Статистическое изучение деятельности Негосударственных Пенсионных Фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является предложения основных направлений для повышения эффективности управления средствами пенсионных накоплений НПФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
•изучить характеристику и сущность негосударственных пенсионных фондов;
•рассмотреть порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий;
•проанализировать статистические данные доходности негосударственных пенсионных фондов;
•провести анализ источников формирования пенсионных накоплений и системы управления ими на примере НПФ «Промагрофонд»;
•исследовать доходности деятельности НПФ «Промагрофонд»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 6
1.1. История и предпосылки развития негосударственных пенсионных фондов России 6
1.2. Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов 16
1.3. Порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий 23
Глава 2: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДОХОДНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 29
2.1. Статистические данные пенсионной системы России 29
2.2. Статистические показатели деятельности системы негосударственных пенсионных фондов 30
2.3. Статистические данные деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению 32
2.4. Статистические данные деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию 34
2.5. Статистические данные деятельности НПФ по реализации Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» 37
Глава 3: АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫМИ НАКОПЛЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ НПФ "ПРОМАГРОФОНД" 39
3.1. Краткая характеристика НПФ «Промагрофонд» 39
3.2. Анализ источников формирования пенсионных накоплений и системы управления ими на примере НПФ «Промагрофонд» 41
3.3.Статистические исследование доходности деятельности НПФ «Промагрофонд» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

Павлова изм.docx

— 906.57 Кб (Скачать файл)

В течение 1995-1996 гг. ситуация в спектре  негосударственного пенсионного обеспечения  кардинально изменилась, что явилось  следствием как усиления государственного контроля, так и происходящих объективных  процессов. Были вытеснены псевдо НПФ, а среди лицензированных значительный удельный вес получили фонды, организованные работодателями для пенсионного обеспечения своих работников или заключившие свои договоры с работодателями на такое обеспечение.

Развитие системы негосударственных  пенсионных фондов было признано выгодным явлением и для государства, и  для населения. Помимо решения такой  важной социальной задачи, как дополнительное пенсионное обеспечение граждан, НПФ  в состоянии были осуществить  долгосрочные вложения в экономику. Развитие НПФ в России шло быстрыми темпами. Однако они продолжают существовать в условиях правового вакуума. К  январю 1999 года негосударственных пенсионных фондов насчитывалось около 900, а  совокупный размер их активов составлял 1500-1700 млрд. руб. При этом к апрелю 1998 года только 134 фонда и 36 компаний по управлению активами получили соответствующие лицензии.

Принятие федерального закона и  других нормативных актов, касающихся деятельности НПФ, оставалось первоочередной задачей. Разорение фондов или невыполнение ими обязательств перед участниками (например, НПФ «Аврора» или «Северо-Западный»  в Санкт-Петербурге) могло дискредитировать саму идею негосударственного пенсионного  обеспечения. Соответственно, вопрос надежности пенсионных фондов оставался одним  из самых актуальных.

Государство должно было поддерживать НПФ, которые действовали как  долгосрочные консервативные инвесторы, а также создавать жесткую  систему контроля за их деятельностью. Кроме того, необходимо было решить вопрос о льготном налогообложении негосударственных пенсионных фондов. Для успешного развития системы НПФ необходимо было добиться информационной «прозрачности», открытости пенсионных фондов путем обязательной публикации финансовой отчетности в средствах массовой информации и предоставления отчетности в органы госрегулирования.

В наибольшей степени на развитие коллективных инвесторов могут повлиять такие факторы, как снятие двойного налогообложения, что придаст новый  импульс развитию инвестиционных фондов и НПФ, повышение информационной «прозрачности» рынка ценных бумаг, что важно как для российских, так и для иностранных коллективных инвесторов. Общим условием роста  доверия к коллективным инвесторам будет отделение хранения активов  от управления ими, чего можно достичь  только через развитие системы специализированных депозитариев.

От развития системы коллективных инвесторов в России выиграют и государство, и граждане. Выигрыш государства  будет состоять в притоке инвестиций в экономику, значительном росте  налоговых поступлений, росте спроса на государственные ценные бумаги при  одновременном снижении цены заимствования. Выигрыш населения – в увеличении возможностей сохранения и преумножения своих сбережений, в росте цен на акции предприятий, собственниками которых являются миллионы граждан, в росте налоговых поступлений в бюджет, а значит, и лучшем финансировании социальных программ.

Во многих странах система государственного пенсионного обеспечения дополняется  негосударственной пенсионной системой, доля которой может достигать 50-60 % национального пенсионного обеспечения.

Что касается России, то необходимо отметить, что одним из атрибутов перехода России от плановой экономики к рыночной стала начавшаяся в 1990-х годов пенсионная реформа. В основу реформирования системы пенсионного обеспечения легла идея трехуровневой конструкции. Первый уровень должен представлять собой базовые пенсии; второй уровень — трудовые пенсии (пенсии по трудовому стажу); третий уровень — негосударственные пенсии. Поэтому одна из основных задач пенсионной реформы заключается в развитии негосударственного пенсионного обеспечения посредством введения института негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

В условиях хронического дефицита бюджетных  средств особый интерес и стали  вызывать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые представляют собой  специализированные организации социального  обеспечения, исключительным видом  деятельности которых является формирование пенсионного обеспечения их участников. Пенсионные фонды призваны аккумулировать средства мелких инвесторов для их последующего приращения. Таким образом, НПФ можно рассматривать как  разновидность форм коллективного  инвестирования. Участником фонда может  стать любое физическое лицо, которое  обязуется в течение накопительного периода вносить в фонд свои взносы. Причем указанные или дополнительные взносы за него может вносить предприятие.

Мировой опыт показывает, что негосударственные  пенсионные фонды способны обеспечить экономику долгосрочными инвестициями. На долю пенсионных фондов за рубежом приходится более четверти всех активов, находящихся под управлением различных финансовых институтов. Для экономики государства трудно переоценить значение негосударственных пенсионных фондов как коллективных инвесторов, способных аккумулировать сбережения граждан, поскольку формирование средств на пенсионных счетах связано с длительным периодом их накопления – НПФ могут быть источником долгосрочных вложений в экономику.

Указом Президента Российской Федерации  от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных  пенсионных фондах» предусматривалось  создание инспекции негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения. На инспекцию  были возложены регистрация и  лицензирование НПФ и компаний по управлению их активами. Значимость проблемы и высокий статус инспекции подчеркивались тем, что ее руководитель – главный  инспектор – назначается президентом  Российской Федерации. Однако в целом  указ лишь декларировал внимание государства  к проблеме пенсионного обеспечения  граждан и предписывал правительству, отдельным министерствам и ведомствам в 3-месячный срок представить пакет  предложений, направленных на обеспечение  надежности и доходности вложений в  НПФ. Предполагалось внесение изменений  и в порядок налогообложения  пенсионных фондов. В значительной своей части указ выполнен не был, что вполне отвечает современным  российским традициям.

После 1992 г. нормативная база деятельности НПФ не совершенствовалась вплоть до 1994 г., когда вышли постановление  правительства Российской Федерации  о лицензировании указанной деятельности и положение об инспекции негосударственных  пенсионных фондов. Правительство России и инспекция издали ряд нормативных  документов, в которых сформулированы принципы лицензирования, требования к НПФ и компаниям по управлению их активами для получения лицензии. Кроме того, определены основные требования к деятельности НПФ, критерии инвестиционной политики фондов, позволяющие ограничить варианты капиталовложений их средств, а также имущественная ответственность управляющей компании за сохранность активов. Была разработана и введена отчетность пенсионных фондов. 7 мая 1998 г. был принят Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который законодательно определил порядок создания и функционирования НПФ, права и обязанности вкладчиков, участников и самого фонда, а также гарантии исполнения фондом обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению населения и государственному регулированию этой деятельности.

Основная часть из почти ста  пятидесяти действующих сегодня  лицензированных негосударственных  пенсионных фондов – корпоративные  фонды, учрежденные крупнейшими  предприятиями[7, с.47]. Стоимость их активов растет, увеличивается и число участников этих фондов. Тем самым подтверждается способность пенсионных фондов выступать на рынке в качестве активных финансовых посредников.

Первые негосударственные пенсионные фонды создавались в условиях отсутствия четкого государственного регулирования их деятельности. Разработчики концепции реформы системы пенсионного  обеспечения рассчитывали на подключение  к этому процессу предприятий  и работодателей, но большинство  из них не обладали ни желанием, ни возможностями  для учреждения профессиональных пенсионных схем. Их бездействием воспользовались  нечистые на руку дельцы, увидевшие  возможность широкомасштабного  привлечения средств населения  под прикрытием негосударственных  пенсионных фондов. В результате к  концу 1998 г. около 40% действовавших НПФ работали, не имея лицензии на осуществление указанной деятельности. Более 150 фондов порвали всякую связь со своими участниками. Потери вкладчиков, в результате недобросовестной деятельности фондов, в 1997 г. составили 24 млрд. неденоминированных руб. Пенсионные выплаты, средний размер которых составил около 77 тыс. неденоминированных руб. в месяц, производили лишь 90 фондов, что составляло 26% от их общего числа[8, с.68].

Привлекаемые в фонд средства зачастую использовались для «строительства»  финансовых пирамид и, частично, для  реального инвестирования, сочетая  эти две возможности в различных  пропорциях в зависимости от своих  талантов и конечных целей. Спектр услуг, предлагаемых фондами в то время, был достаточно широк, однако в большинстве  случаев он не соответствовал прямому  назначению созданных фондов. Они  осуществляли финансово-кредитные  операции, привлекали средства населения  для ведения торгово-закупочной деятельности, проводили залоговые  операции с квартирами пожилых людей. Естественно, и результаты их работы не отвечали задачам, стоящим перед  пенсионными фондами: производившиеся  выплаты, как правило, были незначительны, а во многих случаях руководство  НПФ обманывало своих инвесторов и использовало полученные средства граждан для личного обогащения.

Нарушения в деятельности негосударственных  пенсионных фондов можно разделить  на две группы: нарушения, относящиеся  к деятельности пенсионного фонда  как такового, и нарушения, связанные  с несоответствием деятельности организации ее профилю как негосударственного пенсионного фонда. Граница между  этими группами весьма зыбкая, поскольку  нарушения пенсионных фондов в общих  чертах представляли собой сочетание приведенных выше типов нарушений.

Нарушения, относящиеся к коммерческой деятельности негосударственных пенсионных фондов, противоречат самой природе  НПФ, хотя не все из них связаны  с обманом. Например, многие НПФ осуществляли обналичивание денежных средств предприятий-участников фонда. Известны случаи, когда пенсионные фонды выдавали безвозвратные ссуды работникам предприятий-вкладчиков фонда, занимались кредитованием сторонних организаций. Однако встречались и откровенные мошенничества, например, когда взносы вкладчиков зачислялись непосредственно на именные счета работников фонда или НПФ выплачивали пенсии ограниченному кругу работников предприятий-учредителей фонда. Все это роднило многие негосударственные пенсионные фонды с нелицензированными финансовыми компаниями, «прославившимися» массовым обманом граждан. Несомненно, что подобные фонды, как и финансовые компании, дискредитировали в сознании граждан саму идею инвестирования средств и негосударственного пенсионного обеспечения.

В мировой практике и до российских НПФ были известны случаи существования  мошеннических негосударственных  пенсионных фондов. Единственным путем  решения этой проблемы является создание строгой, не допускающей неоднозначных  трактовок законодательной базы и механизма жесткого государственного контроля.

В Законе РФ «О негосударственных  пенсионных фондах», в целях обеспечения  защиты прав участников фонда, были предусмотрены  внесение учредителями вклада не менее 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда и создание страхового резерва. Учет пенсионных резервов и активов, предназначенных для осуществления фондом уставной деятельности, должен осуществляться раздельно. По итогам финансового года должны производиться актуарное оценивание деятельности и аудиторская проверка фонда. Предусмотрено государственное регулирование и контроль в области негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, размещение пенсионных резервов, в соответствии с законом, должно осуществляться на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами, утверждаемыми правительством Российской Федерации, а требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет государственный уполномоченный орган. Фонды не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательства третьих лиц, отдавать в залог пенсионные резервы, выступать в качестве учредителя в организациях, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей, выпускать ценные бумаги. Кроме того, НПФ могут создавать объединенные гарантийные фонды и участвовать в обществах взаимного страхования. На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария. Таким образом, закон декларирует целый комплекс мер, направленных на защиту имущественных прав вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов. Однако о реальной эффективности недавно принятого российского законодательства пока судить трудно.

В декабре 2007 г. был принят целый  комплекс поправок в Федеральный  закон «Об инвестиционных фондах», которые были обусловлены количественными  и качественными изменениями  на рынке коллективных инвестиций. По мнению начальника управления регулирования  и контроля над инвестициями ФМФР России. А. Бескровного, «…регулирование  рынка коллективных инвестиций выходит  на новый, более высокий уровень  и становится более гибким»[9, с.79].

Это обусловлено тем, что к 2008 г. регулирование уже не отвечало реальным потребностям рынка: во-первых, сформировался  класс опытных инвесторов, желающих получать дополнительные высокие доходы, платя за это более высокими рисками; во-вторых, продолжал возрастать интерес  населения к рынку коллективных инвестиций. Произведенные изменения  в законодательстве, стабильность в  экономике привели к значительным изменениям в деятельности негосударственных  пенсионных фондов. Увеличилось собственное  имущество, имущество для осуществления  уставной деятельности (ИОУД), пенсионные накопления, пенсионные резервы, количество застрахованных лиц и т. д.

Информация о работе Статистическое изучение деятельности Негосударственных Пенсионных Фондов