Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
- рассмотреть основные направления таможенно-тарифной политики РФ на 2013-2015 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач по вэд.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений.

Цель  данной курсовой работы состоит в  том, чтобы показать основные механизмы  таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  конкретные задачи:

- исследовать таможенно-тарифный  механизм,  как инструмент  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- проанализировать  таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;

- рассмотреть  основные направления таможенно-тарифной политики РФ на 2013-2015 гг.

Объектом исследования является процесс таможенно-тарифного регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО  – ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Таможенный  тариф как инструмент регулирования  внешнеэкономической деятельности

В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства1.

В государственном  регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты  таможенно-тарифного регулирования. Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф , который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Функции таможенного тарифа:

1) протекционизм  – защита отечественных товаров  от иностранной конкуренции;

2) фиск  – пополнение госбюджета.

Особое  значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в  России составляют одну из важнейших  статей доходной части федерального бюджета.

Таможенный  тариф в зависимости от контекста  может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется  на национальном уровне, но в тех  случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.

Таможенные  тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно  таможенные тарифы имеют несколько  колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении 
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН общую систему преференций.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД2. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

- рационализация товарной структуры  ввоза товаров в РФ;

- поддержание  рационального   соотношения  вывоза и  ввоза  товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение  условий для эффективных интеграции  РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного  регулирования ВЭД, развивается  и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно - планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может выполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует  в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках  Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике.  В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

В современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

- обеспечение формирования доходной  части федерального бюджета за  счет таможенных платежей;

- защита отечественного рынка  и  создание  возможностей  для развития национального производства;

- создание  необходимых предпосылок, стимулирующих  развитие 
конкуренции.

- получение торгово-политических  уступок от стран - торговых  партнеров Российской Федерации.

- обеспечение решения социально  значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Тарифное  регулирование определяет порядок  и методологию таможенного обложения  товаров, виды тарифов и пошлин, причины  установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД  при осуществлении экспортно-импортных  операций.

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

С помощью  тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового  баланса, на увеличение притока валюты, а также на развитие отдельных  регионов страны. Функции тарифного  регулирования реализуются в  тесной взаимосвязи с налоговой  системой, которая частично берет  на себя элемент тарифа и дополняет  его.

Таможенный  тариф по своему содержанию имеет  экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное  установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного  курса. В условиях дефицитной экономики  таможенный тариф теряет свою эффективность  и подменяется более жесткими методами нетарифного характера.

    1. Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ

При осуществлении внешнеэкономической  и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Согласно  ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов3. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.12.2012) «О таможенном тарифе» и в других правовых актах.

Согласно  Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Круг общественных отношений, названный  в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в  Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Согласно законодательству государственное  регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования  ВЭД регламентируется Федеральным законом в ред. Федеральных законов от 08.07.97 N 96-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

 Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За последние годы на этом уровне принято большое количество решений, связанных с практическим использованием таможенно-тарифных мер, в том числе определяющих правовые основания в деятельности таможенных органов.

Разработку соответствующих нормативных  актов на ведомственном уровне обеспечивал ранее ГТК РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с Указом Президента РФ ГТК РФ преобразован в Федеральную таможенную службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в  установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ (далее по тексту Министерство РФ).

Главное управление тарифного и  нетарифного регулирования, входящее в структуру Министерства РФ, непосредственно обеспечивает подготовку предложений о тарифном регулировании и ведении этих мер в действие, а также организует контроль соблюдения запретов и ограничений участниками ВЭД.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД