотской конференции.

2. Принцип сотрудничества при осуществлении таможенного контроля.

Российские таможенные органы сотрудничают с органами таможни других государств. От их эффективного взаимодействия зависит во многом и эффективность таможенного контроля. К формам взаимодействия относятся обмен информацией, проведение совместных мероприятий, координация деятельности, создание межгосударственных организаций, таможенных союзов.

Взаимодействие  между таможенными органами государств соответствует стандартному правилу 6.8. Киотской конференции, согласно которому, таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля.

3. Осуществление таможенного  контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ.

Никаким органам государственной власти, кроме таможенных, не предоставлены полномочия по проведению таможенного контроля. Таможенные органы не вправе делегировать их иным органам.

Таможенные органы обязаны действовать исключительно в соответствии с таможенным законодательством, что создает дополнительные гарантии соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности и законность требований таможенных органов.

4. Принцип использования системы управления рисками.

Под риском с позиции организации таможенного контроля понимается несоблюдение таможенного законодательства РФ. Система управления рисками позволяет создать современную  систему таможенного администрирования, обеспечивающую осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, оптимально распределить ресурсы таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ.

Обязательное условие организации системы управления рисками- соблюдение принципа единства управления рисками, что означает определение и применение единых подходов к принятию управленческих решений в отношений в отношении мер по предотвращению или минимизации рисков. Система управления рисками позволяет обеспечить не только интересы государства, но и сокращение времени таможенного оформления, предсказуемость работы таможенных органов, партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

В процессе управления рисками таможенные органы проводят анализ риска путем использования имеющейся у таможенных органов информации.

5. Недопустимость применения  неправомерного вреда при проведении  таможенного контроля.

Принцип направлен на защиту прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу. Таможенный кодекс не уточняет характер вреда, следовательно, вред может быть моральным и материальным.      НОЗДРАЧЕВ

Выводы по главе I

Таким образом, таможенный контроль как проверка - это осуществляемая таможенными органами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Порядок осуществления таможенного контроля

 

      1. Нахождения товаров и транспортных средств

под таможенным контролем.

 

При определенном разнообразии статусов товаров и транспортных средств, подвергающихся таможенному контролю,  в своей совокупности они образуют обобщенный статус товарного объекта таможенного контроля. Положения ТК РФ устанавливают принципиально временный характер указанного статуса с возможностью выделения периодов нахождения товаров в сфере таможенного контроля. Например, основной (или обязательный) период, соответствующий периоду таможенного оформления товаров, и факультативный (или возможный), определяемый таможенным режимом, специальной таможенной процедурой или условным выпуском товара . Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного контроля // «Право и экономика», 2005, № 12.

К товарам, находящимся под таможенным контролем, относятся:

- иностранные товары, ввезенные  на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения;

- российские товары при  вывозе с таможенной территории  РФ до фактического пересечения таможенной границы.  НОЗДРАЧЕВ

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при вывозе их с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации и до пересечения таможенной границы согласно ст. 360 ТК РФ.

Обычно таможенный контроль товаров и транспортных средств заканчивается после завершения таможенного оформления и проставления должностным лицом таможенного органа на соответствующих документах штампа "выпуск разрешен" и личной номерной печати. Однако, таможенные органы наделены правом проводить проверку достоверности представленных при таможенном оформлении сведений после выпуска, а также вправе запрашивать и получать информацию, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами. Данная проверка может производиться в течение одного года со дня принятия решения о выпуске.

С целями проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, хранения их и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля .

Зоны таможенного контроля обычно создаются:

- вдоль таможенной границы РФ;

- в местах производства таможенного оформления;

- в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

- в местах временного хранения;

- в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Зоны таможенного контроля бывают постоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создают в случае непосредственно регулярного нахождения в них товаров, которые подлежат таможенному контролю. Халипов С. В. Таможенный контроль. Административно-правовой анализ. М., 2007. С. 38.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

- при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период времени совершения таможенных операций);

- если существует необходимость осуществления осмотра или досмотра товаров или транспортных средств, которые таможенными органами были обнаружены вне постоянной зоны таможенного контроля.

Андриашин X. А., Свинухов В. Г., Балакин В. В. Таможенное право. М., 2008. С. 103.

 Таким образом, зона таможенного контроля представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Следовательно, перемещение товаров и транспортных средств через границы зоны таможенного контроля и в пределах зоны допустимо только по специальному разрешению таможенного органа и непосредственно под его надзором.

Информация о работе Таможенный контроль