Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка комплексного статистического исследования цен (индекса потребительских цен) в Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
Изучить теоретические основы статистического исследования цен
Рассмотреть систему показателей статистического исследования цен
Изучить статистическое изменение индекса потребительских цен
Проанализировать динамику изменения индекса потребительских цен по годам
При написании данной работы были использованы учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, которые помогли сформировать точку зрения по данному вопросу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..5
Глава 1. Теоретические основы статистического исследования цен……...…..7
1.1 Понятие и сущность цен………………………………………...………7
1.2 Состав и структура цены. Система цен……………………….………14
1.3 Статистические методы изучения цен………………………………..18
Глава 2 Статистическое измерение и наблюдение социально-
экономических явлений…………………………………………………………23
2.1Статистическая сводка и группировка регионов по индексу потребительских цен…………………………………………………………….23
Глава 3 Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен…………………………………………………………….34
3.1 Анализ интенсивности изменения во времени………………...…..38
3.2 Выявление тенденции развития ряда динамики……………………..40
3.3 Выявление тенденции развития в рядах динамики с использованием ППП Excel…………………………………………………………………………....….43
3.4 Отбор функции в качестве тренда……………………………….…...…….48
3.5 Расчет показателей колеблемости…………………………………….50
3.6 Прогнозирование……………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………….....53
Библиографический список……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 317.30 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..5

Глава 1. Теоретические основы статистического исследования цен……...…..7

1.1 Понятие  и сущность цен………………………………………...………7

1.2 Состав  и структура цены. Система цен……………………….………14

1.3 Статистические  методы изучения цен………………………………..18

Глава 2  Статистическое измерение и наблюдение социально-

экономических явлений…………………………………………………………23

2.1Статистическая  сводка и группировка регионов  по индексу потребительских цен…………………………………………………………….23

Глава 3 Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен…………………………………………………………….34

3.1 Анализ интенсивности изменения  во времени………………...…..38

3.2 Выявление  тенденции развития ряда динамики……………………..40

3.3 Выявление тенденции развития  в рядах динамики с использованием  ППП Excel…………………………………………………………………………....….43

3.4  Отбор функции в качестве тренда……………………………….…...…….48

3.5 Расчет  показателей колеблемости…………………………………….50

3.6 Прогнозирование……………………………………………………….51

Заключение…………………………………………………………………….....53

Библиографический список……………………………………………………..55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность и практичность значимости  изучения   динамики статистического исследования цен.

Заключается в следующем: 

Цена являются центральным элементам комплекса маркетинга. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

Также цену можно выразить в виде индекса потребительских цен, который выступает как один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги за определённый период в экономике.[21]

А именно - в необходимости систематического изучения динамики индекса потребительских цен в регионе и проведения анализа по основным его показателям с целью выявления основной тенденции развития.

Объектом исследования моей курсовой работы является индекс потребительских цен, и как он взаимосвязан с валовым региональным продуктом.

Целью курсовой работы является разработка комплексного статистического исследования цен (индекса потребительских цен) в Российской Федерации.

 Для  выполнения поставленной цели  необходимо последовательно решить  ряд задач:

  • Изучить теоретические основы статистического исследования цен
  • Рассмотреть систему показателей статистического исследования цен
  • Изучить статистическое изменение индекса потребительских цен
  • Проанализировать динамику изменения индекса потребительских цен по годам
  • При написании данной работы были использованы учебные пособия, периодические издания, статистические сборники, которые помогли сформировать  точку зрения по данному вопросу.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных авторов по статистике, экономическому анализу, теории рыночной экономики, уровню жизни и ценообразованию. Основой для выводов послужили труды отечественных авторов, посвященных проблемам изучения индекса потребительских цен таких как: Г.Л. Громыко., В.Е.Есипова., Беляева И.Ю., М.С.Абрютина, Ефимова М.Р.

В качестве статистического инструментария исследования использовались традиционные методы и приемы статистики: метод рядов динамики, а именно, абсолютный и относительный показатели роста, прироста, средний уровень ряда динамики и др.

Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, основной части (трех глав), заключения, библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы статистического исследования цен

1.1 Понятие и сущность цен

Цена — денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно-необходимого рабочего времени. 

Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цена является важнейшим стоимостным измерителем. «Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т.д. с микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного  предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.»[2]

Цены формируются как в процессе производства, так и в процессе обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме  велико. «Коренные изменения в экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции предельного цикла и товарам народного потребления. Пересмотры системы цен проводились один раз в пять – десять лет, в период между ними соблюдался принцип обеспечения стабильности цен. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены» [3]

В основе цены лежат два объективных экономических закона:

  • «Цена – денежное выражение стоимости (ценности)», т.е. закон, выражающий динамику снижения затрат;
  • «Закон роста потребительной стоимости», выражающий изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности.

Действуя одновременно, эти законы создают базу цены. Однако на формирование цены влияют и другие экономические законы: закон спроса и предложения, закон денежного обращения (инфляция), типы рынка и др.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части:

  • цены, их виды, структуру, величину, динамику изменения;
  • ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен, изменения действующих.

Обычно рассматривают два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный).

При рыночном подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара (работ, услуг).

При производственном (затратном) подходе в основе установления цены лежат производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара (работ, услуг).

В рамках рыночного подхода цену можно определить как форму выражения ценности благ, появляющуюся в процессе обмена. В рамках производственного подхода цена – это денежное выражение стоимости товара.

Таким образом, связь между стоимостью и ценой появляется при затратном подходе, который предполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат, необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т.е. издержек производства или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величины прибыли. Сумма издержек производства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляет собой искомую цену.

Итак, цена определяется как определенное денежных единиц, получаемое за единицу товара, работы, услуги. Она определяет меру полезности единицы товара, работы, услуги для потребителя.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения может либо повышаться либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

Выделяют следующие функции цены:

  • учетно-измерительная;
  • регулирующая;
  • стимулирующая;
  • распределения и перераспределения;
  • сбалансированности спроса и предложения;
  • внешнеэкономическая;
  • социальная;
  • функция цены как средства более рационального размещения производства.

Измерительная составляющая учетно-измерительной функции цены – первичная функция. С помощью цены можно определить количество денег, которые покупатель платит, а продавец получает за проданный товар (работу, услугу). Измерительная функция позволяет измерять,  сопоставлять и оценивать товары (работу, услуги) по их стоимости, дает возможность сравнивать различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена выявляет, сколько затрачено труда, сырья, материалов на производство и реализацию товара. Цена также устанавливает величину издержек производства и обращения, размер прибыли. Таким образом, учетная составляющая учетно-измерительной функции позволяет оценить объем получаемой прибыли, т.е. учесть объем производства продукции в денежном выражении. В рыночных условиях цена обычно значительно отклоняется от издержек. Для того чтобы быть конкурентоспособным, производителю следует постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Удержаться в конкурентной борьбе возможно лишь снижая затраты и постоянно улучшая качество товара (работ, услуг). Учетно-измерительная функция приобретает особое значение при разработке системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Регулирующая функция цены проявляется в том, что она выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

Цена оказывает регулирующее воздействие на участников рынка:

  • побуждает продавцов товара увеличить (уменьшить) его предложение, возникающее под воздействием  повышение (снижения) рыночной цены на этот товар;
  • побуждает покупателей приобретать этот товар в большем (меньшем) количестве в соответствии с понижением (повышением) его цены.

На рынках с разной степенью монополизации, как на стороне предложения, так и на стороне спроса производители и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены. Так, производительный монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это было бы в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив прежнюю цену.

В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а повышать цену. В итоге цен теряет свое качество как результат действия стихийных сил спроса и предложения. Ее уровень в значительной (а иногда и в решающей) степени определяется элементами регулирования, проводимого либо производителем с монопольной властью, либо монополистом-потребителем, либо государством.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса.

Стимулирующая функция цены. Рыночное ценообразование создает возможности для выбора варианта при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. Так, существует вариант сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции (например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек). К этому добавляется выбор рынков, производимой продукции, инвестора, кредитора и т.д.

Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия на производство через следующие ориентиры:

Информация о работе Статистическое исследование динамики развития индекса потребительских цен