Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:
а) экспортный валютный контроль;
б) импортный валютный контроль;
в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.

Вложенные файлы: 1 файл

первая глава.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение  норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов  валютного регулирования.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность  за осуществление незаконных валютных операций.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными валютными  операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством  РФ, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных  требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних  ценных бумаг со специального счета  и на специальный счет с невыполнением  установленного требования о резервировании.

В настоящее время требования об обязательном использовании специальных  счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем  часть 1 статьи 15.25 КоАП России может  быть применена только в случае осуществления  валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.

Статьей 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей.

Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами  на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте РФ на территории РФ запрещены.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП России, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Предметом административного  правонарушения данной категории является вся вывозимая валюта, которая  подлежит изъятию в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный  срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права  на них.

В случае, если в соответствии с условиями внешнеторгового  договора (контракта) продавцу-резиденту  причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом  банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента  предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной  валюте или валюте РФ не будет являться нарушением валютного законодательства РФ. Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте) может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств.

Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в РФ после  возбуждения дела об административном правонарушении не должно вести к  прекращению производства по делу, а учитываются лицом, рассматривающим  дело об административном правонарушении, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

При совершении деяния, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 15.25 КоАП России, дело об административном правонарушении возбуждается по каждому случаю невыполнения резидентом обязанности, установленной статьей 19 Закона (по каждому случаю нарушения  сроков расчетов (ввоза товаров), предусмотренных  внешнеторговыми договорами (контрактами)).

Субъектами правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Частью 6 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена  ответственность за несоблюдение установленных  порядка или сроков представления  форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение  установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение  установленных сроков хранения учетных  и отчетных документов или паспортов  сделок.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты  и нерезиденты, осуществляющие в  РФ валютные операции, обязаны вести  в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая  сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее  трех лет со дня совершения соответствующей  валютной операции, но не ранее срока  исполнения договора.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета  и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления  устанавливает Банк России. Банком России издана Инструкция от 15.06.2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

При осуществлении таможенного  оформления и таможенного контроля таможенные органы могут выявлять нарушения  установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия паспорта сделки, оформленного (переоформленного) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф, которого заполнены с нарушением требований, установленных в приложении 4 к Инструкции 117-И.

Дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления паспорта сделки.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП России, являются резиденты - должностные  лица, лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридические  лица.

В статье 15 Закона установлены  случаи, когда наличная иностранная  валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние  и внутренние ценные бумаги в документарной  форме подлежат декларированию таможенному  органу путем подачи письменной таможенной декларации.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими  лицами иностранной валюты и (или) валюты РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих обязательному  письменному декларированию, указанные  лица подлежат ответственности, предусмотренной  статьей 16.4 КоАП России (наложение административного  штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда).

В случае недекларирования юридическими лицами по установленной  форме иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних  и (или) внутренних ценных бумаг в  документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу  РФ и подлежащих декларированию путем  подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП России (наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда).

Стоимость внутренних и внешних  ценных бумаг, являющихся предметом  административного правонарушения, определяется на день совершения административного  правонарушения по правилам, установленным  валютным законодательством РФ для  расчета суммы резервирования по валютной операции.

Пересчет иностранной  валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ.

 

1 Деяние, предусмотренное статьей 193 Уголовного кодекса, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

 


Информация о работе Валютный контроль