Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические отношения становятся все более заметной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малого бизнеса и государственных учреждений нуждаются в в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повысить производительность своих ресурсов и таким образом увеличить общий объем производства.
Суверенные государства, а так же частные лица, регионы и страны могут извлечь пользу из опыта на продуктах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить сами. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1. Понятие, сущность виды таможенного тарифа. 5
1.2. История становления системы регулирования импорта в России 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТОМ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ В РФ ПРИ ПОМОЩИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
2.1. Особенности импортного регулирования экономики 37
2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО. 43
2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта. 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА В РФ, ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 63
3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. 63
3.2. Проблемы Российского импорта. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_001.docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Изобилием продуктов на наших прилавках, вот уже лет 20 как никого не удивить. Наша страна, богатая черноземом и тучными пастбищами, больше половины потребляемой нами еды завозит из вне.

Россия – крупнейший мировой импортер продовольствия, несмотря на принятую доктрину продовольственной безопасности, по которой стране предстоит к 2020 году снизить долю импорта продуктов.

Один из крупнейших поставщиков продовольствия в Россию – Бразилия. Из Южной Америки к нам везут 80% импортного сахара сырца, 60% мяса крупного рогатого скота и половину всего российского импорта свиного мяса. США, по прежнему, поставляют нам курицу. В 2010 году американская курятина достигла 80% российского импорта. Сухое молоко в Россию везут из Белоруссии – 90% российского импорта. Растительное масло везут из Украины – 90% российского импорта. Рыбу из Норвегии – 40% российского импорта. Рис из Тайланда – 37% российского импорта.

Аналитики отметили, что рост объема рынка в значительной степени  обусловлен увеличением поставок говядины из Республики Беларусь. Импорт белорусской  говядины за рассматриваемый период увеличился более чем на 45%. Одним из факторов, способствующих наращиванию  импорта из Республики Беларусь и  его сокращению из стран дальнего зарубежья, помимо отсутствия квот, является весьма привлекательная цена белорусской  продукции. Так, по данным еженедельного  мониторинга рынка, средние цены на белорусскую охлажденную говядину, поставляемую в Россию, в первые четыре месяца текущего года составляли 4,62 USD/кг, на замороженную - 3,01 USD/кг. При этом средняя стоимость охлажденной и замороженной говядины, импортируемой из других стран, являющихся традиционными поставщиками этого товара в Россию, в указанный период находилась на уровне 5,60 USD/кг и 4,44 USD/кг соответственно.

Падение импорта свинины связано сразу с несколькими факторами, с одной стороны это вспышки африканской чумы в соседних странах и, следовательно, действующие в определенное время запреты на ввоз.

Помимо этого, снижение импорта прогнозировали ещё в 2012 г. Несмотря на то, что после вступления в ВТО Россия ослабила режим ввоза в страну свинины. В частности, была обнулена ставка пошлины на импорт этого мяса в рамках квоты и с 40% до 5% снижена пошлина на ввоз живых свиней. В 2012 году, по мнению С. Юшина - директора национальной мясной ассоциации (НМА), одной из причин снижения импорта свинины является исключение этого мяса, а также мяса птицы из перечня товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Среди других товаров снизились доли топливно-энергетических товаров с 7% до 4,4% и продукции химической промышленности - с 10,6 до 9,1%. И стоимостные и физические объемы данных товаров сократились.

Возросли физические объемы импорта тканей хлопчатобумажных на 44,3%, обуви с верхом из натуральной кожи - на 12,9%. Вместе с тем объемы поставок одежды снизились на 39,0%.

Россия отдает за импорт 10 млрд. долларов в год. Не весь импорт можно заменить отечественными продуктами, но сумма, которая могла уходить российским производителям – огромна. Импорт продовольствия угрожает нашим аграриям не только упущенной выгодой, но и разорением. Трудно конкурировать с зарубежными фермерами, которых поддерживает Европейский Союз.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, к 2020 году доля собственного зерна и картофеля на российском рынке должна быть не менее 95%, молока и молочных продуктов – 90%, мяса и соли 85%; сахара, растительного масла и рыбной продукции – 80%. Доктрину приняли, дело осталось за реализацией.

«Открыв в прошлом году рынок перед иностранной продукцией, наши чиновники так и не научились использовать инструменты и возможности ВТО для защиты национальных интересов», - к такому выводу пришли в Счетной палате России. Соответствующее заключение аудиторов, по данным агентства «Финмаркет», подписал замглавы СПР Валерий Горегляд. Последствия уже очевидны: импорт теснит отечественные товары на российском рынке все активнее.

«Фактически», - отмечают аудиторы, – «мы выполняем все требования Всемирной торговой организации уже в полном объеме. Однако таможенные пошлины на импортные товары российское правительство держит на более низких уровнях, чем дозволяет соглашение с ВТО. Так, уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин после переходного периода должен составлять 7,8%. Однако в других развивающихся странах они гораздо выше: в Бразилии - 13,7%, в Южной Корее - 12,1%, в Китае - 9,6%. Тем не менее, уже сейчас Россия довела их до уровня 7,4%, а к 2015 году намерена снизить до 5,9%. Ввозные пошлины уже ниже разрешенной ставки по 74 товарным группам».

Как бы то ни было, недостаток заинтересованности официальных структур в защите интересов отечественного производителя очевиден. Так, план адаптации российской экономики к правилам ВТО практически сорван. До сих пор не создано постоянное представительство России при ВТО. Поручения Минэкономразвития, МИДу и Минфину по этому направлению давались дважды в прошлом году, но так и не выполнены. Правда, и средства на функционирование постпредства (около 100 млн. руб. в год), а также 370 млн. руб. на покупку здания в Женеве в федеральный бюджет на 2013-2015 годы не заложены.

В конечном счете, все эти бюрократические неувязки негативно сказываются на отечественном производителе.

«Наиболее уязвимыми в рамках ВТО оказались несколько секторов: производство свинины и мясопродуктов, а также автомобилестроение и производство комбайнов», - отмечает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. – «Именно в этих секторах наиболее остро отечественные производители чувствуют усиление конкуренции со стороны зарубежных компаний, что уже привело к ощутимым проблемам. Именно здесь государство должно искать некие ассиметричные ответы, чтобы выровнять ситуацию».

Очевидно, что наши переговорщики допустили ряд просчетов. С их точки зрения, они заложили даже некий запас, в том числе, по предельным размерам господдержки по отношению к ее текущим объемам. Но ведь на самом деле было понятно, что эти объемы совершенно недостаточны с точки зрения перспектив развития экономики. Следовало бы определять не объемы помощи в целом по стране, а какую долю в финансировании одного предприятия, одного хозяйства может составлять госпомощь.

Россия по комфортности условий для отечественного производителя оказалась где-то в серединке списка стран-членов ВТО. Однако, если брать экономику в целом, то вопрос ввозных пошлин не так существенен. До конца 2017 года, по согласованным правилам членства в ВТО, Россия может опустить средневзвешенные ставки ввозных пошлин на 2 процентных пункта. При этом очевидно, что, в случае неких неурядиц, курс рубля может скорректироваться куда сильнее. В целом потенциал влияния денежно-курсовой политики государства на самочувствие российских производителей сегодня в несколько раз больше, нежели изменение пошлин на указанную величину.

Кроме того, гораздо большую поддержку со стороны государства российским компаниям, ориентированным на внутренний рынок, сегодня может оказать не процент таможенных ставок, а качественное изменение таможенного администрирования. В сегодняшних условиях превалирующее значение имеет объем неофициальных поставок, а не уровень официальных пошлин. Так что борьба с «серым импортом» является более значимым резервом, который в состоянии компенсировать нашим компаниям изменение официальных ставок. Но не следует забывать, что реальное использование этого резерва существенно затрудняется в рамках Таможенного союза, поскольку одновременно необходимо провести и качественное усиление таможенного администрирования и на границах Казахстана, и Белоруссии, а это не в юрисдикции нашего правительства.

Меры прямой господдержки достаточно дорого стоят, но при этом не обязательно эффективны. Куда эффективнее и дешевле - закрывать границы для чужих товаров. Однако именно это запрещено правилами ВТО. Можно, конечно, выдумать какие-то тактические маневры по отдельным товарам. Но в целом наблюдается классическая проблема российского управления - создать себе проблемы, а потом изобретать способы их трудного решения.

Наше правительство находится в плену либеральных идеологов, которые в частности, утверждают, что рынок сам объективно все взвешивает и оценивает. Но на самом деле рынок субъективен - есть лишь решения людей, администраторов и регуляторов. Возводя эти идеологии в абсолют, российское правительство уподобляется человеку, который идет против движения эскалатора, но рано или поздно ему придется повернуться и начать двигаться в том же направлении. Потому что сегодняшние экономические реалии требуют совершенно другой экономической политики. Когда-нибудь корректировать внутриэкономический курс придется довольно серьезно, поскольку объективным требования развития нашей страны он совершенно не соответствует. До тех же пор проблемы лишь продолжат накапливаться.

Присоединение нашей страны к ВТО действительно начинает приводить к тем последствиям, о которых говорили: увеличивается и в стоимостном и физическом выражении импорт из стран Дальнего Зарубежья, причем в его структуре преобладают товары высокой степени переработки - машины и оборудование, продовольственные товары, т.е. преимущественно готовая продукция, в то время как мы поставляем за рубеж сырье.  При этом понижения цен для потребителя, которое прогнозировали эксперты, так и не произошло. Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

Таким образом, как и отмечают многие эксперты, ощутимых выгод от присоединения России к ВТО пока не видно - должно пройти время, прежде чем проявятся реальные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам дипломной работы автором были сделаны следующие выводы:

Существуют следующие торговые барьеры: 1.Таможенные тарифы а) пошлины - являются акцизным налогом на импортные товары, могут вводиться с целью получения доходов или для защиты; б) импортные квоты, с их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени.

Нетарифные барьеры: а) лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Из анализа участия России мировом рынке можно отметить, что имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом импорте в 1998 г. составила около 1,4%. На Россию вначале 21 века приходилось менее 3% мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота в 2002-2003 гг. она занимала 15-17-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия, а в 2013 году Россия вошла в пятерку крупнейших экономик мира по величине ВВП. Но если роль России в мировой торговле невелика, внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения. За первые 10 лет нового века внешнеторговый оборот и импорт России увеличились в фактических ценах в 2,4 раза при сверхвысоких среднегодовых темпах прироста более 19%.

Для преодоления импортозависимости Российской экономики можно порекомендовать повышение конкурентно - способности отечественного производителя с зарубежными производителями, повышение качества товаров, при этом стараться продукцию экспортировать, это поможет поднять экономику России.

 

 

Список источников и литературы

Нормативные акты

  1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1; действующая редакция от 16.04.2010).
  2. Решение от 27 ноября 2009г. № 130 (в ред. решений КТС от от 09.12.2011 N 859) «О едином таможенно - тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерацией».
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (в ред. от 30.11.2013 N 318-ФЗ) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
  4. Федеральный закон от 27.11.2010 года (в ред. от 05.05.2014 № 311-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 269, 29.11.2010//.
  5. Закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 08.12.2010 № 335-ФЗ).

Литературные источники

  1. Ермилов В.Г. Проблемы таможенной политики России // Финансы. – 2011. - №8. - 17-21с.
  2. Колесов А.С. Оценка таможенной политики России// Финансы.- 2010.- № 4.- 8-16с.
  3. Оболенский В. Формирование внешнеэкономической специализации России//М., ИМЭМО РАН, 2009 – 11с.
  4. Таможенное право России: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляк, И.А. Акодис и др. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. – 518 с.
  5. Таможенное дело: Учебное пособие для вузов./Под ред. Дорошев К.Н. М.: ИНФРА М, 2010.-278с.
  6. Таможенное дело: учебник/Под ред. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д. М.: Юристъ,2010.-568c.
  7. Таможенное право Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Вахрин П.И. М.: ЮНИТИ, 2010.-278с.
  8. Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России// вопросы экономики. - 2008. - №1. -154 – 157с.

Электронные ресурсы

  1. http://www.vavt.ru/journal/id/7003C4606/$File/10-27.pdf - Журнал Российский Внешнеэкономический Вестник.
  2. www.customs.ru
  3. www.glossary.ru
  4. http://www.customsexpert.ru- Таможенный бизнес-каталог.
  5. http://www.femida.info- Законодательство РФ.
  6. http://www.gtk-s.ru- Группа компаний «ГТК-С»: таможня, доставка, сертификация.
  7. http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/5866-analiz-export-import.html-  Анализ экспорта- импорта России за 6 месяцев 2013 года.
  8. http://customs-tks.ru/rastamozhka/import-Федеральный таможенный брокер.
  9. http://blyg.ru/archives/2522- Российский импорт продуктов.
  10. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/- Федеральная служба государственной статистики.
  11. http://www.statetaxes.ru/staxs-736-1.html-Государственная налоговая система.
  12. http://www.aup.ru/books/m227/3_4.htm-Административно- управленческий портал.
  13. http://www.regfortrade.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=718:2010-10-13-09-12-40&catid=47:analytics&Itemid=169- Центр по изучению вопросов таможенно- тарифного и нетарифного регулирования.
  14. http://www.grandars.ru/ – Энциклопедия экономиста.
  15. http://www.info.minfin.ru – Министерство финансов РФ, официальный сайт.

Информация о работе Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ