Квалиметрическая оценка качества однородной продукции нескольких производителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
- систематизация, расширение и закрепление, теоретических знаний по предмету «Квалиметрия »
- развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;
- ознакомление с нормативной документацией, литературой и периодикой;
- формирование творческого подхода к решению проблем, возникших в процессе работы;
- получение навыков использования программных продуктов для статистических расчетов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 582.90 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.4.2 - Перечень аспирина в аптеках

Название

Цена

Руб.

АСПИРИН ЙОРК 325мг N100таб.

86

АСПИРИН КАРДИО 300мг N20 таб.

80

АСПИРИН КАРДИО 100мг N56 таб.

223

АСПИРИН КАРДИО 100мг N28 таб.

133

Аспирин Кардио 300мг Таб.покр. кишечнор. об. Х20 Bayer

71,50


 

В качестве объектов для исследования  выберем, АСПИРИН ЙОРК и АСПИРИН КАРДИО торговых марок Bayer Pharmaceuticals AG и York Pharmaceutical, Inc  ,так как оба препарата из выбранной группы схожи по цене.

    1. Основные группы свойств

 

Для того чтобы  оценить уровень качества аспирина необходимо использовать набор показателей. Эти показатели оказывают влияние  на формирование качества продукции.

Функциональные  свойства делятся на специализированные и универсальные. К специализированным относятся :противовоспалительные, анальгезирующее, жаропонижающие. К универсальным  относятся бактерицидные.

Безопасность  делится как на побочные действия при приеме аспирина, так и на количество употребленного аспирина. Так же существуют противопоказания.

Эргономические  показатели :  гигиенические показатели определяют соответствие изделия санитарно—гигиеническим нормам и назначениям.

Надежность  определяется сохраняемостью и сроком годности, который может быть от  3 до 5 лет.

Эстетические  показатели удовлетворяют эстетические потребности потребителей.

Такими свойствами является красочность, графика упаковки ,соответствии моде, целостность композиции, информационная выразительность.

Для потребителей важны функциональные свойства и  безопасность.

    1. Классификация потребителей

Качественная  продукция обладает высокими потребительскими свойствами, становится предметом повышенного  спроса, полно удовлетворяет потребности.

Качество - комплексная  категория, отражающая эффективность  всех сторон деятельности предприятия. Предметное качество - это качество определенного предмета, вещи, их способность  удовлетворять ту или иную потребность; функциональное качество - уровень  удовлетворения потребности независимо от предметного, вещественного воплощения.  [3]

Классификация покупателей производится, для того чтобы выявить основную группу потребителей. На основе требований этой группы будет производиться оценка качества.

Основные  различия между потребителями аспирина касаются четырех групп показателей  его качества: цена, безопасность, эффективность, простота употребления.

 По требованиям к перечисленным четырем группам показателей потребителей можно условно разделить на предъявляющих высокие и средние требования. Эти требования к аспирину представлены в таблице 1.6.1.

Таблица 1.6.1- Требования потребителей к отдельным показателям качества

Номер группы потребителей

Требования

Анализ

Цена

Безопасность

Эффективность

Простота употребления

1

B

B

B

B

 

2

C

B

B

B

 

3

B

C

B

B

 

4

B

B

C

B

Мало вероятно

 

B

B

B

C

 

5

C

C

B

B

 

6

C

B

C

B

 

7

B

B

C

C

 

8

B

C

B

C

 

9

C

B

B

C

 

10

C

C

C

C

Мало вероятно

11

B

C

C

B

 

12

C

C

C

B

Мало вероятно

13

C

C

B

C

 

14

C

B

C

C

 

15

B

C

C

C

Мало вероятно


 Примечание   В- условное обозначение потребителей, предъявляющих высокие требования

                          С- условное обозначение потребителей, предъявляющих среднее требования

 

4,11,13,16, группы  потребителей наименее вероятны.4 Группа не существует так как предъявлять ко всем показателям высокие требования кроме эффективности нельзя, тогда нет никого смысла в продукте.  11 группа так же не существует, так как человек не может предъявлять к продукту средние требования по всем показателям, тогда складывается впечатление, что данному потребителю абсолютно безразлично, что он употребляет. В 13 группе также отсутствует логичность предъявляемых требований. Из неё видно, что потребитель на первое место ставит простоту употребления  продукта, упуская при этом из виду важные требования к безопасности и эффективности. В группе 16 предъявляют высокие требование только к цене, так как аспирин - лекарственное средство, цена не является его главным показателем.

Кроме всего аспирин классифицируется в зависимости от использования потребителями аспирина. Классификация аспирина в зависимости от назначения и классификация потребителей, приобретающих данный продукт, в зависимости от возраста и рода их занятий приведена в таблице 1.6.2.

 

Таблица 1.6.2- Классификация аспирина и его потребителей

Назначение

Качество

Условия эксплуатации

Потребители

Возврат

До 20  лет

20-50 лет

Более 50

Специализированное

Очень высокое

Лечение в соответствии с назначением

I

II

III

высокое

Профилактика в соответствии с  назначением

I

III

II

Универсальное

Удовлетв.

Косметология

II

III

I

Удовлетв.

Консервирование домашних заготовок

I

III

II


Примечание.I - низкие, II -средние и III высокие требования

 

Аспирин относится  к той группе товаров, которые  пользуются спросом у большей  части населения. Как правило, люди в возрасте до 20 лет аспирин часто не употребляют ,а лишь изредка используют при различных болях  или для масок для лица с использование аспирина. В возрасте от 20 до 50 лет аспирин используют  в соответствии со всеми назначениями. Основной группой потребителей была выбрана группа людей в возрасте более 50 лет, которые используют аспирин для лечения.

    1. Описание ситуации оценивания для типичного представителя основной группы потребителей

 

Ситуация  оценивания - это слабоформализованное описание условий существования и использования объекта потребления изделия, достаточное для разработки дерева свойств или другого алгоритма оценивания качества.

Из ситуации оценивания должна вытекать цель оценивания или набор решений, которые могут  быть приняты в отношении объектов оценивания при различных значениях  комплексной оценки.

Описание  ситуации оценивания включает:

определение цели оценивания.

определение однородных групп потребителей - лиц, предъявляющих одинаковые требования к оцениваемой продукции - и указание на те из них, с чьих позиций будет произведено оценивание качества.

определение однородной группы объектов, подлежащих оцениванию, этапов существования этих объектов, во время которых главную  роль играют различные свойства объектов. Определение особых условий (например, климатических), в которых происходит эксплуатация объектов оценивания.

определение лучших объектов, предназначенных для выполнения тех же функций, что и объекты, подлежащие оцениванию, с которыми может быть проведено сопоставление. [4]

Для этого  разрабатывается ситуация оценивания, приведенная в Приложение А.

    1. Дерево свойств

 

Дерево свойств  – графическое изображение иерархической  структуры, состоящей из сложных  свойств и связанных с ним  группы свойств.

 

Выбор номенклатуры показателей свойств продукции устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, составляющих ее качество.

Для построения дерева свойств используют следующие  термины:

Дерево свойств - графическое изображение иерархической  структуры, состоящей из сложных  свойств и связанных с ними групп свойств.

Уровень дерева - минимальные по протяженности участки  дерева, отделяющие все сложные свойства от соответствующих групп свойств.

Высота дерева - общее число уровней в дереве свойств.

Полное дерево - дерево свойств, корень которого находится  на 0-м уровне, а на m-м уровне находятся  только простые или квазипростые свойства.

Усеченное дерево - полное или неполное дерево, из которого в соответствии с конкретными  условиями оценки можно исключить  одно или несколько свойств (простых  или сложных) и (или) группы свойств.

Поддерево - выделенный из данного дерева свойств  участок, который сам представляет собой дерево с корнем.[5]

Для построения усеченного дерева свойств необходимо исключить некоторые свойства. В  данном случае исключаются те свойства продукции, которые выражены одинаково ,которые не были учтены в ситуации оценивания и на которые нет информации, то есть в усеченном дереве свойств находятся те свойства, которые необходимы для проведения экспертами оценки. Усеченное дерево свойств приведено в Приложении Б. 

    1.  Художественно - конструкторский анализ

Художественно-конструкторское  решение упаковки аспирина приемлемо  для потребителей  и пользуется популярностью у них. Внешний вид аспирина двух производителей  представлен на Рисунке 2.

 

Рисунок 2-Аспирин двух производителей

 

Форма содержимого  аспирина: круглые, двояковыпуклые таблетки белого цвета, на поперечном разрезе — однородная масса белого цвета, с оболочкой того же цвета.

Форма и размер упаковки разный у двух объектов,  как у производства «York Pharmaceutical, Inc»  и «Bayer Pharmaceuticals AG» .Упаковка первого и второго производителя имеют  прямоугольную форму. В форме упаковки  изделий отсутствуют щели ,перекосы.

Цветовая  гамма и дизайн обоих производителей различен. Аспирин Йорк имеет яркие красный и желтый цвет, с черными надписями. Аспирин Кардио имеет на упаковке зеленый цвет, с красной полоской ,надписи на упаковки белого черного цветов.

Рациональность  формы  двух пачек соответствует  его назначению и отличают их от других  аналогичных изделий. Данные упаковки аспирина удобны для транспортировки и хранения в различных местах, из-за их небольшого размера. Конструкция приспособления для открывания второго изделия позволяет вскрывать упаковку для употребления одной таблетки аспирина без повреждения остальных таблеток, а у первого изделия для употребления одной таблетки руки соприкасаются с другими таблетками.

Упаковки  обоих производителей удобны для  транспортировки и хранения, в  связи с их не большим размером. Использовать данный продукт можно  в любом месте, в любое время.

Форма и размер второстепенных элементов изделия(штрих-код, регистрационный номер, производитель) согласуется с формой  и размером основных(название, дозировка).

Размер шрифта информации на упаковке выразительный  и понятный, условия хранения и  инструкция по употреблению написаны допустимым размером на видном месте  у обоих производителей, так что  сможет прочитать любой потребитель  данной продукции. Название препаратов зрительно выделено достаточно.

В качестве материала для упаковки используется картон. Он обеспечивает сохранность  элементов формы  и сохранность  надписей на упаковки от выцветания, потертости и других видов повреждения.

Производители добивается узнаваемости своего продукта путем ярких красок  оформления упаковки.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расчетная часть

    1. Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей показателей качества

Любое свойство находится на определенном уровне дерева свойств и может  быть определено двумя числовыми  параметрами.

Коэффициент весомости - количественная характеристика значимости данного показателя качества продукции среди других показателей  ее качества.

Информация о работе Квалиметрическая оценка качества однородной продукции нескольких производителей