Статистический анализ динамики цен на продукцию АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести теоретическое рассмотрение индексного метода в статистическом изучении цен, практически освоить методику вычислений при решении конкретных статистических задач, а также самостоятельно провести статистические исследования с применением освоенной методологии в аналитической части курсовой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть………………………………………………….5
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
II. Расчетная часть……………………………………………………..16
III. Аналитическая часть………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………………………………...43
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика курсач.docx

— 458.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...3

    1. Теоретическая часть………………………………………………….5

§1 Цена  как объект  статистического изучения…………………………...…5

§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6

§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8

    1. Расчетная часть……………………………………………………..16
    2. Аналитическая часть………………………………………………..37

Заключение…………………………………………………………………….42

Список использованной литературы………………………………………...43

Приложение 1                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Статистика  цен, существует как самостоятельный  блок показателей и является составной  частью социально-экономической статистики и статистики финансов.

Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и  структуру цен, соотношения и  динамику цен, вариацию и эластичность цен в различных аспектах, а  также анализирует влияние цен  на важнейшие стоимостные социально-экономические  показатели.

Цены  оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой  выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики  и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства.                            Цена является регулятором соотношения  спроса и предложения; объема и структуры  размещения производства по регионам страны, а также существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов. Цены выступают как экономический  фактор, определяющий покупательную  способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных  групп населения.

 В  органах государственной статистики  анализом цен и проблемами  ценообразования занимаются Минэкономики  РФ, научно-исследовательские институты  и научные центры. Статистика  цен всегда использовалась для  решения всех государственных  программ экономического и социального  развития страны, для принятия  и анализа выполнения перспективных  планов.                

 Всестороннее  изучение цен предполагает использование  таких статистических методов,  как: выборочные обследования, средние  величины, индексы, графический   метод и др. Однако, ведущая роль  в статистическом изучении цен  принадлежит индексному методу.

В данной работе рассматриваются  понятия индекса и цены, инфляции, сущность индексов, которые используются в статистическом изучении цен, их роль, виды и значения. Цель работы – провести теоретическое рассмотрение индексного метода в статистическом изучении цен, практически освоить методику вычислений при решении конкретных статистических задач, а также самостоятельно провести статистические исследования с применением освоенной методологии в аналитической части курсовой работы. Для раскрытия теоретической части  работы использовались материалы учебной литературы, периодические издания, указанные в списке литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Цена  как объект  статистического изучения

 

Цена – сумма денег, которую покупатель (потребитель) платит продавцу (производителю) в обмен на товар.

Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.

  1. Цена – это эквивалент обмена товара на деньги. Она выполняет различные функции:
  2. показывает конъюнктуру рынка, является орудием конкурентной борьбы;
  3. является фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения;
  4. является инструментом получения прибыли и управления эффективностью производства;
  5. является индикатором уровня жизни населения, т.к. влияет на объем потребления и уровень реальных доходов населения.

Основные  задачи статистики цен:

  1. регистрация цен и статистическое наблюдение за их изменением;
  2. анализ уровня и дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам;
  3. анализ и оценка факторов, влияющих на уровень и изменение цен;
  4. анализ соотношения цен на различные товары.
  5. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:
  6. - индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и т. д.);
  7. - маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
  8. Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена – это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена – мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена – это орудие конкурентной борьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен

 

 

Цены  – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам (таблица 1.1.).

 

Таблица 1.1.

Система показателей  статистики цен

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного вида, сорта  товара-представителя

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей

     
 

Обобщающий уровень

Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней  и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение  оптовых и розничных цен; соотношение  структурных элементов розничных  цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен  регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров к базовой  цене; степень отклонения соотношений  цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблемости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации  трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок  в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые  индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров  от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности


 

Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому  показатели эластичности цен, их соотношений  должны найти отражение в системе  показателей статистики цен. Возможность  для населения выбора товаров  с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному  уровню дохода и потребительским  требованиям, определяет необходимость  использования в системе показателей  статистических оценок соответствия и  отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Важнейшими  остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают  показатели динамики цен, учитывающие  качественные изменения товаров. Система  показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен  в статике и динамике, сочетание  синтетического и аналитического подхода  к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

 

§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен

 

Индекс  потребительских цен (ИПЦ) характеризует  изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые  населением для непроизводственного  потребления. ИПЦ является одним  из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.

ИПЦ применяется:

  • для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране;
  • для пересмотра правительственных социальных программ (основа повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минимальной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением товаров и услуг первой необходимости);
  • в определении государственной политики в области финансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов;
  • для пересчета из текущих в сопоставимые цены показателей системы национальных счетов.

Для характеристики изменения цен на потребительские  товары и услуги используется система индексов, при помощи которой можно решать разные задачи. Эту систему образуют:

  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение фиксированного (базового) полного набора товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью;
  • сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, за исключением товаров нежелательного пользования (алкогольных напитков и табачных изделий);
  • сводный ИПЦ, показывающий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг без товаров необязательного пользования (предметов роскоши, ювелирных изделий из золота, легковых автомобилей, а также особо модных товаров);
  • индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора из 25 основных продуктов питания;
  • индекс контрольной стоимости необходимого социального набора, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (37 наименований);
  • ИПЦ для отдельных социально-демографических групп населения.

 

ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыдущем (базисном) периоде.

 

 

«Корзина» основных потребительских товаров  и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также  индексом стоимости жизни.

В потребительскую  «корзину» для расчета ИПЦ  репрезентативно включаются:

  • товары и услуги массового потребительского спроса,
  • отдельные товары и услуги необязательного пользования (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили, техническое обслуживание легкового автомобиля и другие).

Для международных  сравнений используется ИПЦ по всему  кругу потребляемых благ.

Для измерения  уровня инфляции используется ИПЦ без  товаров необязательного пользования.

 

Расчет  ИПЦ включает в себя следующие  этапы:

  • выборка географических границ наблюдения;
  • отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
  • отбор товаров-представителей и услуг-представителей;
  • регистрация цен на товары и тарифов на платные услуги;
  • формирование структуры весов для расчета индекса цен потребительского рынка;
  • расчет индекса потребительских цен;
  • расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги.

Для расчета  ИПЦ используются два источника  информации:

а) статистическое наблюдение за изменением цен и тарифов  на потребительском рынке;

б) выборочные обследования доходов, расходов и потребления  домашних хозяйств (обеспечивают данные о структуре фактических потребительских  расходов населения за предыдущий год).

Для определения  весов в ИПЦ, кроме обследования домохозяйств,  используется также  дополнительная информация: данные о  структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов  продукции, экспертные оценки.

В 1991 г. была создана специальная государственная  служба наблюдения и регистрации  изменения цен и тарифов при  Госкомстате Российской Федерации. В рамках этой службы было организовано регулярное несплошное наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен и расчет ИПЦ по всей территорий России.

Информация о работе Статистический анализ динамики цен на продукцию АПК