Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 19:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии2013!!!.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.Выборка социологи.  исследования. Типы выборок. Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, явл-ся сбор необход. эмпирич. данных об объекте исследования. Выборка – подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. Но термин «выборка» имеет двоякое значение - это и процедура отбора элементов исследуемого объекта, и совокупность элементов объекта, выбранных для непосред. обследования. Причины применения выбороч. метода: а)экономит силы и средства исследо- вателей; б)процедура представляет собой удобную и эконом. форму индуктив. вывода (рассуждение по схеме «от частных наблюдений – к общей эмпирич. закономерности»); с)реализует принцип случайного отбора. Выбороч. метод имеет широкую область применения. Широта области применения выбороч. метода объясняется тем, что небольшой объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различ. технич. средств (например, видео- и аудиоаппаратуры). Типы: 1.случайная выборка – явл-ся наиболее точной, репрезента- тивность её достигается при помощи математ. методов. Случайная выборка обычно применяется при опросах обществ. мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприя- тиями. 2.Серийная выборка - при серийной выборке единицами отбора выступают не сами индивиды, а группы. 3.стратифицированная выборка применяется в тех случаях, «когда цели и задачи исследования требуют вероятностного отбора респондентов по каким-либо групповым критериям». 4.Стихийная выборка - исследователь при применении данного метода в некот. степени контрол-т выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28Метод опроса  в социолог. исследовании. Анкетирование, интервью. Основ. предназ- начение социолог. опросов - получение инф-ции о мнениях людей, их мотивах и оценках соц. явлений, о феноменах и состояниях обществ., групп. и индивид. сознания. Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документ. инф-ции, если оно не доступно непосред. наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора инф-ции, но обязательно дополняемым др. исслед-ми методи- ками. Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику. Любой социолог. опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Каждый опрос предполагает упорядоч. набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказат-ву и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться. Анкетирование – письм. форма опроса, осущ-яся, без прямого и непосред. контакта интервьюера с респондентом. Редко бывает сплошным, имеет выбороч. хар-р. Достоверность и надежность полученной анкетированием инф-ции зависит от репрезентативности выборки. Использ-ся откры- тые вопросы, закрытые. Вопросы строятся в логич. послед-ти. Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при кот. исслед-ль находится в непосред. контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в след. отно- шениях: а) вопросов без ответов практически не бывает; б) неопред. или противореч. ответы могут быть уточнены; в) возможность наблюдения за респондентом и фиксации вербал. ответов и невербал. реакций; г) получаемая инф-ция полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой. Главный недостаток - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосроч. массовых опросов. Наиб. распространение в социологии получило стандартиз-ное интервью, отличит. особенностью кот. явл-ся жесткая последов-ть, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Виды вопросов  в социолог. анкете. Виды вопросов в анкете: 1.Кол-во вопросов не должно переутомить респондента. 2.Включить те вопросы, кот. дают важную инф-цию для исследования (при формулировке вопроса учит-ся: что нужно узнать, зачем эта инф-ция, как сформул-ть вопрос для получения адекватного ответа). 3.При формули- ровке вопросов не следует использовать науч. термины и редко употребляемые слова. 4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех. 5.Каждый вопрос должен соответ-ть критериям научности и литерат. грамотности. 6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос). В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы. Подразделяются: 1.По форме: открытые (ответ формулирует респондент), закрытые (варианты ответа), полузакрытые (1+2), прямые, косвенные (согласен, несогласен). 2.По конструкции ответов: дихтолические (да, нет), поливариантные (можно выбрать несколько ответов), шкалированные (предоставляется шкала, возможность поставить балл). 3.Психологич.: вопросы-фильтры (исполь-      зуются для того, что бы отделить одних респондентов от других – «женаты ли вы?»), контрольные (2 случая – уточнение уже полученной инф-ции, проверки искренности). 4.По содержанию: вопросы о фактах (сколько лет?); вопросы о мнениях, мотивах, оценках, суждениях; вопросы о знаниях. При составлении опросного листа для социолог. исследования используются стандартные схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Социолог. наблюдение. Наблюдение – общенауч. метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все соц. явления поддаются непосред. визуаль. и слух. восприятию. Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с др. социолог. методами. Глав. из них – непосред. связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получе- ния инф-ции. Эти достоинства не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, лич-ые качества наблюдателя неизбежно сказ-ся на его рез-ах. Различают: невключенное и включенное наблюдение, подраз- деляя последнее на скрытое (наблюдение-инкогнито) и открытое; лабораторное, полевое и лабораторно-полевое наблюдение; стандартиз-ое и нестандартиз-ое наблюдение; систематич., эпизод. и случ. наблюдения. Невключенным назыв. наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиц. поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, никоим образом не вмешиваясь в естеств. ход событий, в том числе не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно вкл-ся (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деят-ти. Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), когда наблюдаемые не знают о наблюдателе, думают, что он - один из них, иногда отождествляется с науч. шпионажем. В лаборат. наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать условия и контрол-ть их влияние на наблюдаемых. В полевых наблюдениях, осущ-мых в обычной соц. жизни и дающих более объектив. инф-цию, особую роль играют знания смыслов невербал. реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память. Стандартиз. Наблюдение предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредо- точению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнит-ти и педантизму. Нестандартиз. наблюдение требует во многом противоположного - солидной теоретич. подготовки в области социологии, псих., соц. псих. и конфликтологии.

 

31.Соц. эксперимент. Соц. эксперимент - метод изучения соц. явлений и процессов, осущ-мый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, кот. контрол-т и направляют его развитие. СЭ предполагает: внесение изменений в сложившиеся отношения; контроль за влиянием изменений на деят-ть и поведение лич-ти и соц. групп; анализ и оценку рез-ов этого влияния. К СЭ относят попытки создания коллективов, живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окруж. их социуме. СЭ выполняет две функции: исследоват. и управленческую. Применяется как в науках, исследующих различ. соц. сферы (экономика, пед-ка, соц. псих. и др.,) так и в соц. управлении, где проектир-ся и внедряются новые и совершенствуются имеющиеся соц. формы. СЭ имеет ограничения: 1.невозможность воздейст- вовать на изучаемые объекты; 2.в случае принцип. доступности эксперимент. воздействий на изуч. соц. объект, необходимо считаться с возмож-ностью отриц. последствий; 3.обществ. действия личностей, тем более их чувства, настроения и т. п. трудно поддаются эксперимент. изучению. Соц. практика предъявляет новые требования к эксперимент. методу. До сих пор он использовался в основном в познават., исследоват. целях. Сейчас эксперимент. метод становится важным средством соц. проектирования и внедрения нововведений в сфере соц. управления и планирования. СЭ – специфич. способ внедрения теории в практику. Он является не только фактором познания, но и фактором практич. использования науч. знания и получения новых науч. истин. Использование этих двух функций в методиках СЭ - важная задача науч. творч-ва социолога. СЭ присущи общие черты и принципы науч. экспериментирования и в то же время опред. особенности, обусловленные спецификой соц. процессов, объектов приклад. социолог. исследования. Одной из специфич. черт СЭ явл-ся различие в хар-ре экспериментов по их основной цели: познание, подтверждение некот. гипотезы, с одной стороны, и воздействие на обществ. отношения с целью их направленного изменения, с др. стороны. Другая специфич. черта эксперимента как элемента соц. управления заключ. в его масштабе. В социолог. исследовании эксперимент направлен на доказательство гипотез исследования. Проведение СЭ предполагает испо- льзование ряда др. методов (наблюдения, опроса, анализа документов), т.е. в ходе приклад. социолог. исследования эксперимент может сочетаться со всеми др. методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Лич-ть как  уникал. соц. сис-ма. Стр-ра лич-ти. Лич-ть – своеобразный итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеч. качеств. Лич-ть представляет собой рез-т становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизнен. опыта. Общество и соц. среда могут влиять на лич-ть в двух направлениях – подавляя ее либо развивая. Между развитием лич-ти и общества сущ-т прямая зависимость: чем выше культур. уровень общества, тем выше чел-к ценится как лич-ть. На процесс формир. лич-ти влияют как биолог., так и соц. факторы. Биолог. фактор необходимо учитывать, так как он, 1.создает ограничения и предпосылки формир. соц. черт лич-ти, 2. благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, хар-ров, способностей, кот. делают из каждой человеч. Лич-ти индивид-ть, т.е. неповторимое, уникальное создание. Под соц. факторами формир. лич-ти понимается обычно кул-ра общества, под воздействием кот. возникает характер. Личност. конфигурация, типич. для представителей данного социума. К проблеме стр-ры лич-ти в социологии сущ-т не один подход. Стр-ра лич-ти в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением. Сущ-т концепция Фрейда – стр-ра лич-ти в социологии склад-ся из трех основ. элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознат., в кот. господ-т инстинкты. Я – элемент сознания, кот. связано в бессознат., поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго вкл-т совокупность морал. принципов и норм. Соц. стр-ра лич-ти в социологии отражается в кул-ре и наоборот. В стр-ре лич-ти соотносятся традиц. и современные пласты кул-ры. В ходе анализа стр-ры лич-ти невозможно не рассмотреть вопрос соотношения соц. и индивид. начал. Каждая лич-ть неповторима и уникальна. С др. стороны, лич-ть  явл-ся существом соц., коллектив., ей присущ коллекти-визм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"