Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Государственный надзор за страховой деятельностью в
Российской Федерации…………………………………………………….5
2. Основные направления государственного регулирования
страховой деятельности …………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

СТРАХОВОЕ право.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Государственный надзор за страховой деятельностью в

Российской Федерации…………………………………………………….5

2. Основные направления государственного регулирования

страховой деятельности …………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………..23

 

Введение

Деятельность страховщика  коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так  как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда.

Высокая доля ответственности  страховщика за социальные последствия  его деятельности требует организации  государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом.

Страховой рынок как  часть финансово-кредитной сферы  является объектом государственного регулирования  и контроля в целях обеспечения  его стабильного функционирования.

 Поэтому тема данной  работы очень актуальна, имеет  большое практическое значение  для формирования профессионального  подхода к теме страхования.

Объект исследования – страховая деятельность.

Предмет исследования – государственное регулирование страховой деятельности.

Цель работы – формирование представлений о роли государства в обеспечении страховой деятельности и управлении рисками страхования.

Задачи:

  • изучение процесса, структуры и механизма государственного регулирования страхования;
  • определение целей государственного регулирования страховой деятельности;
  • анализ инструментов регулирования страховой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации

        Современный этап развития нашего государства в условиях рыночной экономики широко использует государственное регулирование страховой деятельности в целях обеспечения стабильности страхового рынка, защиты прав и интересов всех участников страховых отношений.

      Еще в 1894 г. в России для регулирования страхового рынка было утверждено Положение о надзоре за страховой деятельностью, и при хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел был создан Комитет по надзору за страховой деятельностью.

        В советский период развития нашего государства существовал Госстрах, который и осуществлял надзор за страховой деятельностью. Страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении - Правления Госстраха и Министерства финансов союзной республики.

        В 1991 г. в жизни нашей страны произошли коренные изменения: конституционное закрепление демократического правового государства с республиканской формой правления, формирование основ рыночных отношений, либерализация, структурная перестройка экономики. В 1992 г. был создан самостоятельный орган - Государственный страховой надзор, который впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, а Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 г. (после вступления в силу Закона РФ "О страховании" (в новой редакции называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации") - в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).

       В августе 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации, при котором был создан Департамент страхового надзора.

        В 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

        Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, и находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

      Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях: соблюдения ими страхового законодательства; предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства; обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства; эффективного развития страхового дела1.

        Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор включает в себя:

       4)лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

      2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

       3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

       Субъекты страхового дела обязаны: представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

        Государственный страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора и ее территориальные подразделения.

       Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

        а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

        б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

        в) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

        г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

       д) осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

        е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

       ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

        з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

       и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

       Федеральная служба страхового надзора наделена следующими полномочиями:

       1) осуществляет контроль и надзор за:

       - соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

      - выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;

      - предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

      - достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

     - обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

     - составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

    - выдачей страховщиками банковских гарантий;

   - соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;

       2) принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

       3) проводит аттестацию страховых актуариев;

       4) ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;

       5) получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;

      6) выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

       7) обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела-юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

       8) обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

      9) осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

      10) публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также Единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии;

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью