Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка комплексного статистического исследования цен (индекса потребительских цен) в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
Изучить теоретические основы статистического исследования цен
Рассмотреть систему показателей статистического исследования цен
Изучить статистическое изменение индекса потребительских цен
Проанализировать динамику изменения индекса потребительских цен по годам
При написании данной работы были использованы учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, которые помогли сформировать точку зрения по данному вопросу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..5
Глава 1. Теоретические основы статистического исследования цен……...…..7
1.1 Понятие и сущность цен………………………………………...………7
1.2 Состав и структура цены. Система цен……………………….………14
1.3 Статистические методы изучения цен………………………………..18
Глава 2 Статистическое измерение и наблюдение социально-
экономических явлений…………………………………………………………23
2.1Статистическая сводка и группировка регионов по индексу потребительских цен…………………………………………………………….23
Глава 3 Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен…………………………………………………………….34
3.1 Анализ интенсивности изменения во времени………………...…..38
3.2 Выявление тенденции развития ряда динамики……………………..40
3.3 Выявление тенденции развития в рядах динамики с использованием ППП Excel…………………………………………………………………………....….43
3.4 Отбор функции в качестве тренда……………………………….…...…….48
3.5 Расчет показателей колеблемости…………………………………….50
3.6 Прогнозирование……………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………….....53
Библиографический список……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 317.30 Кб (Скачать файл)
  • повышенную (пониженную) рентабельность;
  • надбавки (скидки) к цене;
  • применение различных видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и др.).

Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие, будет иметь различный уровень доходов, следовательно, возникают экономические стимулы для пересмотра ассортимента выпускаемых товаров, расширения производства тех, где прибыль на единицу продукции выше, или тех, где может быть наибольший сбыт.

С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Например, при снижении абсолютного уровня и при снижении розничных цен на единицу полезного эффекта расширяется сфера потребления соответствующей продукции. Фирмы, изучая рынок, определяют группы покупателей (сегменты рынка), которые могут приобрести их продукцию по различным уровням, группам, интервалам цен, и с учетом этого обстоятельства наращивают производство соответствующих товаров, получая при этом высокую массу прибыли.

В систему экономического стимулирования, кроме цены, включены все базирующиеся на цене стоимостные экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. Эффективность функционирования всего механизма хозяйственного стимулирования зависит от правильного сочетания и использования субъектами рынка стимулирующей роли цены и других экономических рычагов. Выбор в пользу цены или другого экономического рычага делают субъекты рынка.

Функция распределения и перераспределения связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, группами населения. В ситуации когда необходимо быстрое изменение приоритетов и пропорций в экономике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях – прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также ведение или отмену различных налоговых льгот.

Функция распределения и перераспределения сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Но есть и различия. Стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятия, направленные на повышение качества, увеличение объемов производства и т.д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя. А перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен, либо с действиями монополий или олигополий, если монополии или олигополии с помощью цен регулируют свои доходы и определяют свои перспективы.

Функция сбалансированности спроса и предложения. При помощи цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением, а значит, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства.

Цены также реализуют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента внешнеторговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между предприятиями разных стран, а также между странами.

Социальная функция цены выражается в структуре и объемах потребления товаров, благ и услуг, расходах, уровне жизни, прожиточном минимуме, потребительском бюджете семьи.

Функция цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

1.2 Состав и структура цены. Система  цен.

Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).

Себестоимость продукции

Прибыльпредприятия

Акциз на подакцизные товары

НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Торговая надбавка

Оптовая цена предприятия без НДС

       

Отпускная цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия розничной торговли)

РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА (100%)


Рис. 1. Структура цены1

В соответствии с рис. 1, каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Определение структуры цены позволяет понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги. Например, при наличии нескольких торговых (оптовых) посредников в структуре цены появится соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится.

На основе информации о структуре цены можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т.е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальную долю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т.е. денежные издержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, то подобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно.

Вообще, доля себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся на условно-переменные, доля которых в составе себестоимости может быть разной, и условно-постоянные. Если предприятие намечает  снизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный анализ в этой области.

Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2).


 



 

 

Рис. 2. Система цен1

Система цен состоит из ряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3).

Характеристика основных блоков системы цен будет рассмотрена в нижеследующих вопросах.

                                                                                                                                                    



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рис. 3. Основные блоки системы цен1

Рассмотрим еще несколько классификаций цен в зависимости от ряда экономических признаков.

№ п/п

Признаки классификации

Виды цен

1

в зависимости от территории действия

Единые

Региональные

местные

2

В зависимости от гос. воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке

свободные

фиксированные

регулируемые

3

В зависимости от времени действия

постоянные

сезонные

ступенчатые

4

По формам продаж

контрактные(договорные)

биржевые котировки

ярмарок и выставок

аукционные

трансфертные

5

По степени обоснованности

базисные

справочные

прейскурантные

расчетные

фактическая цена сделки


Таким образом, под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен. Цена – сложная экономическая категория. Поскольку  в ней пересекаются все основные проблемы развития экономики, общества в целом, она  требует дальнейшего ее изучения.

 

1.3 Статистические методы изучения  цен

Для осуществления комплексного анализа ценовых процессов в экономике построена система показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов).

Наиболее часто в практике применяется индексный метод динамики потребительских цен.

Практически задачи индекса в основном сводятся к оценке изменений во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления и  измеряет отношение фиксированного набора товаров и услуг  в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего  (базисного) периода (индексы динамики). ИПЦ является основным показателем, характеризующим уровень инфляции на потребительском рынке области.

     «ИПЦ считается  как  в  целом  по  Российской  Федерации,  так  и в разрезе республик,  входящих  в состав Российской  Федерации,  краев  и областей.

     Расчет ИПЦ   производится   на   базе информации, полученной  из двух источников:

     - данных  об  изменениях  цен,   собранных   путем   еженедельной  регистрации цен и тарифов  на потребительском рынке;

     - данных  о  структуре   фактических   потребительских   расходов населения  за  предыдущий  год,  рассчитанных  на  основе  показателей выборочного  обследования семейных бюджетов  на территории региона» [1]

Рассмотрим следующую систему индексов цен.

Индивидуальный индекс динамики. Характеризует изменение цены одного определенного товара в текущий период по сравнению с базисным:

                                                                      (1)

Индивидуальные индексы цен позволяют решать многие практические задачи, но основной задачей является изучение динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг. Эта задача решается с помощью сводных индексов цен. Характеризующих среднее изменение цен изучаемой совокупности товаров и услуг.

Сводный (общий) индекс цен. Относится к числу классических показателей. Наиболее широкое применение в статистической практике получили агрегатные формулы сводных индексов цен, разработанные в середине XVIII в. немецкими учеными Э. Ласпейресом и Г. Паше.

Индекс Ласпейреса:     

                                               (2)

 — стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода

 — фактическая стоимость продукции в базисном периоде

Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары реализованные в базисном периоде. Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.

Индекс Паше:

                                                      (3)

 — фактическая стоимость продукции отчетного периода

 — стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода

Индекс цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает, на сколько подешевели или подорожали товары.

Индекс Фишера:

                                  (4)

Данная формула является идеальной. Это заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса).

Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации используется довольно редко (например, при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).

Таким образом, исчисление системы индексов цен и других обобщающих статистических показателей дает возможность характеризовать состояние потребительского рынка, изучению которого придается особое значение в условиях формирования рыночных отношений в России.

Средневзвешенные индексы

 В  статистической практике при  расчете сводных индексов цен  широко применяются различные  модификации агрегатных формул, в частности в виде формул  среднеарифметических и среднегармонических  с использованием индивидуальных  индексов (ip).» [4]

1. Формула среднего взвешенного арифметического индекса цен

                                                   (5)

где i - индивидуальный индекс по каждому виду продукции; p0 q0 - стоимость продукции каждого вида в базисном периоде.

Информация о работе Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен