Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к ГОСАМ спец скачала.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

При всем этом социальная работа должна быть максимально конкретной, личностно ориентированной и отражающей специфику той производственной сферы, в которой человек трудится.

В производственном социуме практически вокруг любого объекта может быть развернут весь комплекс социальных деятельностей, каждый из видов которых носит многофункциональный характер, способствующий расширению и углублению интересов личности. Одна из ведущих идей такой модели: чем больше функций реализуется в той или иной деятельности, тем более широкое и сильное воздействие на личность они оказывают. Это является весьма привлекательным фактором для работающих на предприятии.

На конкретных предприятиях вырабатываются свои механизмы социальной поддержки трудящихся, принципы социальной работы в этих службах: профилактика, понимание и поддержка вместо осуждения и назидания, добровольность и самоопределение, самопомощь и активность вместо пассивности, конфиденциальность, открытость и искренность, ориентация на семью.

Основные  направления социальной работы с различными группами трудящихся: консультационное, диагностическое и коррекционное. Данные направления присутствуют, как минимум, на двух уровнях социальной работы:

1) целевой  защиты наиболее нуждающихся  и социально уязвимых категорий  молодежи, различных "групп риска";

2) социальной  работы со всеми группами трудящихся  с целью профилактики конфликтных  и проблемных ситуаций.

В рамках действующих  программ (составляющих в совокупности последовательную реализацию межведомственной модели социальной работы на предприятии) набирает силу комплексная социальная служба для трудящихся, обеспеченная профессионально подготовленными кадрами специалистов — социальных педагогов и социальных работников. Наряду с директором предприятия непосредственную ответственность за развитие такой службы осуществляет его заместитель по социальным вопросам.

Постепенно  на предприятии складывается система  социальной работы, которую можно рассматривать как инновационную модель комплексной социальной службы, интегрирующей возможности и сбалансированную адекватную им практическую деятельность всех звеньев этой службы, направленную на формирование педагогического мышления у различных субъектов социальной сферы, социальной политики в производственной сфере; нормализацию и оздоровление социально-психологических ситуаций, отношений среди трудящихся предприятия; осуществление личностно-ориентированного подхода в социальной работе с трудящимися, в образовании, воспитании, социальной защите как трудящихся, так и членов их семей, предполагающую непосредственное участие самих производственников как субъектов этого процесса.

 

36.  Технологии  социальной работы на селе

 

Социальные работники  в сельских местностях работают с различными группами детей, семей, старыми людьми, инвалидами и т. д. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и т. д.

Помимо навыков и  умений, связанных с людьми, социальный работник общего профиля должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины.

Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны.

Приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам  самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб.

Необходима новая парадигма  развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства  и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни. Суть новой парадигмы заключается в следующем:

— создание социальных служб  непосредственно в общинах;

— развитие оптимальной  модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям; жителей данной местности;

— целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей; вести комплексное обслуживание всех жителей общины: детей, и взрослых;

— развитие и подготовка квалифицированного персонала — общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;

— приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы;

— вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, в работу по принятию решений в социальной политике муниципалитета;

— признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения.

Социальные службы в  общине можно развивать на базе местной  школы как наиболее устойчивом звене  социальной сферы, превратив ее в  общинный центр социальной работы с  детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни крестьян, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных "приспособительных приемов": образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального  работника с представителями  различных общественных групп и  организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. "Община" (коммьюнити) - сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т.е.

Основные  принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых  инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.

Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования  всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в  практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.

 

37. Технологии  социальной работы с бездомными

 

Бездомность – это отсутствие постоянного  жилища у индивидов или  семей,  что делает невозможным как ведение  оседлого  образа  жизни,  так  и  полноценное социальное  функционирование.  Как  бродяжничество,  так  и  бездомность   — явления, присущие человечеству на  всем  протяжении  его  существования.  Но особенно широко они  распространяется  в  периоды  социальных  потрясений  и стихийных бедствий,  а  именно:  войн,  голода,  наводнений,  землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

В  нынешних  условиях  в  качестве  важнейших  факторов  роста   числа бездомных  в  России  и  в  целом  в  СНГ   можно   назвать   развал   СССР, нестабильность   во   взаимоотношениях   вновь   образованных    государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, «дикого» капитализма.

Значительную  долю бездомных составляют так называемые бомжи, т.е. лица без определенного  места жительства. В  последние  годы  их  число  в  России резко увеличилось. Только в Москве их насчитывается более  30  тыс.  Главное место их пребывания — вокзалы больших городов.

Ряды бездомных  пополняют бывшие заключенные,  убегающие  от  родителей дети,   инвалиды,   наркоманы   и   алкоголики,   беженцы,   военнослужащие, возвращающиеся из других стран. Большинство бездомных — одинокие  мужчины. Женщины среди бездомных составляют  около 10%.  Это алкоголички,  женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет около 20%  всей численности бездомных женщин).

Одним из основных аспектов проблемы работы с людьми без  определенного места жительства  является  борьба с алкоголизмом.  С  одной  стороны  –  это  источник пополнения данной категории  населения  («пропил»  квартиру  и  т.п.),  а с другой – это еще и фактор,  который усложняет и усугубляет  существующее положение   дел.   Важным моментом в работе практикующего социального работника является профилактика алкоголизма. Лечение и последующая реабилитация больных алкоголизмом в итоге  ведут к проблеме личности, однако речь идет уже не о воспитании в  прямом  смысле, а   о   реконструкции   личности,    ресоциализации,    восстановлении    ее психологических и социальных функций. Однако, в  случае  бездомных   положительную   мотивацию   создать   практически невозможно, т.к. она неразрывно связана с  объективными  факторами  (внешняя среда, образ жизни, культура быта и т.п.).

Положение детей-бездомных  особенно  тягостно.  Среди  них  есть  дети- беглецы  -  дети,  убежавшие  из  дома  или  из  воспитательного  учреждения вследствие разрыва связей с  родителями,  возникшего  тяжелого  конфликта  с учителями,   воспитателями,    сверстниками,    деформирования    ценностных ориентации и других причин, приведших  к  кризису отношений.  Реже  причина побегов несовершеннолетних — наличие психического заболевания.  Доставленные в приюты, другие учреждения социальной реабилитации, подобные  дети  нередко совершают рецидивные побеги.

До недавнего времени  беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. В соответствии с законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) ситуация меняется. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей. В центры временной изоляции для несовершеннолетних сейчас могут быть помещены лишь несовершеннолетние правонарушители. По закону они могут находиться здесь в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет (к 2000 г. их насчитывалось более 700), однако растет и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает. И это ощущают на себе многие города, включая Москву. К началу 2001 г. в столице функционировало всего три государственных приюта временного пребывания беспризорных детей и пять общественных, находящихся в ведении Красного Креста, православных и католических организаций. Кроме этого в Москве тогда действовало три окружных центра «Дети улицы», где с детьми работали психологи, социальные педагоги. Но здесь ребята могли находиться лишь до 21 часа, что снижало эффективность работы таких служб.

Среди  «бомжей»  значительную  часть  составляют  бывшие  заключенные, поэтому  одним  из  направлений  социальной  работы  с   данной   категорией населения  является  реабилитационная  деятельность.   Особым   направлением реабилитационной   деятельности   является   восстановление   правового    и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.  Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное  устройство  своей жизни, нередко не имеют не только жилья,  но  и  возможности  устроиться  на работу.

Некоторые  руководители,  преимущественно  из сельской местности,  создают  трудовые  бригады  (своеобразные  коммуны)  из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность  сельским  трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей мало.

С лицами, без  определенного  места  жительства  необходимо  проводить также медико-социальную  работу.  Целью медико-социальной  работы  является достижение  максимально возможного  уровня  здоровья,  функционирования   и адаптации лиц с физической и психической патологией,  а также социальным неблагополучием.

Социальной  работой с бездомными занимаются в основном благотворительные организации, ассоциации, например создаются «Ассоциации  социальных работников», церковь, религиозные  организации и объединения. Они  организуют ночлежки, выездные автобусы, с питанием, медикаментами и средствами гигиены. Социальная работа с бездомными ведется также при больницах, где они проходят лечение.

От социального  работника в больнице требуется  многое: милосердие, сообразительность, некоторая юридическая грамотность, напор и физическая выносливость.  
В их обязанности входит обеспечение одеждой, инвалидной техникой, отправка инвалидов домой или в интернаты (часто после, ампутации), переговоры с соцзащитой, с родственниками, с консульскими управлениями, с милицией, с руководством вокзалов. Требуется умение вести переговоры в диапазоне: от министра социального развития области до проводника вагона.  
От решения и умения соц. работника часто зависит судьба человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"