Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 10:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – анализ состояния государственного регулирования страхования в РФ и разработка путей его совершенствования.
Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:
- дать оценку месту и роли государственного регулирования страхования;
- проанализировать современное состояние и перспективы страхового рынка в РФ;
- изучить государственную политику по надзору за страховой деятельностью (формирование страховых тарифов, особенности налогообложения страхования, контроль за инвестиционной деятельность страховщиков);
- проанализировать законодательные пути совершенствования государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в РФ

1.1. Этапы становления страховой деятельности в РФ

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие страховую деятельность в РФ

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

2.1. Анализ страхового рынка РФ в 2010 -2011 гг.

2.2. Тенденции развития страхования в 2012г.

2.3. Формирование тарифов и особенности
налогообложения страхования на российском страховом рынке

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

3.1. Зарубежный опыт государственного регулирования страхования

3.2. Последствия вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 1.doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Основы государственного регулирования страховой деятельности в РФ

 

1.1. Этапы  становления страховой  деятельности в РФ

 

1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие  страховую деятельность в РФ

 

1.3. Государственное регулирование и контроль за страховой деятельностью

 

Глава 2. Анализ современного состояния государственного регулирования страховой деятельности в РФ

 

2.1. Анализ страхового рынка РФ  в 2010 -2011 гг. 

 

2.2. Тенденции развития страхования  в 2012г. 

 

2.3. Формирование тарифов и особенности

налогообложения страхования на российском страховом рынке

 

Глава 3. Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ

 

3.1. Зарубежный опыт государственного  регулирования страхования

 

3.2. Последствия вступления в ВТО для российского рынка страхования: стратегия 2021

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть основы государственного регулирования страховой деятельности.

Цель дипломной работы – анализ состояния государственного регулирования страхования в РФ и разработка путей его совершенствования.

Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

- дать оценку месту и роли  государственного регулирования  страхования;

- проанализировать современное  состояние и перспективы страхового  рынка в РФ;

- изучить государственную политику по надзору за страховой деятельностью (формирование страховых тарифов, особенности налогообложения страхования, контроль за инвестиционной деятельность страховщиков);

- проанализировать законодательные пути совершенствования государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

Объект исследования – страховой сектор экономики РФ, предмет – государственное регулирование страхования в РФ.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и список используемых источников. В первой главе рассмотрены место и роль государства в страховой системе.

Вторая глава посвящена анализу современного состояния рынка страхования в РФ и отдельным аспектам взаимоотношений государства и страховых организаций.

В третьей главе оцениваются перспективы совершенствования государственного контроля за страховой деятельностью.

В процессе подготовки дипломного исследования нами были изучены статистические материалы Росстрахнадзора, Министерства финансов РФ, прогнозы рейтинговых агентств, изучены монографии отечественных специалистов в области экономики и правового регулирования страхования.

Научная новизна работы заключена в обобщении имеющихся на сегодняшний день макро- и микроэкономических данных и выработке на их основе направлений по совершенствованию государственного регулирования страховой деятельности в РФ.

В качестве базового метода исследования был избран системный метод исследования, поскольку позволяет рассматривать проблему комплексно.

Практическая значимость дипломной работы определяется необходимостью изучения данной темы как студентам экономических специальностей, так и специалистам-практикам, работающим в сфере страхования.

 

 

Глава 1. Место и роль государства в страховой системе

 

1.1. История государственного  регулирования страховой деятельности  в России

 

Страховая деятельность практически во всех странах находится под надзором государственных служб страхового надзора.

В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала надзору со стороны Министерства внутренних дел, что предписывалось законами 1894 и 1898гг. Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в 1894г. Страховым комитетом, позднее, с 1904г. - Отделом страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В функции надзора входило наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и многое другое.

Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере они никогда не выполнялись. После введения службы по надзору акционерные страховые общества стали уплачивать сбор на возмещение ее расходов. Размер платежа определялся законодательными органами на каждые три года.

Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в отношении государственного бюджета - уплата страховой пошлины и гербового сбора. Эти налоги входили в страховые тарифы и уплачивались страхователями вместе со страховой премией. Страховая пошлина в разные годы колебалась от 75 до 25 коп. с 1000 руб. застрахованной суммы, но не могла превышать 20% страховой премии [62, 112]. Она вносилась ежемесячно правлением страховой компании в местное губернское казначейство. Гербовый сбор по страховым документам уплачивался за каждый лист в зависимости от величины премии. Максимальная ставка составляла 51 коп. со 100 руб. премии, начиная с премий свыше 300 руб. Гербовый сбор вносился также в местное казначейство, абсолютные размеры этих двух сборов были невелики.

Дореволюционное российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Разрешалось инвестировать в государственные процентные бумаги и гарантированные правительством облигации, в закладные листы учреждений поземельного кредита, в облигации городских кредитных обществ и городских займов, в ссуды под заклад ценных бумаг, в городскую недвижимость и в ссуды под залог городских домов, в ссуды и авансы под полисы по страхованию жизни, на вклады и на текущие счета коммерческих банков. В пределах этого списка действовали известные ограничения. В наибольшей мере они касались взаимоотношений страховых компаний и банков. Помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения МВД России и Министерства финансов РФ.

Регламентации затрагивали и другие каналы инвестирования. Так, в городскую недвижимость можно было вкладывать не более 40% свободных средств и не более чем на 5-летний срок. Действовали правительственные решения о ссудных операциях страховых компаний, например, ссуды под ценные бумаги ограничивались сроками и не должны были превышать ссуды Государственного банка и т.п.

Необходимость введения государственного страхового надзора в России обусловливалась нестабильностью финансового состояния отдельных страховщиков. Так, страховое общество «Россия» в начале XX в. было убыточным, особенно по финансовым отчетам 1906г., вследствие принятия в перестрахование рисков из Сан-Франциско, где в то время произошло землетрясение. Убытки составили 7,5-8,0 млн. руб., что превышало основной и запасной капитал общества. Во время падения курса ценных бумаг в период русско-японской войны и революционных беспорядков (1904-1906 гг.) многие страховщики временно не смогли выполнять требования к платежеспособности, однако страховой надзор, принимая во внимание исключительность ситуации, не стал настаивать на применении санкций. Отметим, что аналогично поступил и страховой надзор Министерства финансов России после финансового кризиса 1998г.

Обязательные отчисления в страховые резервы по действующим в начале века нормативам должны были составлять не менее 40% страховой премии, оставленной страховщиком на собственном удержании по огневому страхованию, и до 30% плюс 10% чистой прибыли по операциям с запасным капиталом. Фактически же у многих страховщиков обязательные отчисления оказались значительно ниже, в частности страховое общество «Россия» в 1898г. отчисляло в резервы 26% собранной премии, а в 1907г.- 8,84% [28, 14].

В результате уже в 1916г. отдельные экономисты стали призывать к введению государственной монополии на страхование как единственному способу защиты страхователей. Эта идея и была позже реализована ленинским декретом «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921г., непосредственным поводом к подписанию которого послужило, по мнению историков, письмо крестьян Весьегонского уезда Тверской губернии с просьбой возобновить окладное страхование строений от огня, проводимое со второй половины XIX в. земскими страховыми компаниями и прекратившееся в период гражданской войны. Дальнейшее развитие событий хорошо известно, отметим лишь, что государство, став собственником страхового фонда, использовало его для решения задач экономического и социального развития, в том числе и не имеющих отношения к страхованию. В результате изъятия страховых резервов в конце 1980-х гг. из системы Госстраха СССР государственные страховые компании не смогли провести индексацию взносов по смешанно-накопительному страхованию. Только в 2001г. в федеральном бюджете впервые были предусмотрены средства на частичную индексацию этих взносов.

В социалистической экономике роль государственного регулирования в области страхования ограничивалась управлением и контролем за деятельностью двух страховых организаций, являвшихся государственными учреждениями - Ингосстраха и Госстраха СССР.

При переходе к рынку механизмом, обеспечивающим защиту интересов страхователей, стала система лицензирования страховых организаций до начала их деятельности и последующий контроль за исполнением действующего законодательства в области страхования.

Для реализации системы государственного регулирования страховой деятельности в России Указом Президента РФ в феврале 1992г. была образована Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью - Росстрахнадзор. На него были возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства в сфере страхования и регулирования этой деятельности посредством лицензирования, ведения единого реестра страховых и перестраховочных организаций, регистрации страховых брокеров. В 1996г. функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ, далее по тексту - страховому надзору. В 2004г. страховому надзору был возвращен статус Федеральной службы, однако нормотворческие функции в сфере страхования остались у Минфина России.

Система государственного страхового надзора в современной России опирается на действующую систему законодательства, которая включает общие правовые акты, специальное страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных нормативных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых законом о страховании, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Для осуществления своих функций страховой надзор вправе запрашивать необходимую информацию у страховщиков и других субъектов страхового дела, производить проверки деятельности страховщиков, давать им предписания по устранению недостатков, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий, обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, принимать участие ь эксперта учебных программ по страхованию.

При осуществлении своей деятельности страховой надзор может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

Информация о работе Совершенствование государственного регулирования страховой деятельности в РФ