Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

•   анонимность  консультирования;

•   включенность клиента в процесс консультирования;

•    разграничение  личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.

Многие ученые (В. Ю. Меновщиков и др.) выделяют два вида консультирования: контактное ("очное") и дистантное ("заочное"). Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается с клиентом, и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного  процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности.

Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. Представляясь клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности.

Затем начинается процесс  сбора информации о клиенте и  решается вопрос о том, в чем же состоит его проблема. В ходе интервью консультант может выдвинуть  несколько гипотез о проблеме клиента и обсудить их, задавая вопросы. Потом консультант излагает одну проверенную фактами гипотезу и уясняет возможности клиента в решении этой проблемы.

На следующем этапе  интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей в ситуации интервью. Консультант дает рекомендации, которые способствуют тому, чтобы переживаемые клиентом в ходе беседы изменения, привели и к изменениям в его поведении. Затем с клиентом обсуждаются различные варианты решения его проблемы, создаются условия для выбора им альтернатив.

На завершающем этапе  интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности клиента. Консультант предпринимает усилие по изменению мыслей, действий, чувств клиента вне ситуации интервью, в его повседневной жизни. Для этого очень важно, чтобы интервью заканчивалось своеобразным домашним заданием по закреплению установок на изменение поведения клиента. В ряде случаев на данном этапе интервью консультант может порекомендовать клиенту обратиться к специалисту из смежной области или прочитать определенную книгу, которая может быть ему полезна.

Следует также отметить, что на завершающей стадии интервью некоторые консультанты подключают и метод мини-тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиентов необходимые им навыки поведения путем кратковременных тренировок. Например, консультант может предложить клиенту "проиграть" ситуацию схожую с его проблемой и затем обсудить его ошибки и ограничения в поведении. Такая работа с клиентом будет способствовать изменению его мыслей и действий в реальной жизни.

Специфическим видом  консультативной деятельности является дистанционное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного  консультирования является принцип  анонимности, который формирует у клиента фантазийный образ консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия. Значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Основные же приемы и методики телефонного консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке или скрибо-терапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия в том или ином городе (районе) службы "телефона доверия", телефона у клиента, а также из-за его нежелания с глазу на глаз встретиться с социальным консультантом. К тому же, как справедливо отмечает ряд исследователей (В. Ю. Меновщиков и др.), для отдельных категорий населения (заключенные, отбывающие наказание) консультирование по переписке может быть единственной возможностью получить жизненно важный совет, средством, способным предотвратить беду. При этом следует признать, что консультирование по переписке во многих случаях служит лишь начальным, переходным этапом к непосредственной социальной помощи.

В рамках социономического консультировании можно выделить такие виды: консультирование пожилых людей и инвалидов, семейное консультирование, консультирование по вопросам занятости населения, корректирующее консультирование специалистов (супервизорство).

Особым видом социономической консультативной деятельности является консультирование по вопросам занятости населения. Консультативный процесс по проблемам занятости населения включает в себя несколько этапов. Для упорядочения работы консультантов центров занятости, безработный сначала попадает к диспетчеру, который осуществляет первичную консультацию. В его обязанности входит: получить информацию у клиента о цели обращения в службу занятости населения; предложить клиенту ознакомиться с информацией, расположенной в информационном зале на стендах, на экранах монитора; ознакомиться с документами клиента; направить обратившихся граждан к соответствующему специалисту-консультанту; равномерно регулировать поток впервые обращающихся граждан, выдавая им памятки (номерки) с указанием даты и времени приема того или иного специалиста. Если первичная информация для клиента оказывается недостаточной, то он направляется на более обстоятельную информационную беседу, которая продолжается до 30 минут. В ходе ее проведения консультант предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Важным этапом консультативной  работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведения изучаются профессиональные интересы клиента, выявляются психологические и психофизические особенности личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения. На этом этапе может выясниться, что клиент нуждается в психологической поддержке. Личностная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроением и плохим самочувствием. Такие люди испытывают определенные; трудности в общении как с близкими людьми, так и с потенциальными работодателями.

Во время профессионального  консультирования с целью выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности, может проводиться профотбор. В ходе профессионального консультирования широко применяется тестирование клиентов по методике "Карта интересов". С ее помощью определяется их склонность к одному из направлений профессиональной деятельности: "человек — природа", "человек — техника", "человек — художественный образ", "человек — человек". Затем идет совместное обсуждение перечня профессий, входящих в направление, и определяется та из них, которую выбирает клиент.

Профессиональное консультирование завершается выбором профессии, аргументацией в пользу выбранной профессии и направлением клиента к консультанту по трудоустройству.

 

27. Технология  посредничества в социальной  работе.

 

Социальное посредничество - это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи.

Посредническая  деятельность осуществляется тогда, когда  социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно  в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение  проблемы клиента, оценка возможностей  ее решения;

2. оценка и  выбор учреждения, способного наилучшим  образом решить проблему;

3. помощь клиенту  в установлении контакта и  содействие в приеме соответствующим учреждением.

Формы посредничества

- посредничество  в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных  проблем клиентов;

- социально-педагогическое;

- посредничество  в поиске социальных служб  и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;

-  посредничество  в решении трудовых, семейных  конфликтов и др.

Социальное  посредничество всё большую значимость приобретает и в решении межнациональных  конфликтов. При таких конфликтных  ситуациях важно учитывать местные традиции и обычаи.

Посреднические действия, осуществлённые профессионально, позволяют  помочь многим нуждающимся остановить конфликты и трагедии, утверждать социальное партнёрство.

 

29. Технология  социальной работы с инвалидами.

 

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Социальная защита именно этой категории населения объявлена  одним из приоритетов современной  социальной политики. Реабилитация инвалидов  направлена на устранение или компенсацию ограничений их жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствам организма, а также на максимально возможное восстановление социального статуса.

Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных, утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. Функционирующая система санатарно-курортного обслуживания сориентирована на восстановительное лечение и оздоровление инвалидов войны, труда, детей-инвалидов, лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС и других категорий граждан. Ежегодно в нашей стране санаторно-курортным лечением пользуется около 160 тыс. инвалидов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной  среды их жизнедеятельности, обеспечение  условий для восстановления социального  статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимым в бытовом плане. В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. Для примера можно назвать брайлевский дисплей в комплекте с персональным компьютером. Однако имеющегося сейчас количества реабилитационных средств для инвалидов продолжает не хватать

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации осуществляются в соответствующих реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. Медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Право инвалидов на бесплатное профессиональное образование сейчас реализуется в 40 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования системы Минтруда России, в которых обучается свыше 7 тыс. инвалидов. Обучение осуществляется по 23 специальностям дневной и заочной формы обучения и 40 профессиям. В соответствии с новым государственным образовательным стандартом в структуру среднего профессионального образования введены современные специальности: менеджмент, финансы, банковское дело, право и организация социального обеспечения и др. Реализуется многоступенчатый уровень профессиональной подготовки с возможностью выхода на высшую ступень (высшее профессиональное образование). Создаются условия для интегрирования обучения инвалидов (обеспечение доступа и использование обучающих методик, адекватных особенностям инвалидов) в образовательных учреждениях общего типа вместе со здоровыми учащимися, что является приоритетом в данном направлении.

Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого  имеются специальные подразделения. В сельской местности существуют определенные особенности трудоустройства инвалидов. Для них используются такие его формы, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"