Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические отношения становятся все более заметной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малого бизнеса и государственных учреждений нуждаются в в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повысить производительность своих ресурсов и таким образом увеличить общий объем производства.
Суверенные государства, а так же частные лица, регионы и страны могут извлечь пользу из опыта на продуктах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить сами. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1. Понятие, сущность виды таможенного тарифа. 5
1.2. История становления системы регулирования импорта в России 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТОМ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ В РФ ПРИ ПОМОЩИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
2.1. Особенности импортного регулирования экономики 37
2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО. 43
2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта. 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА В РФ, ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 63
3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. 63
3.2. Проблемы Российского импорта. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_001.docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, представители молочной промышленности пока не склонны делать какие-либонегативные выводы. По словам главы Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрея Даниленко, о серьёзных последствиях говорить пока рано, но в любом случае уже есть давление импорта по молочной продукции. «Ещё мало времени прошло, чтобы оценить эффект.

С другой стороны, давление импорта способствует сдерживанию роста цен для конечного потребителя, позволяет мобилизоваться производителям. Увеличение импорта, действительно, наблюдается после вступления в ВТО, хотя по молочной продукции на нас большее давление оказывает Таможенный союз, чем ВТО. Основной эффект вступления в ВТО будет через год-два», – говорит он.

По словам президента ИФК «РБС» Тимофея Шолтеса, увеличение импортных поставок коснулось пока лишь продуктов питания, так как предложение этих товаров в Европе превышает спрос, а цена благодаря дотациям Евросоюза на сельское хозяйство более привлекательна, нежели у российских производителей. «Для большинства отраслей вступление в ВТО ведёт к тактическому проигрышу – при этом есть потенциал выигрыша стратегического, но этот потенциал ещё нужно актуализировать. Тактический проигрыш состоит в сокращении доходов госбюджета от таможенных пошлин и в снижении объёмов производства и маржинальной доходности у российских производителей», – говорит руководитель отдела бизнес-оценки АКГ «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.

По его словам, косвенные последствия уже проявляются: многие производители, которые, как правило, имеют вертикальную интеграцию от производства до переработки и сбыта, заговорили о снижении производства и перспективах закрытия самых малорентабельных хозяйств, об отмене или отсрочке планов по реализации новых инвестиционных проектов. Хотя в лёгкой промышленности пока не произошло обширного замещения отечественных товаров на импортные, так как показатели импорта в этой отрасли в сентябре-октябре не выросли.36

Последствия вступления России в ВТО уже ощутили на себе некоторые импортёры техники. Одним из наиболее серьёзных механизмов компенсации выпадающих доходов бюджета от сокращения таможенных пошлин стало введение утилизационного сбора за транспортные средства. Так, Федеральная таможенная служба собрала уже 7,3 млрд руб. всего за 2 месяца действия нового сбора.

В результате в сентябре резко снизился импорт грузовиков, в первую очередь поставляемых из Азии. Так, например, ввоз машин из Южной Кореи в сентябре 2012 г. упал на 97%, а из Китая – на 89%. Более того, на встрече c Владимиром Путиным гендиректор автоперевозчика «Лорри» Юрий Ступак пожаловался на высокий утилизационный сбор на седельные тягачи, притом что пошлина на них не снизилась после присоединения России к ВТО. Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

В результате Президент РФ поручил Минпромторгу России совместно с автоперевозчиками проработать вопрос о возможном снижении импортных пошлин на эту группу товаров. Так, существенная часть предпринимателей продолжает негативно относиться к последствиям вступления России в ВТО.

По данным исследования организации «Деловая Россия», на вопрос «Как повлияет вступление в ВТО на развитие вашего бизнеса» 53,9% представителей предприятий ответили: «негативно». К примеру, по данным некоммерческого партнёрства «Русская сталь», после вступления в ВТО в зоне риска оказываются предприятия, обеспечивающие 52% металлопотребления.37

Для того чтобы смягчить резкое воздействие вступления в ВТО для отраслей, оказавшихся в зоне риска, российское правительство разработало целый перечень мер по дополнительной адаптации российской экономики к новым условиям. В основном эти меры были сформированы на основе рекомендаций самих предприятий и крупных профессиональных организаций. В частности, для отечественных производителей сельхозтехники будут предусмотрены субсидии на развитие экологичности производства и выпускаемой продукции, планируется также расширить финансирование поставок российской сельскохозяйственной техники на экспорт за счёт предоставления льготных (5%) кредитов и лизинговых платежей.. Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

Лёгкую промышленность планируется поддерживать за счёт 100%−ного субсидирования процентных ставок на закупку сырья, материалов, направляемых на техническое перевооружение. Кроме того, предлагается ввести упрощённую систему налогообложения во всех предприятиях отрасли, в частности рассмотреть ведение льготного налогообложения с применением патента.38

Пока у России есть переходный период в 2–7 лет в зависимости от отрасли экономики. «Как известно, Россия, вступая в ВТО, настояла на переходном периоде для автомобильной промышленности, сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, лёгкой промышленности, что даёт возможность подготовиться к переменам, избежав шока. Сумеют ли российские предприятия за 5–10 лет усовершенствовать свою продукцию и методы её продвижения так, чтобы впоследствии выдерживать глобальную конкуренцию, это другой вопрос», – говорит эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков.

Например, до 2018 г. могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов.

До 2018 г. также останутся льготы инвесторам в Калининградской и Магаданской ОЭЗ. «Основной принцип ВТО – это «запрет защиты национального производителя», и пока российский рынок национальных производителей эту угрозу и одновременно возможность не осознал. Если брать правовую основу, в частности как будет проходить национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования, то ситуация получается не в пользу наших отечественных производителей», на раскачку местным производителям даётся 2–7 лет, чтобы повысить свои конкурентоспособные преимущества. «Сейчас принято сравнивать развитие китайской экономики с российской.

Так вот, Китай за 11 лет членства в ВТО увеличил ВВП в 4 раза, а объём его внешней торговли вырос в 7 раз. Но стоит отметить, чтобы суметь работать в новых условиях, эта страна приняла более 3 тысяч новых законов», – объясняет эксперт. В частности, китайская экономика выиграла от вступления в ВТО за счёт притока иностранных инвестиций.

Так, благодаря переносу в страну производств из других стран мира были созданы новые рабочие места, а национальные производства в полной мере использовали преимущества дешевизны ресурсов. В то же время пострадало сельское хозяйство, в частности множество крестьянских хозяйств было разорено, в итоге крестьяне, лишившись привычного источника дохода, перешли в промышленное производство.39

«Вступление в ВТО хоть и приведёт на первом этапе к замедлению темпов роста рынка, но уже в среднесрочной перспективе мы ждём позитивных сигналов ускорения развития экономики. Повышение конкуренции будет стимулировать производителей использовать более эффективные технологии и производить качественный продукт. В конечном счёте это приведёт к повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности всех отраслей», – надеется заместитель генерального директора компании «Базовый Элемент» Андрей Елинсон.

Однако, по его словам, это не отменяет общую проблему технологического отставания России. «Взять машиностроение – необходимо как можно скорее переходить на экологический стандарт “Евро-4”, а в перспективе– на “Евро-5”. Например, на автомобилях производства “Группы ГАЗ”, входящей в “Базэл”, газобаллонное оборудование начали устанавливать серийно ещё в 2010 году – кстати, впервые в российском автомобилестроении», – говорит эксперт.

По его мнению, в каждой отрасли процесс оздоровления и технологической модернизации будет проходить по-своему. Однако есть серьёзные предпосылки к тому, чтобы этот процесс прошёл позитивно. Во-первых, растёт внутренний рынок. Во-вторых, развивается средний класс. В-третьих, укрепляется доверие к российскому производителю как внутри страны, так и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта.

 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

  1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;
  2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

    • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин;
    • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
    • Таможенный режим;
    • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

1. Соглашения, действующие между членами Всемирной  торговой организации в соответствии  с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением  о тарифах и торговле (ГАТТ).

2. Конвенция  о Гармонизированной системе  описания и кодирования товаров.

3. Таможенная  конвенция о международной перевозке  грузов с применением книжки  МДП.

4. Другие  многосторонние и двухсторонние  международные договоры (например, соглашения о предоставлении  принципа наибольшего благоприятствования  в торговле).

Присоединение России к ВТО стало важным шагом по дальнейшей либерализации торговли и инвестиций, и интеграции страны в глобальное финансовое и торгово-экономическое пространство. Общее снижение уровня тарифной и нетарифной защиты и обеспечение свободного, недискриминационного доступа на рынки являются необходимыми мерами для масштабного и эффективного развития международной торговли.

Вместе с тем, зачастую возникает необходимость в защите национальных производителей и отдельных наиболее уязвимых отраслей. Здесь речь идет о защите от недобросовестной конкуренции и специальных защитных мерах, позволяющих защитить рынок в условиях честной конкуренции при резко возросшем уровне импорта. Правила ВТО предусматривают ряд специальных инструментов торговой политики, позволяющих осуществлять подобную защиту интересов отечественных производителей.40

Членство в ВТО, безусловно, накладывает существенные требования и обязательства по применению инструментов регулирования торговой политики. Ограничения касаются как тарифного, так и нетарифного регулирования. Существуют, однако, и иные меры защиты внутреннего рынка, получившие называние меры «серой зоны», которые напрямую не регулируются соглашениями ВТО. Комитет по защитным мерам ВТО выделил несколько характеристик данных мер, а также определил причины и последствия их применения. В целом, меры «серой зоны» в основном выражаются в форме двусторонних соглашений о «добровольном» ограничении экспорта или соглашений об упорядоченном сбыте, предусматривающих количественные ограничения, систему мониторинга или ценовые обязательства. Однако меры «серой зоны» также включают односторонние действия стран-импортеров, приводящие к росту тарифов, количественным ограничениям или установлению системы мониторинга цен в отношении импорта. Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

Такие меры могут принимать различные формы, включая, в том числе, внутренние фискальные инструменты. Несмотря на то, что Комитет по защитным мерам признал данные меры противоречащими правилам ВТО, они широко применяются в международной практике для защиты отдельных отраслей внутреннего производства, в связи с тем, что их применение и последствия сложно идентифицировать, и они не нотифицируются в соответствии с правилами ВТО.41

Установленный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утилизационный сбор в отношении транспортных средств, утративших свои потребительские свойства, в сущности, может рассматриваться, как определенный вид меры по защите отечественной автомобильной промышленности. В частности, некоторые официальные лица страны указывали необходимость компенсации издержек, понесенных отечественными автопроизводителями в связи со снижением ввозных пошлин, в числе основных причин введения данного сбора.

Информация о работе Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ