Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

социология_шпора.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

 

Операционализация понятий в социологическом исследовании.

Теоретическая и  эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

 

Организация социологического исследования.

Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов. Рабочий план включает следующие основные этапы: ·       формирование рабочей  группы ·       разработку программы исследования ·       разработку  инструментария ·       расчет выборки·       проведение пилотажных  исследований ·       размножение инструментов·       инструктаж участников полевого исследования·       организацию полевого  исследования ·       контроль качества заполненных документов·       подготовку инструментов  к обработке  ·       обработку ·       анализ результатов ·       подготовку отчета ·       оформление архива исследования. Программа  - это изложение основных задач  исследования и предпосылок их решения. Социологическое исследование начинается с разработки его программы, состоящей  из двух разделов — методологического  и методического. В методологический раздел программы входят:  а) формулировка проблемы (социальная проблема - это «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей);   б) определение объекта и предмета социологического исследования (Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Предмет исследования — это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению);  в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.  Социолог, решающий прикладные практические задачи, прежде всего, определяет, какие конкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературы пытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось «изобретать велосипед».

 

Основные категории  социологии и их характеристика.

Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”.  Социальное по своему содержанию —  это отражение организации и  жизнедеятельности общества как  субъекта исторического процесса. Оно  аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:  — как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому  уровню социального прогресса;  — способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;  — выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;  — детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;  — оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни; — выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия  реальной практике и интересам общества и человека. Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются все остальные  группы и ряды категорий и понятий, является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта  (социальная общность, семья, трудовой коллектив, личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение, борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении. Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают  категории (понятия), отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования.  Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д.  Четвертый раздел социологии имеет свой понятийный аппарат: “социальная инженерия”,  “социальное проектирование”, “социальные технологии”, и т. п. Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания социологии  для преобразования жизнедеятельности социального субъекта. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью,  необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов,  прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий

 

Основные подходы  изучения социологии личности.

Личность (имеющий свою индивидуальность) - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом – результат  социализации

Фромм понимает  “личность”:“Под личностью я понимаю целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным”.

Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения"В социологии наиболее известны следующие теории личности:1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули – теория общественного зеркала включает три элемента: как меня воспринимают другие; как они реагируют на то, что видят; как я отвечаю на реакцию других людей, Эрик Эриксон, Дж.Мид – «обобщенный другой», Халлер – «значимый другой»). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Джордж Герберт Мид - Развитие личности связано с принятием на себя функций других людей,  включающего три стадии: 1. Имитация (копирование без понимания) 2. Игра  (освоение ролей, при этом дети придают своим действиям такой смысл:  какой придают им другие) 3. Коллективные игры (освоение ожиданий многих людей, заканчивающегося формированием социальной идентичности ). 2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя:1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. 3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.

 

Основные этапы  исторического развития социологической  мысли.

Истоки социологии можно  найти в рассуждениях ученых и  мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги  философов даосской школы Мо-цзы, индийские тексты «Махабхараты».Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. В эпоху Возрождения появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.  Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий. Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах 19 века в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни.  Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм. К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру.

 

Основные этапы  развития социологии в России.

Социологическая мысль в  России развивается как часть  общемировой социологической науки. Она выдвигает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие  российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической  мысли. Первый этап – с середины XIX века до 1918 г., второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов ХХ века, третий – с начала 60-х годов до наших дней. Основные направления и школы:Географическое – Л. И. Мечников, С. М. Соловьев, О.КлючевскийОрганическое – И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд Субьективистское – Лавров, Михайловский - Большое внимание уделено представителями этого направления на следующие проблемы: 1) соотношения социального и исторического; 2) предмета и метода социологии; 3) теории прогресса и роли личности в истории.

 

Особые  приоритеты государства в сфере  образования РК.

 

П.А. Сорокин –  выдающийся социолог ХХ века.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов. В "Системе  социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются  основные принципы, на базе которых  он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. "Социология изучает общество с трех главных  точек зрения: 1) его строения и  состава 2) данных в нем процессов  или его жизнедеятельности 3) происхождения  и развития общества и общественной жизни  - таковы основные задачи изучения социологии" Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает  явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая  социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как  простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией  простейших социальных явлений.2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно  вызывается и определяется.3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции  в развитии общественной жизни людей"Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.  Разработал теорию соц. стратификации и соц.мобильности. Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой. Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении относительно друг друга. Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес.

 

Понятие конфликта, его социальные предпосылки. Механизм регулирования конфликтов. (Социальный конфликт)

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов  как членов тех или иных социальных групп. Противоречия пронизывают все  сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Этапы развития конфликтов 1.    Осознание конфликтующими сторонами своих интересов. 2.    Осознание законности своих притязаний. 3.    Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды. Эдесь делается первая попытка урегулирования конфликта. Применяется управленческое воздействие. Если попытка не удается, то: 4.    Разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском сторонников. Если же не удается разрешить конфликт, то:5.Переход конфликта в антагонизм.6.Разрешение конфликта.7.Постконфликт. Возможен, особенно в том случае, когда разрешение конфликта произошлопутем  нахождения компрамисса. Соц. конфликты выполняют в обществе разные функции: функцию «выхлопного клапана» в конфликте высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность; конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе конфликта находят идею, решение, которое удовлетворить решению, разрешает противоречия; конфликт позволяет четче или резче размежеваться обществу, узнать специфику каждого участника конфликта. 4 варианта управления конфликтной ситуацией:·  Предотвращение;· Подавление;· Отсрочка;· Разрешение. Стратегия подавления конфликта:·   Целенаправленно и последовательно сократить количество конфлектующих.·  Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфлектными друг к другу людьми.·    Создовать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:Изменить отношение одного конфликтующего к другому: Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.). Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно не нужны или недостижимы).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"