Таможенные отношения России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в анализе таможенных отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы, цели и задачи таможенных отношений
-рассмотреть таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном и другими странами СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1.Понятие таможенных отношений……………………………………6
1.1 Теоретические основы таможенных отношений…………………….6
1.2 Виды таможенных отношений, условия их возникновения………...9
ГЛАВА 2. Таможенные отношения России со странами СНГ ……………….13
2.1 Таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном…...13
2.2 Таможенные отношения с другими странами СНГ………………...20
2.3 Таможенная статистика России и стран СНГ за 2010 год………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные отношения России со странами СНГ.docx

— 210.48 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4

ГЛАВА 1.Понятие таможенных отношений……………………………………6

1.1 Теоретические основы таможенных отношений…………………….6

1.2 Виды таможенных отношений, условия их возникновения………...9

ГЛАВА 2. Таможенные отношения России со странами СНГ ……………….13

2.1 Таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном…...13

2.2 Таможенные отношения с другими странами СНГ………………...20

2.3 Таможенная статистика России и стран СНГ за 2010 год………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..50

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 

 

 



Жеребцова А.А Таможенные отношения России со странами СНГ – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-340, 2011. -52 с., 6 ил., 5 табл., библиографический список – 26 наим., 1 прил.

 

В курсовой работе раскрыты понятие таможенных отношений, виды и условия их возникновения.

Рассмотрены таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном. Проанализированы таможенные отношения России с остальными странами СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интеграционный процесс  сегодня идет практически во всех странах и континентах. В этот процесс включаются различные по уровню своего политического и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение. Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение капиталов и товаров, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содружество Независимых  Государств является одним из действующих  в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших  мировых тенденций - глобализации и  регионализации.

Эффективное использование  комплекса возможностей внутреннего  и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает  перед государствами - участниками  СНГ реальные перспективы динамичного  экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной  системы.

В настоящее время перед  СНГ остро встают вопросы определения  места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности  национальной экономики, превращения  Содружества в региональное экономическое  объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.

Содружество Независимых  Государств обладает значительным ресурсным  потенциалом. Оно занимает 16,4% мировой  территории, на которой проживает  примерно 4,4% мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20% мировых  запасов нефти, 40% природного газа, 25% угля, 10% производства электроэнергии, 25% мировых запасов леса, почти 11% мировых возобновляемых водных ресурсов и 13% пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств - участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.

В 2007 году в СНГ было произведено 3,1% мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к  доллару США), а экспорт товаров  из государств - участников СНГ составлял 3,6% общемирового показателя.

Имеющийся значительный потенциал  является достаточной основой для  увеличения объемов производства, обеспечения  экономической устойчивости и повышения  благосостояния граждан государств - участников СНГ.

Актуальность темы обусловлена  тем, что в современных условиях перспектива динамичного развития экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой  степени ее геостратегические позиции  на постсоветском и евразийском  пространстве.

Цель работы состоит в  анализе таможенных отношений России со странами СНГ.

Для достижения этих целей  в курсовой работе поставлены следующие  задачи:

-раскрыть  теоретические  основы, цели и задачи таможенных  отношений

-рассмотреть таможенные  отношения России с Белоруссией  и Казахстаном и другими странами  СНГ.

 Предметом исследования  является развитие таможенных  отношений России со странами  СНГ и формирование более совершенного  механизма взаимодействия в рамках  Содружества.

Объектом курсовой работы являются таможенные отношения России с государствами-членами СНГ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды  отечественных и иностранных  ученых по исследуемой теме.

 

ГЛАВА 1.Понятие таможенных отношений

    1. Теоретические основы таможенных отношений

В процессе перемещения товаров  через таможенную границу возникают  многообразные общественные отношения  при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей  организации взаимодействия участников таких отношений. В противном  случае могут возникнуть конфликты  из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение  через правовые отношения, которые  выступают в качестве юридической  формы взаимодействия участников общественных отношений.

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные  нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в  ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической  формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Таможенно-правовые отношения  могут возникать:

а) до фактического перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу (например, отношения по поводу информирования и консультирования таможенными  органами лиц, намеревающихся совершить внешнеторговую сделку);

б)        в момент такого перемещения (например, отношения по поводу проведения таможенного оформления и таможенного контроля (а в случае необходимости — и по уплате таможенных платежей), возникающие между таможенным органом и физическим лицом в момент (либо незадолго до или сразу после) пересечения последним таможенной границы России);

в)         после  фактического пересечения товарами или транспортными средствами таможенной границы (например, отношения между таможенным органом и участником внешнеэкономической деятельности по поводу осуществления первым контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, осуществляемого последним).

Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров  и транспортных средств, которые  являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких  отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, электрическая энергия, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке. В качестве транспортного средства могут использоваться любое морское (речное) судно, в том числе на подводных крыльях (воздушной подушке), лихтер (баржа), воздушное судно, автотранспортное средство, включая прицеп, полуприцеп или комбинированное транспортное средство, подвижной железнодорожный состав, используемые для международных перевозок, а также конструктивно предназначенные для транспортного средства оборудование, принадлежности, запасные части и баки, содержащееся в баках топливо и горюче-смазочные материалы, если они перевозятся вместе с транспортным средством.

Таможенный кодекс таможенного союза определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин, налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Определение круга правоотношений имеет значение для правильного применения закона, отграничения смежных отраслей права, поскольку каждый закон регулирует определенные правоотношения, о чем в законе содержится соответствующее положение либо круг таких правоотношений можно выделить при анализе его норм.

Определяя возникновение, изменение, прекращение правоотношений в процессе правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере, государство  придает возникающим связям устойчивый характер, т.е. создает определенный правопорядок.

Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.

Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права  и выполняющие юридические обязанности.

Государственное обеспечение  является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.

Для раскрытия характера  таможенных правоотношений следует  учитывать сферу их возникновения  и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают  в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.

Возникновение, развитие, прекращение  таможенных правоотношений связано  с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники  правоотношений наделены государством властными полномочиями, т.е. они  занимают доминирующее положение, в  то же время другие участники рассматриваемых  отношений находятся в подчиненном  положении. Наиболее наглядно это проявляется  в том, что таможенные органы вправе потребовать представления документов, товаров, транспортных средств, другие участники правоотношений обязаны  выполнить такие требования, неисполнение которых может повлечь принуждение. Таким образом, таможенные правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования  которых со стороны государства  применяется властный метод.

1.2 Виды таможенных отношений, условия их возникновения

Отнесение правоотношений к  категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права.

Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то указанные правоотношения можно распределить на:

- простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая – обязанностями,

- сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями.

В зависимости от особенностей правового регулирования таможенных отношений (в административном аспекте), можно выделить две группы таможенно-правовых отношений:

а) отношения, непосредственно  выражающие основную формулу таможенного  воздействия («субъект - объект» таможенных отношений), в которой отчетливо  проявляется властная природа государственно-таможенной деятельности. Это собственно властеотношения.

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного таможенного  воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его  осуществлением.

В таможенной сфере преобладают  сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, в связи с  чем они наделяются как правами, так и обязанностями.

Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого  отношения соответствует обязанность  другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей  таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение  по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего  товары, представления документов и  самого товара для проведения таможенного  контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность  представить такие документы  и товары. Взаимная связь прав и  обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.

Характер обязанности  участника таможенного правоотношения позволяет провести еще одну классификацию  таких правоотношений, поскольку  наличие обязанности служит поводом  к совершению соответствующих правомерных действий и такие правоотношения можно отнести к:

- активным. Например, лицо, переместившее товары через таможенную границу, обязано доставить их в таможенный орган для осуществления таможенного контроля.

Информация о работе Таможенные отношения России со странами СНГ