Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России действует совместная система таможенно-банковского валютного контроля, который осуществляется по трем направлениям:
а) экспортный валютный контроль;
б) импортный валютный контроль;
в) валютный контроль за внешнеторговыми бартерными сделками.

Вложенные файлы: 1 файл

первая глава.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

Основные  отличия современных органов  валютного контроля от агентов валютного  контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. Агенты валютного контроля производят надзор (наблюдение, мониторинг) за резидентами  и нерезидентами на предмет соблюдения последними актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования, полноты и достоверности учёта  и отчётности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов; исполняют  функции координации (запрашивают  и получают документы согласно установленному перечню). Органы валютного контроля, помимо надзорных функций и функций  координации, вправе применять в  необходимых случаях меры административно-властного  характера: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и  применять меры ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования.

Механизм  валютного контроля достаточно сложен. В настоящее время множественность  субъектов контроля позволяет государству  использовать способность банковской системы, таможенных и налоговых  органов контролировать определённые виды валютных операций. Однако межведомственный характер контроля значительно усложняет координацию деятельности его субъектов.

Банк России не установил порядок передачи уполномоченными  банками информации о нарушениях валютного законодательства их клиентами -хозяйствующими субъектами и физическими  лицами. В связи с этим менее  отработанными являются механизмы  взаимодействия по линии:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - уполномоченный банк. Банки отвечают на единичные запросы государственных органов в рамках проводимых проверок, возбужденных дел об административных правонарушениях. Информация о нарушениях клиентами валютного законодательства накапливается в уполномоченных банках, но не всегда передается в Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, уполномочный применять меры ответственности. При этом единого стандарта фиксирования информации нет, и каждый банк фиксирует нарушения в произвольной форме.

Объём документов и информации, который должны предоставлять  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в целях реализации его полномочий иные агенты валютного контроля, устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ, Однако соответствующие акты органов валютного регулирования также отсутствуют. Частично данная проблема решена путём заключения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора соглашений о взаимодействии с Федеральной таможенной службой, о сотрудничестве и информационном взаимодействии с Федеральной налоговой службой при осуществлении валютного контроля.

Исходя из вышесказанного, в настоящее время  более тесными являются: взаимодействие по линии банковского валютного  контроля (Банк России -территориальный  орган Банка России по субъекту Федерации -уполномоченный банк) и по линии  федеральных органов исполнительной власти (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - ФТС России; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - ФНС России).

В результате принятия новых нормативных документов были нарушены и ранее существовавшие информационные потоки в рамках таможенно-банковского валютного контроля. Сегодня электронная база оформленных и переоформленных паспортов сделок не поступает из уполномоченных банков в таможенные органы для целей осуществления валютного контроля при таможенном оформлении перемещаемых товаров через таможенную границу Российской Федерации. Учёт валютных операций и контроль за их проведением стал осуществлять уполномоченный банк, в котором по контракту резидентом оформлен паспорт сделки. В региональные таможенные управления из Управления валютного контроля ФТС России поступает лишь информация по искусственно разбитым партиям товаров (на сумму менее 5000 долларов), с истёкшими сроками исполнения обязательств по паспортам сделок и т.п. Информацией о поступлении денежных средств на банковские счета участников внешнеэкономической деятельности в оплату перемещаемых товаров таможни сегодня не располагают. Таким образом, механизм взаимодействия по линии уполномоченный банк - таможенный орган также не обеспечен.

Следует заметить, что не принесло ощутимых результатов  и распространение технологии неплотного контроля на расчёты и переводы за выполняемые работы, оказываемые  услуги. Чаще всего уполномоченный банк узнаёт об исполнении резидентом обязательств по соответствующим внешнеторговым договорам, когда клиентом проводятся валютные операции. Кроме того, нормативный  акт Банка России увязывает срок предоставления резидентом в банк паспорта сделки документов, подтверждающих оказание услуг (выполнение работ и т.д.), с  датой их оформления, а не фактического осуществления. При этом перечень подтверждающих документов не конкретизирован; порядок  предоставления документов устанавливается  уполномоченным банком. На практике нередки  случаи несоблюдения резидентами регламента предоставления подтверждающих документов по оказанным услугам. Так, в налоговые  органы направляются для возврата налога на добавленную стоимость акты оказанных  нерезиденту услуг; а в банк для  контроля репатриации иностранной  валюты - инвойсы. При этом интервал дат между двумя «подтверждающими документами» на одну и ту же услугу может составлять полгода и более. В таком режиме документооборота контроль репатриации денежных средств уполномоченным банком теряет оперативность и значимость. Взаимодействие же по линии агентов валютного контроля уполномоченный банк - налоговый орган законодательно не определено.

Законом распределены полномочия по сбору информации, но большинство субъектов контроля, накапливая сведения о нарушениях, используют ее только в узковедомственных  целях. Организационно система валютного  контроля построена таким образом, что за одним и тем же участником внешнеэкономической деятельности осуществляется надзор различными субъектами валютного контроля, но общей картины  о его операциях не формируется. Изложенное позволяет говорить об отсутствии оперативного, доступного, достоверного, сопоставимого получения информации по результатам валютного контроля. Отмеченные недостатки - результат  несовершенства механизма контроля на всех уровнях государственного управления.

Форма валютного  контроля проявляется как способ конкретного выражения и организации  контрольных действий. В зависимости  от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля: предварительный, текущий, последующий. Все формы  находятся в тесной взаимосвязи.

Под методами контроля понимают приемы и способы  его осуществления. Методами валютного  контроля являются:

а) наблюдение;

б) проверка;

в) обследование;

г) анализ;

д) ревизия.

Наблюдение  состоит в ознакомлении с деятельностью  объекта контроля без применения сложных приёмов получения и  оценки информации. Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых  на основе документов на предмет выявления  нарушений законодательства. Различие между наблюдением и проверкой  заключается в том, что наблюдение ведется при непосредственном участии  самих подконтрольных субъектов, которые  обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность сообщения сведений и их достоверность. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.

Наблюдение  и анализ преследуют цель не столько  выявления правонарушений, сколько  получения общей информации о  ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано в первую очередь констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую - предупреждать  совершение нарушений, которые становятся очевидными «автоматически» в силу самой процедуры наблюдения. Наиболее полное нормативное закрепление  получил метод наблюдения за валютными  операциями (например, нормативные  акты Банка России, определяющие методику наблюдений уполномоченными банками  за операциями клиентов).

Сложившаяся, эффективно действующая, основанная на четком разграничении полномочий система  контрольных органов полностью  исключает возможность появления  избыточных и дублирующих функций  в валютной сфере.

На сегодняшний  день Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного  контроля обладает полномочиями, включающими  в себя следующее:

а) проведение проверок соблюдения резидентами и  нерезидентами актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования;

б) запрос и  получение документов и информации, которые связаны с проведением  валютных операций, открытием и ведением счетов;

в) возбуждение  дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых  предусмотрена ст. 15.25, 17.7, 17.9,

ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ;

г) проведение проверок полноты, достоверности учета  и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов;

д) применение установленных законодательством  Российской Федерации мер ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования;

е) выдача предписаний  об устранении выявленных нарушений  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования.

Располагая  сетью территориальных органов  практически во всех регионах Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет валютный контроль независимо от места расположения хозяйствующего субъекта, его представительств и филиалов.

Мировой опыт осуществления валютного контроля показывает, что глубина и методы проведения валютного контроля зависят  от ряда факторов, определяющих состояние  национальной экономики, степени культуры ведения бизнеса субъектами валютных отношений и определяется стратегией и тактикой проведения экономических  преобразований. Существование валютного  контроля обуславливается характером потребностей экономики страны в  необходимости данного инструмента  валютной политики, а также степенью и позицией интеграции в мировой  экономической системе.

1.3 Ответственность  за нарушение валютного законодательства

 

Одним из возможных  способов выявления нарушений валютного  законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного  и таможенного законодательства РФ участниками внешнеэкономической  деятельности. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности  участников внешнеэкономической деятельности.

Информационная  основа проверок участников внешнеэкономической  деятельности (основные группы документов и сведений):

а) документы  и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и  правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический  и фактический адреса проверяемой  организации, ее дочерних и зависимых  организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);

б) документы  бухгалтерского учета и отчетности самой проверяемой организации (первичные  учетные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих  лиц, результаты предыдущих проверок организации, бухгалтерская отчетность);

в) сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих  лиц, с которыми организация имеет  хозяйственные связи, для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее  надлежащих первичных документов;

г) финансовые требования и обязательства организации.

В случае выявления  должностными лицами таможенных органов  в указанных проверках информации о нарушении актов валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования данная информация (вместе с комплектом копий  документов, содержащих данные о наличии  события нарушения валютного  законодательства) подлежит передаче в Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (его территориальные органы в субъектах РФ), который обладает правом применять санкции за нарушения валютного законодательства.

Вопросы ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства и актов органов  валютного регулирования регулируются правовыми актами как административного, так и уголовного права.

Уголовная ответственность  за невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте предусмотрена  Уголовным кодексом РФ (ст. 193 - Невозвращение  из-за границы средств в иностранной  валюте).

Невозвращение в крупном  размере из-за границы руководителем  организации средств в иностранной  валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному  перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, - наказывается лишением свободы  на срок до трех лет1.

Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной  валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного  рынка РФ.

Информация о работе Валютный контроль