Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:39, реферат

Краткое описание

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.
Цель данной работы – рассмотреть понятие и сущность валютного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление……………5
2. Государственные органы осуществляют функцию валютного контроля......9

Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

кр. валютнле законодательство.docx

— 28.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное закрепление……………5

2. Государственные органы осуществляют  функцию валютного контроля......9

 

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной  валюты государство осуществляло специальный  контроль, целью которого было обеспечение  законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Вопросы необходимости границ валютного  контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются  и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных  в середине ХХ в., и сводятся к  тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает  лишь зигзаги, а достижение идеальной  точки может быть только кратковременным  и случайным событием.

Государственное регулирование валютно-кредитных  отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую  безопасность страны, содействовать  более быстрому росту ее экономики  за счет расширения внешнеэкономических  связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое  хозяйство. Государственное регулирование  в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

С переходом  России к рыночным отношениям в экономики  весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось создание в  России всеохватывающей системы  валютного контроля за проводимыми  отечественными предприятиями и  организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

Цель  данной работы – рассмотреть понятие  и сущность валютного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Валютный контроль: понятие,  цели, нормативное закрепление

 

Валютный  контроль, являясь частью государственной  валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим  обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость  государства.

 В  соответствии со ст. 10 Федерального  закона «О валютном регулировании  и валютном контроле» целью  валютного контроля является  обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Объектом  рассматриваемых отношений, как  следует из определения целей  валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом, постановка вопроса «валютный контроль экспортных операций» не совсем корректна. Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного  контроля с объектом отношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях. Отношения валютного  контроля при экспортных операциях  корреспондируют с другой важной частью государственного контроля –  экспортным контролем, цели и задачи которого определены Федеральным законом  РФ «Об экспортном контроле».

Определение понятия «валютные операции»  содержится в упомянутом федеральном  законе. В соответствии со ст. 1 Закона к валютным операциям относятся:

  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов;
  • расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

При этом законодатель разграничивает текущие  валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с таким разделением  строятся различия в регулировании.

Под экспортом  товаров понимается режим, при котором  товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без  обязательства об их ввозе на эту  территорию (ст. 97 ТК РФ). Ст. 2 Федерального закона  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу  без обязательства об обратном ввозе.

Субъектами  рассматриваемых отношений являются:

  • органы и агенты валютного контроля;
  • участники экспортных операций.

В соответствии со ст. 11 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Физические и юридические  лица, как отечественные, так и  иностранные, принимающие участие  в валютных операциях в Российской Федерации (в том числе и при  экспорте), делятся на резидентов и  нерезидентов.

Резидентами являются:

  • физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
  • юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;
  • дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

  • физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в России иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации и другие.

 

2. Государственные органы осуществляют функцию валютного контроля

 

Органами  валютного контроля являются Центральный  банк РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих  полномочий, относятся: Федеральная  налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому  мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку  РФ, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные  органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а  также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ.

Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица в пределах своей  компетенции имеют право:

1) проводить  проверки соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

2) проводить  проверки полноты и достоверности  учета и отчетности по валютным  операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать  и получать документы и информацию, которые связаны с проведением  валютных операций, открытием и  ведением счетов. Обязательный срок  для представления документов  по запросам органов и агентов  валютного контроля не может  составлять менее семи рабочих  дней со дня подачи запроса.

Органы  валютного контроля и их должностные  лица также имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

В целях  осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право  запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с  проведением валютных операций, открытием  и ведением счетов:

1) документы,  удостоверяющие личность физического  лица;

2) документ  о государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

3) документы,  удостоверяющие статус юридического  лица, - для нерезидентов, документ  о государственной регистрации  юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе;

5) документы,  удостоверяющие права лиц на  недвижимое имущество;

6) документы,  удостоверяющие права нерезидентов  на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые  и выдаваемые органами страны  места жительства (места регистрации)  нерезидента, если получение нерезидентом  таких документов предусмотрено  законодательством иностранного  государства;

7) уведомление  налогового органа по месту  учета резидента об открытии  счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ;

8) таможенные  декларации, документы, подтверждающие  ввоз в РФ валюты РФ, иностранной  валюты и внешних и внутренних  ценных бумаг в документарной  форме;

9) паспорт  сделки и другие документы,  перечень которых определен п. 4 ст. 23 Федерального закона 2овалютном  регулировании и валютном контроле».

Агенты  валютного контроля вправе требовать  представления только тех документов, которые непосредственно относятся  к проводимой валютной операции.

Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны:

1) осуществлять  контроль соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

2) представлять  органам валютного контроля информацию  о валютных операциях, проводимых  с их участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  РФ и актами органов валютного  регулирования.

Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять  в соответствии с законодательством  РФ коммерческую, банковскую и служебную  тайну, ставшую им известной при  осуществлении полномочий.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в  РФ валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

1) знакомиться  с актами проверок, проведенных  органами и агентами валютного  контроля;

2) обжаловать  решения и действия (бездействие)  органов и агентов валютного  контроля и их должностных  лиц в порядке, установленном  законодательством РФ;

3) на  возмещение в установленном законодательством  РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц.

В то же время резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

Информация о работе Валютный контроль