Государственное регулирование страхового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что страхование является особым видом экономических отношений, призванным обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей.
Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
1 Основы страхового законодательства 4
2 Страховой надзор: функции и права 9
3 Лицензирование страховой деятельности 11
Заключение 14
Практическая часть 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Моя кр.docx

— 214.71 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Страхование»

на  тему: Государственное регулирование страхового дела

Вариант № 2

 

 

 

Исполнитель:

Специальность: Финансы и Кредит

Группа: 51ФДО

№ зачетной книжки:

Руководитель: Байдаков Л.М.

 

 

 

Уфа 2011 г. 

Содержание

 

Введение           3

Теоретическая часть         4

1 Основы  страхового законодательства      4

2 Страховой  надзор: функции и права      9

3 Лицензирование  страховой деятельности            11

Заключение                 14

Практическая  часть                15

Список  используемой литературы              17

 

 

Введение

 

Актуальность темы контрольной  работы заключается в том, что  страхование является особым видом экономических отношений, призванным обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в  широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и  страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд, и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов — самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование. [6, с. 63]

Цель работы: изучить основы страхового законодательства, рассмотреть функции и права страхового надзора, а также разбрать лицензирование страховой деятельности.

 

 

Теоретическая часть

1 Основы  страхового законодательства

 

Правовые основы страховых отношений.

Все правовые отношения, связанные  с проведением страхования, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков как субъектов рыночной экономики: их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми  актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая — государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.[5, с. 105]

В Российской Федерации, как и в  ряде западных государств (например, в  Германии) сложилась трехступенчатая  система правового регулирования  страхового дела.

I ступень — Общее гражданское право.

К этой ступени правового регулирования  страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс РФ [1] и другие подобные нормативные акты, например, Кодекс торгового мореплавания.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная  глава 48 «Страхование», в которой определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

II ступень — Специальное законодательство по страховому делу.

Сюда относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «О взаимном страховании» и другие федеральные законы.

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [2] призван создавать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. До 31 декабря 1997 года действовал закон РФ «О страховании», который был принят 27 ноября 1992 года. Позднее был принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской федерации «О страховании», который был подписан Президентом РФ 31 декабря 1997. В соответствии с последним внесены существенные изменения в страховое законодательство, в том числе изменено и само название закона. Позднее в данный Закон были внесены другие существенные изменения.

III ступень — прочие нормативные акты.

К прочим нормативным актам относятся  указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств. Общие требования законодательства по регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности.[9, с. 520]

Экономико-финансовые основы страхования.

Страхование является особым видом  экономических отношений, поэтому экономико-финансовые основы деятельности страховой компании отличаются от других видов коммерческой деятельности. Отличия касаются прежде всего вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика.

Финансовая устойчивость страховой  компании обеспечивается: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования; обоснованностью страховых тарифов и другими факторами.

На рисунке представлена схема  формирования и использования финансов страховой компании.

Рисунок 1 - Схема формирования и использования финансов

страховой компании.

 

Основными источниками формирования финансов страховой компании являются:

  • Собственный капитал
  • Страховая премия
  • Доход от инвестиционной деятельности

Собственные средства страховой компании формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и за счет получаемой прибыли. Характерным для собственных средств является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств.

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика, как в  России, так и за рубежом, законодательно устанавливается требование к минимальному уровню уставного капитала. На первых этапах развития рынка страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний были занижены, что привело к созданию большого количества мелких страховых компаний. В настоящее время законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаченного уставного капитала в размере 30 млн. руб., за исключением компаний, занимающихся страхованием жизни; 60 млн. руб. для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; и 120 млн. руб. для профессиональных перестраховщиков.

Во всех случаях максимальная ответственность  по отдельному риску в договоре страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика. [12, с. 213]

Одним из главных критериев оценки финансовой устойчивости страховщиков является соответствие размеров их собственных капиталов объему принятых обязательств. Страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность или свободные активы страховщика. Из этого следует, что должно соблюдаться условие:

А — О > Н,

где  А — фактический размер активов страховщика, руб.;

О — фактический объем обязательств страховщика, руб.;

Н — нормативный (то есть минимально допустимый) размер превышения активов страховщика над его обязательствами, руб.

При этом под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами. Обязательства включают в себя страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность.

Методика расчета нормативного размера соотношения активов  и обязательств страховщиков установлена ФССН. Расчеты по этой методике представляются государственному органу по надзору за страховой деятельностью одновременно с представлением финансовой отчетности. Если фактический размер свободных активов страховщика менее нормативного, он обязан принять меры к оздоровлению финансового положения. [14] 

2 Страховой  надзор: функции и права

 

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам.[13]

Основными функциями ФССН являются:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
  • ведение реестра страховых брокеров;
  • установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
  • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права ФССН состояли в следующем:

  • получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
  • проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
  • ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
  • обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков. [11, с. 196-197]

Информация о работе Государственное регулирование страхового дела