Экономико-статистический анализ производства и реализации молока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: провести экономико – статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области.
Задачами курсовой работы являются:
1. Провести организационно - экономическую характеристику ООО АФ «Золотой колос»;
2. Изучить динамику, состав и структуру основных средств;
3. Выявить показатели эффективности производства и реализации молока;
4. Провести группировку и корреляцию в изучении факторов роста производства молока.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Экономико – статистический анализ производства и реализации молока в ООО АФ «Золотой колос» Сергачского района Нижегородской области»………………………………………………………………………..
6
1.1. Организационно – экономическая характеристика ООО АФ «Золотой Колос»…………………………………………………………….
6
1.2. Динамика поголовья, удоя на 1 корову, валового надоя молока………………………………………………………………………….
14
1.3. Показатели эффективности производства и реализации молока………………………………………………………………………….
18
2. Статистический анализ факторов, обусловливающих эффективность производства и реализации молока….......................................................
26
2.1. Факторы, обуславливающие эффективность производства и реализации молока…………………………………………………………...
26
2.2. Группировки и корреляция в изучении факторов роста производства молока………………………………………………………………………….
33
Выводы и предложения………………………………………………………. 41
Список литературных источников………………………………………….. 43
Приложения………………………………………………………………….. 45

Вложенные файлы: 1 файл

СТАТИСТИКА ПЕЧАТЬ!!!!!!!!.docx

— 420.76 Кб (Скачать файл)

       Проанализируем динамику денежно-материальных затрат (ДМЗ) на производство молока в ООО АФ «Золотой Колос» (таблица 12).

 

Таблица 12 – Динамика денежно – материальных затрат (ДМЗ) на производство молока

Показатели

2010

2011

2012

Темп роста, %

Произведено молока, ц

Денежно – материальные затраты на производство молока, тыс. руб.

Денежно – материальные затраты на 1 ц, руб.

Денежно – материальные затраты на 1 гол.

Себестоимость 1ц. молока, руб.

2865

 

3294

1149,7

46394,4

1035

3007

 

4684

1557,7

61631,6

1402,1

1208

 

1541

1275,7

55035,7

1148,2

 

 

46,8

110,9

118,6

110,9


     

       Предприятие имеет негативную тенденцию развития, так как ДМЗ увеличиваются почти по всем категориям: на 1 ц – 10,9%, на 1 голову – 18,6%,составив 1275,7 и 55035,7 руб. соответственно. С увеличением затрат возросла и себестоимость 1 ц молока с 1035 руб. до 1148.2 руб., т.е. на 10,9%.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность  использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и  прогрессивной технологии; совершенствование  организации труда, производства и  управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов  ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет  опять же себестоимость, так как  она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость  составляет часть стоимости продукции  и показывает, во что обходится  производство продукции для предприятия (фирмы), поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем  больше себестоимость, тем выше будет  цена при прочих равных условиях. Разница  между ценой и себестоимостью составляет прибыль. Следовательно, для  увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость. Снизить ее можно путем сокращения включенных в нее затрат.

При изучении динамики среднего уровня себестоимости  используется система индексов постоянного, переменного состава и структурных  сдвигов. На основании этой таблицы  мы рассчитаем эти индексы. Индекс себестоимости переменного состава показывает изменение себестоимость в отчетном году по сравнению с базисным годом. Индекс себестоимости постоянного состава характеризует изменение среднего уровня себестоимости за счет изменения уровня затрат на единицу продукции. Индекс себестоимости структурных сдвигов характеризует изменение среднего уровня себестоимости за счет изменения доли каждого вида продукции в общем объеме выпуска.

         Сравнительные данные по уровню себестоимости производства 1 ц молока нескольких хозяйств представлены в таблице 13.

 

Таблица 13 – Сравнительные данные по себестоимости производства 1 ц. молока за 2012 г.

Наименование предприятия

Себестоимость 1 ц молока, руб.

В % к своему хозяйству

1. ООО АФ «Золотой Колос»

2. ЗАО «Заря»

3. СПК «Егорьевское»

4. СПК «Большеандреевское»

5. ЗАО «Покровская слобода»

1148,2

699,99

937,24

749,95

583,49

100

60,96

81,63

65,15

50,82

В среднем на 1 предприятие Нижегородской  области

823,77

71,74


        

          Как показывают данные таблицы, уровень себестоимости изучаемого хозяйства больше себестоимости 1 ц молока большинства хозяйств района, а в сравнении на 1 предприятие области наш показатель превышает на 28,26%.

Издержки  производства - затраты на покупку  экономических ресурсов, потребленных в процессе выпуска тех или  иных благ. Необходимо рассмотреть состав и структуру денежно-материальных затрат на производство 1 ц молока и прироста живой массы крупного рогатого скота. Состав и структура денежно-материальных затрат на производство 1 ц молока представлена в  таблице 14.

 

Таблица 14 – Состав и структура затрат на производство молока в ООО АФ  «Золотой Колос»

Статьи затрат

2010

2011

2012

Откло-

нение,

тыс. руб.

Темп роста,%

тыс.

руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Затраты всего, т. р.

Затраты по оплате труда

Материальные затраты  в т. ч.

Корма 

Электроэнергия 

Нефтепродукты

Содержание ОС

Прочие затраты

3294

1191

1681

1399

185

97

312

110

100

36,2

51,0

83,21

11,0

5,8

9,5

3,3

4684

1066

2878

2320

354

204

425

315

100

22,8

61,4

80,6

12,3

7,1

9,1

6,7

1541

646

609

325

186

168

208

78

100

11,9

39,5

53,4

19,0

27,6

13,5

5,1

-1753

-545

-1072

-1074

1

71

-104

-32

46,8

54,2

36,2

23,2

100,5

173,2

66,7

70,9


 

Затраты на производство молока за исследуемый период уменьшились на 1753 тыс. руб или 46,8 %. Уменьшение данного показателя произошло из-за уменьшения затрат почти по всем статьям: оплата труда, материальные затраты, корма, содержание основных средств, прочие затраты на 545 тыс. руб. или 54,2 %, 1072 тыс. руб. или 36,2 %, 1074 тыс. руб. или 23,2 %, 104 тыс. руб. или 66, % , 32 тыс. руб. или 70,9% соответственно.

        На основании таблицы построим диаграмму (рис. 3)

 

Рисунок 3 – Структура затрат на производство молока в 2012 году

 

Прибыль –  это основная форма чистого дохода, источник расширенного воспроизводства, отражающая все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Уровень производственно-экономической эффективности определяется путем создания возможностей расширенного воспроизводства. Показатели финансовых результатов составляют основу экономической деятельности предприятия, являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств. Это обосновывается тем, что в условиях рыночной экономики прибыль выступает важнейшим фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия. Ее рост создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера. Она является важнейшим источником формирования доходов бюджета.

 Для  изучения процессов реализации  продукции статистика получает  особую систему показателей, характеризующую  объемы, структуру и динамику реализации продукции. Рассмотрим результаты реализации молока в ООО АФ «Золотой Колос» (Таблица 15)

 

Таблица 15 – Результаты реализации молока в ООО АФ «Золотой Колос»

Показатели

2010

2011

2012

Темп роста,

%

Валовое производство молока, ц

Реализовано молока, ц

Товарность, %

Полная себестоимость, тыс. руб.

Себестоимость 1ц, руб.

Цена реализации 1ц, руб.

Выручено от реализации, тыс. руб.

Полная прибыль (убыток) от реализации продукции

Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб.

Рентабельность (+), убыточность (-) производства, %

Рентабельность, убыточность  продаж.%

2865

161

5,6

1137

7062,1

5844,7

941

-196

-1,3

-17,2

-20,8

3007

128

4,3

1959

15304,7

5984,4

766

-1193

-9,4

-60,9

-155,7

1208

78

6,5

1246

15974,4

5243,6

409

-837

-10,7

-67,2

-204,6

42,2

48,4

116,1

109,6

223,9

89,7

43,5

427,0

823,1

390,7

983,7


 

В 2012 г  реализовано 78 ц молока, что на 83 ц меньше, чем в 2010 г. В 2012 году организация получила убыток в размере 10,7 тыс. руб. Цена реализации 1 ц молока сократилась на 0,6 руб. Выручка за исследуемый период уменьшилась на 532 тыс. руб., себестоимость же увеличилась на 8,8 руб. и составила в отчётном году 15,9 руб.

Применим  также индексный метод анализа  данных

∆П = (p1 – z1)*q1 – (p0 – z0)*q0 – прирост прибыли, тыс. руб.

  ∆П = (5,2 – 15,9)*78 – (5,8 – 7,1)*161 = -834,6 +209,3= -625,3

т. е. прибыль  в 2012 году по сравнению с 2010 годом  уменьшилась на 625,3 тыс. руб.   По данным таблицы можно сделать вывод о том, что производство молока в ООО АФ «Золотой Колос» уменьшилась на 42,2%. Реализация молока в 2012 году составила 78 ц, этот показатель за данный период  уменьшился на 48,4 %. Полная себестоимость в 2012 году составила 1246 тыс. руб. В исследуемом периоде наблюдается ежегодное уменьшение прибыли от реализации молока. По сравнению с 2005 годом прибыль от реализации продукции увеличилась в 1,25 раза и составила на конец года 800 тыс. руб. В связи с этим рентабельность от реализации продукции увеличилась до 33,9%.   

Приведём  сравнительные данные по эффективности  производства молока в ООО АФ «Золотой Колос» в 2012 г. (табл. 16)

 

Таблица 16 –  Сравнительные данные по эффективности производства молока в 2012 г.

Показатели

Изучаемое

хозяйство

В среднем

на 1 хозяйство в районе

на 1 хозяйство в области

Удой на 1 корову, кг

Затраты труда на 1 ц молока, чел.-час

Затраты труда на 1 гол. круп. рог. ск.

Себестоимость 1 ц, руб.

Прибыль на 1 ц, руб.

Прибыль на 1 гол, руб.

43,1

4,97

214,3

15,9

8,85

385,14

38,29

5,11

324,08

593,44

209,31

8013,55

37,53

5,01

188,17

730,71

159,67

2307,3





          Удой на 1 корову в изучаемом хозяйстве на 4,81 кг больше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на  5,57 кг. больше чем в среднем на 1 хозяйство в области.

Затраты труда на 1 ц молока в изучаемом  хозяйстве на 0,14 чел.-час меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на  0,04 чел.-час меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.

Затраты труда на 1 голову в изучаемом хозяйстве на 109,78 чел.-час меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 26,13 чел.-час больше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.

Себестоимость 1 ц в изучаемом хозяйстве на 577,54 руб. меньше  чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 714,81 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.

Прибыль на 1 ц в изучаемом хозяйстве  на 200,46 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 150,82 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области.

Прибыль на 1 голову в изучаемом хозяйстве на 7623,41 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в районе и на 1922,16 руб. меньше, чем в среднем на 1 хозяйство в области. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Статистический анализ факторов, обусловливающих эффективность производства и реализации молока

2.1 Факторы, обусловливающие эффективность производства и реализации молока

 

Нынешнее  экономическое положение сельского  хозяйства требует от товаропроизводителей ориентации на повышение производительности труда и конкурентоспособности  продукции своих предприятий. Низкая эффективность объясняется не крупными размерами производства, а системой хозяйствования, отсутствием переработки, производительной инфраструктуры, других сфер агросервиса. Если руководящее  звено сельхозпредприятия обладает опытом, компетентностью, предприимчивостью, знает основы рыночной экономики  и маркетинга, то там будет принята  такая структура производства, которая  обеспечит хорошие результаты.

Экономический анализ показывает, что низкая эффективность  производства молока обусловлена в  первую очередь не только макроэкономической обстановкой, а также факторами, зависящими непосредственно от самих  сельхозпроизводителей. Основным же показателем  экономической эффективности работы сельхоз. организаций в отрасли  молочного скотоводства выступает  сумма прибыли от реализации произведенного молока. Последняя зависит от результатов  продажи молока и затрат, связанных  с его производством и реализацией. На показатель прибыли существенное влияние оказывает цена реализации, а также объем товарной продукции. В свою очередь, цена реализации молока и молочной продукции формируется  под воздействием спроса и предложения  и во многом зависит от каналов  реализации.

Важным  фактором, влияющим на конечные результаты работы в отрасли молочного скотоводства, является качество животных. Для комплектования стада нужны животные с высоким  генетическим потенциалом. Для этого  необходимы животные, которые отличались бы высокой молочной продуктивностью, пригодностью к машинному доению, высокой акклиматизационной способностью, легкостью отелов и хорошей жизнеспособностью новорождённых телят (к примеру, животные черно-пестрой породы). Следует отметить, что именно племенная работа играет важную роль в повышении экономической эффективности производства продукции в данной отрасли. Этот фактор связан с большими затратами на выбраковку, покупку животных-улучшателей, с применением различных методов спаривания и скрещивания скота, ведением записей родословных и т.п. Созданное в результате такой работы высокопродуктивное стадо за более короткий срок окупает дополнительные затраты [9].

Информация о работе Экономико-статистический анализ производства и реализации молока