Таможенные отношения России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в анализе таможенных отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы, цели и задачи таможенных отношений
-рассмотреть таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном и другими странами СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1.Понятие таможенных отношений……………………………………6
1.1 Теоретические основы таможенных отношений…………………….6
1.2 Виды таможенных отношений, условия их возникновения………...9
ГЛАВА 2. Таможенные отношения России со странами СНГ ……………….13
2.1 Таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном…...13
2.2 Таможенные отношения с другими странами СНГ………………...20
2.3 Таможенная статистика России и стран СНГ за 2010 год………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные отношения России со странами СНГ.docx

— 210.48 Кб (Скачать файл)

Сельское хозяйство в  Белоруссии сохраняет свой потенциал  и способно наращивать поставки на российский рынок картофеля, мяса, фруктов  и другого продовольствия. И сейчас Белоруссия готова поставлять в Россию до 20% своей сельхозпродукции.

С 1996 года наметился рост взаимосвязей на уровне регионов. Привлекают внимание и такие показатели. В  объеме товарооборота Республики Беларусь товары российских производителей составляют около 80%. По масштабам торговли с  Россией Белоруссия занимает второе место.

Белоруссия заинтересована в получении российского сырья  и энергоносителей, продукции металлургической промышленности, комплектующих изделий  для промышленного производства, а также в емком рынке для  сбыта химической, машиностроительной, сельскохозяйственной и, в меньшей мере, текстильной промышленности.

Для развития долговременных экономических отношений между  двумя странами решаются следующие  вопросы:

•  завершить обустройство единой таможенной территории, отработку и согласование торговых режимов в торговле  между  государствами, а также с третьими странами, обеспечить комплекс мер, гарантирующих недопущение несанкционированного реэкспорта продукции из третьих стран в Россию через территорию Белоруссии;

•  выработать единые подходы  к решению вопросов: гражданства, трудовых прав граждан, гарантирования прав человека, борьбы с организованной  преступностью,  контрабандой наркотиков и  оружия, терроризмом, предупреждения и пресечения незаконной миграции;

•  эффективно использовать возможности межгосударственных органов.

Сразу после подписания российско-белорусского соглашения были выравнены ставки таможенных пошлин и создано правовое поле для  деятельности хозяйствующих субъектов  из обеих стран. За 1995—1996 гг. в 2 раза увеличилось задержание товаров при пересечении белорусской границы. В течение двух лет Россия получила выигрыш в размере 1,5 млрд долл., Белоруссия— 1,2 млрд долл. Суммарный товарооборот между Россией и Белоруссией за 1996 г. вырос почти в 1,5 раза '.Развитие экономических отношений России и Белоруссии проходило несколько этапов.

На первом этапе оформилось практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., и прежде всего отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле в соответствии с Протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г., являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

При этом отмена ограничений  во взаимной торговле происходила на основе применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г. и создания полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей (в том числе тарифного и нетарифного регулирования), а также установления одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Унификация в течение  последних лет внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства затрагивала многие аспекты внешнеэкономической деятельности, относящиеся, в частности, к:

- экономическим условиям  хозяйствования на основе рыночных  принципов, обеспечивающих равные  возможности и гарантии для  субъектов хозяйственной деятельности государств Договаривающихся Сторон;

- ценовой политике;

-валютному регулированию  и валютному контролю;

- экспортному контролю;

- недобросовестной  конкуренции   и  ограничительной деловой  практике;

- интеллектуальной собственности.22

Формирование механизма  взаимоотношений Таможенного союза  с третьими странами и международными организациями осуществляется на основе делегирования соответствующих полномочий одной из Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны Таможенного союза организуют работу по унификации национального законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Россия и Беларусь обязались предоставлять друг другу тексты действующих актов, содействовать в разъяснении и уточнении содержания их положений, относящихся к реформированию национальной экономики.

Второй этап предполагает решение вопроса о единых наднациональных органах управления в Таможенном союзе.

Стороны согласились, что  они:

- применяют Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, одобренные Советом глав правительств Содружества 10 декабря 1994 г.;

-применяют Единую методологию  таможенной статистики внешней  торговли государств-участников  Содружества Независимых Государств, утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 г.;

- применяют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств государств Содружества 24 сентября 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями;

- применяют Соглашение  о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт, подписанное в Москве 15 апреля 1994 г.;

- по мере реализации  настоящего Соглашения могут по взаимному согласию вносить уточнения в содержание и сроки выполнения отдельных мероприятий указанных в настоящей статье этапов;

- применяют механизм двусторонних и (или) многосторонних консультаций по вопросам, вытекающим из целей, принципов, условий и этапов создания Таможенного союза.

При решении вопроса о  необходимости производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь, таможенные органы руководствуются Указом Президента РФ от 25.05.95 № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе РФ и Республики Беларусь» и соответствующими постановлениями Правительства РФ от 23.06.95 № 583, 24.03.2000 № 254.

В соответствии с этими  документами не осуществляется таможенное оформление и не производится таможенный контроль только в случае — в отношении товаров, ввозимых из Беларуси, страной происхождения которых является Республика Беларусь.

Если страной происхождения  является Республика Беларусь, статус товаров для таможенных целей может быть подтвержден сертификатом происхождения по форме СТ-1, выданным Торгово-промышленной палатой Республики Беларусь, или соответствующими документами, такими, как транспортные, товаросопроводительные и другие документы, содержащие косвенные признаки, позволяющие определить страну происхождения товаров, или результатами досмотра товаров (внешний вид, маркировка, упаковка и т. п.).

При ввозе подакцизных  товаров или товаров требуется подтверждение сертификата происхождения товаров (приказ ГТК РФ от 07.08.95 № 484) по форме СТ-1. Сертификат по форме СТ-1 желательно иметь при ввозе любого товара, так как осуществляемая таможенным органом проверка может не позволить отнести ввозимый товар к категории происходящих с территории Республики Беларусь, или у сотрудника таможенного органа появятся веские основания не считать его таковым.

Во всех остальных случаях  при ввозе товаров с территории Республики Беларусь таможенное оформление и контроль проводятся в порядке, установленном для товаров, ввозимых из стран СНГ.

Как и в Таможенном союзе  «пяти», в таможенных отношениях России и Белоруссии имеются отдельные  недоработки и разногласия. Почти  все принятые в странах-партнерах  РФ по Таможенному союзу в рамках унификации законодательства нормативные акты были изначально рассчитаны на их применение именно в России. А то, что выгодно для России, зачастую оказалось на практике невыгодным для Белоруссии. И, в первую очередь, это относится к ставкам таможенных пошлин.

В Соглашении «О едином порядке  регулирования ВЭД», которое подписали  участники Таможенного союза, есть статья, предписывающая сторонам изменять таможенные пошлины только после консультаций с другими партнерами и только с учетом их интересов. Но на деле она практически не применялась.

Так, 10 января 1996 г. Белорусское  правительство снизило ставку таможенных платежей на ввозимые физическими лицами автомобили иностранного производства с 5 до 0,3 ЕВРО (экю) с 1 куб. см объема двигателя. Российская сторона расценила это как нарушение Соглашения. В свою очередь, белорусская сторона высказалась против введения высоких ставок таможенных налогов на импортные автомобили, поскольку в самой Белоруссии автомобили не производятся. Двусторонние соглашения привели к тому, что России удалось убедить Белоруссию в том, что издержки, которые понесет ее внутренний рынок из-за сохранения высоких пошлин на ввозимые гражданами автомобили, будут ниже, чем преимущества, которые она получит от союза с Россией.

Допущенные Белоруссией  и Россией односторонние действия в области тарифного регулирования привели к расхождениям в ставках таможенных пошлин, которые в настоящее время применительно к ввозимым товарам разнятся по 154 наименованиям, а применительно к вывозимым — по 121. Характерно, что с января 1998 г. в РФ по ставкам ввозных таможенных пошлин принято 13 постановлений Правительства, 2 постановления — по уточнению перечней стран и товаров, в отношении которых предоставляется преференциальный режим, 7 постановлений — по вывозным пошлинам, из которых двумя предусматривается либо отмена, либо приостановление действия вывозных пошлин в отношении отдельных категорий товаров.

В середине июня 1997 г. ГТК  РФ был вынужден издать указание «О таможенном оформлении товаров», предусматривающее  создание на российско-белорусской  границе мобильных отрядов для  проверки сопроводительных документов на ввозимые в Россию грузы с целью  сбора информации о пришедших  из Белоруссии грузах и довзыскании не внесенных на территории Белоруссии таможенных платежей. До практики введения таких отрядов поток нелегально поступивших в Россию через территорию Республики Беларусь товаров оценивался в 400—700 млн долл. в год '. Для более оперативного решения этих вопросов в таможенных органах Белоруссии находится более 100 представителей ГТК России.

Эти и многие другие вопросы  сотрудничества в рамках Таможенного союза на новом уровне развития таможенного законодательства, с учетом накопленного опыта, усложнения экономической ситуации нашли свое отражение в проекте Соглашения о таможенном регулировании в Союзе Беларуси и России.

Принятое на совместном заседании коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и России 5 марта 1999 г. Соглашение и статья Программы после доработки станет прочной основой экономической и политической интеграции наших государств, с единым подходом и инструментарием осуществления таможенного оформления и контроля.

Основываясь на положениях Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года и исходя из того, что достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно, с учетом приоритета правовых, экономических и социальных задач Российская Федерация и Республика Беларусь приняли в феврале 2000 года «Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства» . Статья 6 этой Программы посвящена проведению единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.

Несмотря на имеющиеся  трудности и разногласия неоспоримо, что по- продуктивности переговорного процесса СНГ, и особенно отношения России с Беларусью, превзошел все сопоставимые международные организации. За считанные годы, причем в труднейших условиях, в СНГ и таможенных союзах создана договорно-правовая база развития сотрудничества на несколько десятилетий вперед, а это убеждает в огромном потенциале союза. В рамках Содружества подписано более 800 межгосударственных документов: договоров, соглашений, конвенций, меморандумов и т. д. Становится все более очевидным, что Содружество — не инструмент окончательного размежевания постсоветских государств и полной переориентации их международных связей, а интеграционная организация (крупнейшая в мире по охватываемой территории).

Переход в рамках СНГ от межгосударственного сотрудничества к собственно интеграционному взаимодействию, при котором государства-участники делегируют часть своих суверенных прав, с одной стороны — наднациональным институтам, а с другой стороны — региональным образованиям, является весьма перспективным.

2.3 Таможенная статистика России и стран СНГ за 2010 год

Внешняя торговля России в 2010 году

Внешнеторговый оборот России в 2010 году составил 625,6 млрд. долларов США  и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 534,3 млрд. долларов США (на 33,4 %), со странами СНГ – 91,3 млрд. долларов США (на 33,1 %). 
В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2010 году приходилось 85,4%, на долю стран СНГ – 14,6%.

Динамика объема внешнеторгового  оборота в 2006–2010 годах

Информация о работе Таможенные отношения России со странами СНГ