Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:08, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах. Для этого необходимо решить следующие задачи:
-определить основные цели и задачи таможенно-тарифного регулирования;
-рассмотреть структуру таможенно-тарифных методов как инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
-обозначить основные документы, на которых основано построение всех элементов таможенно-тарифных методов;
-проанализировать таможенно-тарифную политику как в России, так и в зарубежных странах.

Содержание

Введение
I.Теоретические основы и сущность
Таможенно-тарифное регулирование как основа и инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности
II.Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в России
Ставки пошлин, применяемых в России
Определение таможенной стоимости
Определение страны происхождения
Товарная номенклатура
III. Исследование зарубежного опыта таможенно-тарифного регулирования.
Опыт регулирования в США
Опыт регулирования в Японии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

     Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

     высшего профессионального образования

 «Финансовый Университет при Правительстве РФ» 
 

     Кафедра «Макроэкономическое регулирование» 
 
 
 

     Лабораторная  работа на тему:

     «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД» 
 
 

     Выполнила:

     студентка группы ФМ 3-3

     Бондаренко  О.Ю.

     Научный руководитель:

     К.э.н., доц. Матризаев Б.Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2010

     Содержание

     Введение

     Современное государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности - составная часть общей экономической политики государства. Государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения главных задач, защитить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэкономической политики государства. Под внешнеэкономической политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им оказывать активное влияние на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической политики - создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

     В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической  деятельности в целях обеспечения  безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных  органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

     С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности является таможенно-тарифное регулирование наряду с нетарифными методами.

     Актуальность  темы определяется тем, что в каждой стране, в том числе и России, необходимо создавать и развивать адекватное таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

     Основной  целью данной работы является рассмотрение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах. Для этого необходимо решить следующие задачи:

     -определить  основные цели и задачи таможенно-тарифного  регулирования;

     -рассмотреть  структуру таможенно-тарифных методов как инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

     -обозначить  основные документы, на которых  основано построение всех элементов таможенно-тарифных методов;

     -проанализировать таможенно-тарифную политику как в России, так и в зарубежных странах.

     I.Теоретические основы и сущность

     Таможенно-тарифное регулирование как  основа и инструмент государственного регулирования  внешнеторговой деятельности

     Как было уже сказано, таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Таможенно - тарифное регулирование представляет собой комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот.

     Функции применения мер таможенно-тарифного регулирования:

      - фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

    • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
    • регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
    • торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Необходимо  выделить основные элементы таможенно-тарифного регулирования:

  • Таможенный тариф;
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • Таможенный режим;
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Таможенный  режим — совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Конкретные  виды таможенных режимов на примере  Российской Федерации будут рассмотрены  в практической части работы.

Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности- это классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в целях проведения таможенных операций.

Таможенное  декларирование товаров, перемещаемых через  таможенную границу представляет собой заявление уполномоченным лицом точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Обязательным является составление таможенной декларации- оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту.

       И наконец, таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Иначе говоря, это свод ставок таможенных пошлин и одна из основных составляющих таможенного законодательства любого государства с рыночной экономикой. Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен  в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

     Если  первоначально таможенные пошлины  использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет. 

Учитывая  особенности, присущие таможенным тарифам  отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:

• Тарифы промышленно развитые государств;

• Тарифы развивающихся стран.

Таможенные  тарифы промышленно  развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств   входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.

Таможенным  тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

С точки  зрения защиты национального рынка  тарифными барьерами можно выделить три группы развивающихся стран:

  • Для первой характерны ставки таможенного обложения, не превышающие, как правило, 50 %, и беспошлинный режим ввоза многих товаров. В эту группу входят ряд африканских и латиноамериканских государств, в том числе Ангола, Нигерия, Боливия, Чили и другие, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона - Сингапур, Филиппины, Тонга. К этой группе относятся и некоторые государства Персидского залива.
  • Ко второй группе относятся государства с более высокими ставками пошлин, варьирующимися в основном в размере 50-100%. К ним, в частности, относятся Алжир, Ливия, Танзания (Африка), Аргентина, Бразилия, Мексика, Иран, Индонезия, а также Южная Корея.
  • Третья группа развивающихся стран, где пошлины превышают (причем иногда существенно) 100%. К ней относятся Египет, Ботсвана, Марокко, Колумбия, Пакистан, Индия, Сирия, Таиланд, Турция. Особенно высокими ставками пошлин отличаются тарифы Египта, Эквадора, Пакистана.

Наряду  с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные  налоги. Кроме того, в тарифы часто  включаются административные и внутренние налоги. В тарифах многих стран используются специфические пошлины.

     Усиление  роли таможенного тарифа  и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяет, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

     II.Современные тенденции таможенно-тарифного регулирования в России

     Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.1

     В Российской Федерации таможенно-тарифное регулирование внешней торговли является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

     Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения импортного и экспортного таможенного тарифов.

      Законом РФ "О таможенном тарифе" предусматриваются следующие меры:

      - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

      - поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

      - создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

      - защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. 

      - обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД