Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом. Она помогает ему принимать и выполнять соответствующие социальные роли, психологически защитить себя, достичь необходимого морально-психологического равновесия. Психологи, работающие в реабилитационных центрах, для занятий с инвалидами часто привлекают и членов их семей. Такой подход позволяет повысить эффективность психологической реабилитации.

Индивидуальная  программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, проводимые для инвалида бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и те, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации.

30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.

 

 

Решение основных задач социальной работы непосредственно  связано с необходимостью организации  ситуации взаимодействия социального  работника с клиентом. Способы  организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.

Но независимо от психологического подхода к пониманию  личности можно выделить общие элементы социальной работы с клиентом:

1.     установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2.     изучение и анализ проблемной ситуации;

3.     определение целей и задач совместной работы;

4.     видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

5.     оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные  индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации  к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального  поведения. Реализация этой цели может  быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация  метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. Например, категорию социокультурных  групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости  от целей группы позиция социального  работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.

 

32. Технология  социальной работы в образовании

 

Социальная работа в системе образования действует в следующих напрвлениях:

- дошкольное  воспитание (уход, воспитание и обучение  в яслях, детских садах, группах  дневного пребывания, школьных подготовительных  классах и т.д.);

- работу с  молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.)

- воспитание  в детских домах и приютах  (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);

- формы, содержание  и методы обучения взрослых (профессиональное  обучение и образование, социальная  работа на предприятиях, организация  самопомощи, семейные консультации  и т.д.);

- социально-педагогическая  помощь семье (консультации, помощь  в решении повседневных проблем,  мероприятия по поддержке семьи);

- социальная  работа в школе.

Способность общества обеспечить полноценное образование  для всех детей – показатель социального  здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем  в процессе обучения в школе:

- проблема  детей, традиционно находящихся  в поле внимания и ведения  социальных служб – детей инвалидов  с сохраненным интеллектом, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

- проблема  неуспевающего ученика, которая  выходит за рамки чисто педагогической  проблемы и становится одной  из наиболее острых и практически  не решаемых социальных проблем.  Речь идет об учениках массовой  школы с сохраненным интеллектом,  испытывающих тем не менее трудности с начальным обучением, которые накапливаются год от года приводят к неуспеваемости, ухудшению состояния здоровья, нарушению психологической и социальной адаптации.

Количество  детей со школьными проблемами неуклонно  растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу внешних  факторов относятся условия, в которых  растет и развивается ребенок  и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. От гиперопеки, чрезмерного внимания, при которой тоже оказывается отрицательное воздействие. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К числу эндогенных факторов относятся отклонения в  физическом развитии ребенка, нарушения  состояния здоровья.

Учитывая  комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и  эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям и учителям.

Социальная  работа в школе призвана сосредоточить  внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе зарубежного опыта и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе:

- способствовать  устранению и преодолению специфических  трудностей в процессе социализации  школьников из социально неблагополучных  семей и слоев общества;

- развивать  процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех  учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать  развитию личностных и социальных  образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

- участие  в педагогическом разрешении  потенциальных и готовых вспыхнуть  конфликтов.

Социальная  служба в школе предназначена  для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:

- групповая  работа со школьниками вне  занятий (включая помощь в выполнении  школьных работ и предложений  в области досуга);

- предложения  по организации занятий (н-р,  игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);

- соучастие  и творческое представление в  социальной жизни школы (поездки  и экскурсии с участием всего  класса, праздники, отдых в загородных  лагерях);

- работа с  родителями, представление интересов  родителей;

- профессиональная  подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

- консультирование (в особенности, интегративные  формы консультаций для школьников, родителей, работа с учителями  в группах);

- работа с  организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

- научное  обоснование, сопровождение и  оценивание.

Социальная  работа в системе образования  и в школе находит все большее  применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям  системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.

 

33. Технологии  социальной работы в медицине

 

Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Ее главная  цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и  адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.

Существуют  два типа медико-социальной работы — патогенетический и профилактический.

Патогенетическая  медико-социальная работа включает в  себя мероприятия по организации  медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая  медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Профилактическая  медико-социальная работа подразделяется на два вида:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеорграфическая обстановка местности проживания и т.п.) на здоровье человека. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральная поддержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"