Таможенные отношения России со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в анализе таможенных отношений России со странами СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой работе поставлены следующие задачи:
-раскрыть теоретические основы, цели и задачи таможенных отношений
-рассмотреть таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном и другими странами СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…4
ГЛАВА 1.Понятие таможенных отношений……………………………………6
1.1 Теоретические основы таможенных отношений…………………….6
1.2 Виды таможенных отношений, условия их возникновения………...9
ГЛАВА 2. Таможенные отношения России со странами СНГ ……………….13
2.1 Таможенные отношения России с Белоруссией и Казахстаном…...13
2.2 Таможенные отношения с другими странами СНГ………………...20
2.3 Таможенная статистика России и стран СНГ за 2010 год………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенные отношения России со странами СНГ.docx

— 210.48 Кб (Скачать файл)

Условия тарифного и нетарифного регулирования в торговле России со странами СНГ и перечни действующих законодательных актов в этой сфере приведены в соответствующих разделах Соглашений по: квотам и лицензиям; таможенным платежам и таможенному контролю; акцизу, НДС и таможенным сборам.

Одним из важнейших путей  организационного укрепления СНГ является постепенное расширение Таможенного союза, включающего государства, связанные с Россией глубоко интегрированной экономикой и стратегическим политическим партнерством. В этот Союз входят: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Один из основных документов объединения — Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., которое заключили первые три из названных государств. Киргизия присоединилась к Соглашению в 1996 г., а Таджикистан в 1999 г. В приложении 6 даны основные макроэкономические показатели стран СНГ за 1998 год.

В документах Соглашения сказано, что стороны создают Таможенный союз, определяют цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок функционирования, а также распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, условия введения временных ограничений и таможенного контроля определяются Соглашением о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.

Цели Таможенного Союза:

1) обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов;

2) гарантирование устойчивого  развития экономики, свободного  товарообмена и добросовестной  конкуренции;

3) укрепление координации  экономической политики своих  стран и обеспечение всестороннего  развития национального народного хозяйства;

4) создание условий для  формирования общего экономического  пространства;

5) создание условий для  активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.

Таможенный союз (как экономическое  объединение государств) основывается на следующих принципах:

а) наличие единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза;

6) наличие   однотипного   механизма   регулирования   экономики, базирующегося на рыночных  принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Существуют четкие международные правовые требования к таможенным союзам, которые подкрепляются положениями главного в международной торговле юридического документа — «конституции экономической свободы», как иногда называют Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ВТО).

В соответствии с Глоссарием Всемирной таможенной организации Таможенный союз — это субъект, сформированный таможенной территорией, заменяющий две или более территорий и имеющий в союзном государстве следующие характеристики:

— общий таможенный тариф  и общее или гармонизированное таможенное законодательство по применению данного тарифа;

— отсутствие каких-либо таможенных пошлин и оплат, имеющее равнозначное следствие для торговли между  странами, образующими Таможенный союз, продуктами, полностью происходящими  из тех стран, или продуктами из других стран, относительно которых были исполнены  импортные формальности, а таможенные пошлины и оплаты, имеющие равнозначное следствие, были собраны или гарантированы (если они не извлечены из общего или частичного возврата таких пошлин и оплат);

- исключение ограничительного  регулирования торговли внутри  Таможенного союза.

Международный опыт свидетельствует о том, что при формировании таможенных союзов зачастую не в полной мере учитываются интересы отдельных членов таких союзов. Это проявляется обычно в следующем:

— пошлины на товар не учитывают уровень развития отраслей отдельных государств, входящих в  союз;

— пошлины не влияют на цены импортных товаров (они просто лишены экономического смысла) из-за котируемых цен в условиях монопольного рынка;

— тарифы часто не соответствуют  международной практике, не отражают торгово-политических целей отдельных  членов Союза.

В Соглашении 1995 г. говорится  о следующих этапах создания Таможенного  союза. Первый этап предполагал: практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной  торговли от 15 апреля 1994 г.; унификация в течение четырех месяцев  с даты подписания данного Соглашения внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность; формирование механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из сторон.

1995—1996 годы стали годами напряженной работы, направленной на реализацию соглашений о Таможенном союзе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. В целом первый этап создания Таможенного союза был завершен присоединением к нему Киргизии, а затем и Таджикистана.

Большинство законодательных и нормативных актов, регулирующих таможенное дело за последние годы было унифицировано. На практике применяются Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ, введена в действие Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли. Подписаны соглашения о единстве управления таможенными службами, созданы представительства таможенной службы России при таможенных службах Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Первые шаги Таможенного  союза показали значительную экономическую выгоду, которую он приносит его участникам. Отменены таможенные ограничения во взаимной торговле, нет больше необходимости содержать таможенную инфраструктуру, ненужными стали почти 9000 км внутренних границ, 16 таможен, 50 таможенных постов, 64 автомобильных и 28 железнодорожных пунктов пропуска .

Граждане стран, входящих в Таможенный союз, получили возможность свободно общаться без каких-либо таможенных процедур, открылись широкие перспективы для свободного движения товаров, услуг, капиталов. По данным за 1994—1996 гг., вырос как внешний, так и внутренний товарооборот государств-участников Таможенного союза (см. табл. 1).

Подсчитано по: экспресс-доклад Международного статистического комитета СНГ .20 На втором этапе после объединения должны решаться вопросы международной правосубъектности Таможенного союза и судьба действующих международных договоров.

Члены Таможенного союза  применяют: Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ от 10 декабря 1994 г.; Единую методологию таможенной статистики внешней торговли стран СНГ от 10 декабря 1994 г.; Правила определения страны происхождения товара от 24 сентября 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями; Соглашение о реэкспорте товаров в порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 г.

31 декабря 1996 г. принято  решение Межгосударственного Совета  «четырех» «О мерах по реализации  соглашений о Таможенном союзе». Им одобрено решение глав правительств РФ, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики от 18 октября 1996 г. о создании Интеграционного комитета (исполнительного органа Таможенного союза). Было утверждено Положение о порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе. Межгосударственный Совет счел необходимым при рассмотрении Интеграционным комитетом вопросов, связанных с реализацией соглашений о Таможенном союзе, обязательное участие руководителей внешнеэкономических и таможенных ведомств государств-участников Таможенного союза. 21 В отношении практической работы по формированию Таможенного союза: здесь есть и положительные, и отрицательные результаты. К положительным можно отнести преодоление тенденции к падению взаимного товарооборота стран-участниц Таможенного союза, увеличение поставки в Россию сырьевых товаров, в которых нуждается российская экономика, в том числе железорудных концентратов, окатышей, цинка, зерна и т. д.

К нерешенным проблемам на пути формирования Таможенного союза  следует отнести проблемы, затрагивающие дисциплину выполнения обязательств по заключенным соглашениям в рамках Таможенного союза: его участники изменяют ставки таможенного тарифа; не полностью устранены и существенные различия в нормативной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность, и расхождения в торговых режимах с третьими странами. Кроме того, импортные поставки из стран Таможенного союза опережали российский экспорт в государства союза, что привело к формированию у России отрицательного сальдо в торговле с членами Таможенного союза.

Поэтому ближайшие задачи будут следующими: попытаться принять единый тариф, определить методы его применения, найти решение по порядку разработки единой торговой политики; выработать механизм согласования и проведения единой линии в отношении третьих стран и международных организаций.

Таможенный союз — организация, открытая для любого государства СНГ. О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявил Узбекистан, заинтересованность в нем проявили и другие страны СНГ.

Россия и Белоруссия

Ускоренные интеграционные процессы между Россией и Белоруссией отразились на таможенных отношениях между этими странами.

6 января 1995 г. в Минске  было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а 21 февраля 1995 г.— Соглашение о единстве управления таможенными службами, которое учредило институт Представительств.

Договаривающиеся Стороны  определили Таможенный союз как экономическое  объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

1. Наличие единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза и формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.

2. Наличие однотипного  механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

На пространстве бывшего  Советского Союза возникло уже несколько форм межгосударственных объединений. Две из них рассмотрены выше. Однако лидерами интеграции можно считать Республику Беларусь и Российскую Федерацию, которые уже находятся на стадии экономического союза. Договор о Союзе Беларуси и России был под-писан 2 апреля 1997 г. и явился продолжением Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. В декабре 1999 г. Договор был ратифицирован Государственной думой РФ и подписан Президентом РФ.

Высшим органом Союза  Беларуси и России является Высший Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители (спикеры) палат парламентов, а также Председатель Исполнительного комитета с правом совещательного голоса.

Парламентское Собрание Союза  Беларуси и России является представительным органом. Оно состоит из парламентских депутаций, делегируемых Федеральным Собранием России и Национальным Собранием Беларуси. Каждая депутация представлена 36 депутатами.

Очередные заседания Парламентского Собрания Союза проводятся два раза в год. Председатель и его первый заместитель избираются Парламентским Собранием из его состава сроком на один год; Председатель Парламентского Собрания Союза и его первый заместитель не могут быть гражданами одного государства.

Исполнительный комитет (Исполком) Союза является постоянно  действующим исполнительным органом Союза. Председатель Исполкома и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим Советом Союза. В состав Комитета входит равное число представителей государств-участников Союза.

Союз Белоруссии и России оказал стимулирующее воздействие  на интеграционные процессы в рамках СНГ, побуждая другие государства Содружества силой примера к интенсификации взаимного сотрудничества и поддержанию сбалансированных связей по возможности равновысокого уровня со всеми соседями.

Договор о создании Союза  России и Белоруссии и устав Союза  составляют правовую основу для придания интеграционным процессам на постсоветском пространстве реального, целенаправленного развития.

Такое развитие отношений  отвечает стратегическим интересам  России и Белоруссии, поскольку открывает  широкие возможности для повышения  эффективности экономики двух государств, основанной на рациональном использовании имеющегося экономического потенциала, его взаимодополняемости с целью решения социальных вопросов, и прежде всего повышения жизненного уровня населения обеих стран.

Общий экономический интерес обусловлен особенностью белорусской экономики, выраженной в преобладании обрабатывающих производств в структуре промышленности. Оживление и более широкое использование этих связей освободит российскую промышленность от существенных затрат на развитие дублирующих предприятий и создание аналогичных производств. Для России существенный интерес представляют поставки белорусскими предприятиями станков, автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов и т. д.

Нельзя переоценить и  стратегическое положение Белоруссии, через территорию которой осуществляется свыше 70% российского экспорта в Центральную и Западную Европу. Сооружение экспортного газопровода Ямал — Европа позволит сократить существующий маршрут на 400 км. Транспортный тариф в Белоруссии ниже украинского почти на 20%.

Информация о работе Таможенные отношения России со странами СНГ