Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ таможенно – тарифного регулирования как метода государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В рамках поставленной цели основными задачами являются:

- рассмотреть правовую и экономическую сущность таможенно - тарифного регулирования;

- проследить тенденции исторического развития таможенно - тарифного регулирования;

- рассмотреть понятие и функции таможенных пошлин;

- выявить основные способы исчисления и уплаты таможенных платежей;

- сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение.……………………………………………………………………3

Глава 1. Таможенно - тарифный метод регулирования внешнеэкономической деятельности.
Правовая и экономическая сущность таможенно - тарифного регулирования………………………………………………………………5
Таможенно - тарифное регулирование: исторический аспект………..…9

Глава 2. Меры таможенно - тарифного регулирования.
Таможенные пошлины: понятие и функции…………………………….19
Исчисление и уплата таможенных платежей…………………………...21

Заключение………………………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 61.03 Кб (Скачать файл)

     Первая  общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое  общество – было учреждено в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего  рынка (внешняя торговля России в  то время была незначительной), сколько  одних производителей перед другими.

     После Великой Французской революции  у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его  помощью формировались антинаполеоновские коалиции, при помощи именно этих тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию. Павел Первый, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году – сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса резко упали, англичане несли значительные убытки. Это неприятное положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией, однако данное позитивное изменение не было долгим.

     Политика  континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем, сводилась к  одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы  лишить его возможности воевать». Главный противник – Англия. Ее основные экспортные товары – колониальные товары и хлопок - облагаются гигантским (в десятки раз большим по сравнению с первоначальным) таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, кофе, тонкие полотна, сахар, хлопок-сырец и другие товары. В конечном счете, такая политика принесла Наполеону доход в 150 млн. франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции.

     Россия  была вынуждена присоединиться к  континентальной блокаде в 1807 году. Три года Александру удавалось всевозможными  способами лавировать с торговыми  тарифами, но в 1810 году были приняты  строго запретительные тарифы. Только в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

     К 20-30-м годам XIX века относится и  первая в России «финансовая революция», известная также как реформа  Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны. Однако же, наиболее экономически прибыльной промышленностью в то время было винокурение, и поощрение этой деятельности принесло не только позитивные плоды. Тем не менее, доходы от подобной политики позволили уйти от дефицита бюджета уже через год после назначения Канкрина на эту должность, в 1824 году.

     Грамотная работа с таможенно - тарифной системой позволяла существенно улучшить положение окраин государства7 (введение системы порто-франко в Одессе позволило настолько продвинуть развитие территории, что этот заштатный раньше городок уже к концу 20-х годов стал четвертым по величине городом Российской Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы).

     До  Крымской войны вся российская внешняя  торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В  европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством  финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами (или  «придворными группировками»). Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. Российско-Американской компания не была государством, поэтому не устанавливала  тарифов. Она очень гибко вела целевую политику в зависимости  от спроса на главный товар –  пушнину. Однако отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства от управления компанией  привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.

     После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя, по сути, говоря, рынка труда. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: реально Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

     Поэтому таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины  по 152 статьям, уравнены пошлины по морской  и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей – готовых фабрикатов. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.

     Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством  финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие  изменения предшествующих лет и  был нацелен на поддержание тех  отраслей промышленности, которым существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии. Так, пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины были снижены до минимальных, - и через два года Россия стала  самым крупным импортером немецких косилок и паровых молотилок.

     К 90-м годам относится радикальное  изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа.8 До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы. Такие договоры были заключены между Германией, Австро-Венгрией, Италией, Швейцарией и Бельгией и вступили в действие с февраля 1892 года. В среднем пошлины были повышены на 30% и с 20 июля 1893 года был установлен двойной таможенный тариф: общий для стран, благоприятствующих нам, и повышенный – для прочих.9 Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. На основании этого договора Франция понизила пошлины на керосин на 50%, открыв тем самым французский рынок для русских нефтепродуктов. Впоследствии такие же договора были заключены с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Данией, Португалией, Сербией, Японией, Тунисом. Но! Не с США, Англией и Турцией.

     Первым  русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик  по образованию, начинавший карьеру  билетным кассиром, а закончивший  ее Председателем Совета Министров  Российской империи. Именно он написал  в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных  тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл  принципов в следующем:

     1) Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

     2) Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

     3) Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду конъюнктуре рынка.

     4) Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

     5) Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

     6) Государственный тариф должен иметь силу закона.

     Все эти принципы С.Витте пришлось применить  на практике во время российско-германской «таможенной войны из-за 10 копеек с пуда». В течение года 1893-94 Германия пыталась изменить русские тарифы на хлебную торговлю и совсем снять  тарифы на поставки сельхозмашин. Ни того, ни другого Витте сделать не дал, и в 1894 году был подписан взаимовыгодный договор между Россией и Германией.

     Сама  по себе история тарифа – это  история государственного управления экономической системой во всей ее полноте:10 и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с чем не спорят…

     В 1948–1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

     Россия  и ГАТТ. Необходимость активно интегрироваться в мировую торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 – принять участие в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

     Ситуация  принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство  стремилось как можно скорее выйти  из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли  идеологические барьеры, тормозившие  принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря.11 В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990–2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО – правопреемницу ГАТТ.

     Сообщается, что Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО  призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной  торговли.

     Важнейшими  функциями ВТО являются:

     - контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

     - проведение многосторонних торговых  переговоров между заинтересованными  странами-членами;

     - разрешение торговых споров;

     - мониторинг национальной торговой  политики стран-членов;

     - техническое содействие развивающимся  государствам в рамках компетенции  ВТО;

     - сотрудничество с международными  специализированными организациями.

     Преимущества, которые приобретает Россия от членства в ВТО, состоят, в частности, в  следующем:

     1) Снижение стоимости жизни за  счет снижения торговых барьеров. В результате подешевеют не  только готовые импортируемые  товары и услуги, но и отечественная  продукция, прежде всего та, в  производстве которой используются  импортные компоненты;

     2) Более широкий выбор товаров  и услуг;

     3) Снижение торговых барьеров способствует  росту торговли, что приводит  к повышению как государственных,  так и личных доходов;

     4) Устранение барьеров для российского  экспорта после присоединения  к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест;

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности