Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

социология_шпора.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

 

Социология М. Вебера и «веберовский ренессанс» в развитии современной социологии.

Классический тип научности  социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером. В основе этой методологии  лежит представление о принципиальной противоположности законов природы  и общества и, следовательно, признание  необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая  должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения  к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей.  Понимающая социология: "необходимо изучать  мотивы поведения людей и тогда  мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение". В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и  т.д., а только индивид, поскольку  именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Главным инструментом познания у  Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные  логические конструкции, создаваемые  исследователем. Они формируются  с помощью выделения отдельных  черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все  социальные факты объясняются социальными  типами. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда: 1)действующий  субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;2)действие, поведение людей соотнесено с  поведением других, соориентированно.2 признака социального действия:-- субъективно  подразумеваемый смысл и-- ориентация на поведение других людей. Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)-- целерациональные,-- ценностно-рациональные,-- аффективные и-- традиционные. Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными. Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию — искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

 

Социология общественного  мнения.

Общественное мнение -  специфическое  проявление  общественного  сознания, выражающееся в оценках (как  в   устной,   так   и   в  письменной  форме) и характеризующее  явное (или скрытое) отношение больших  социальных  групп  (в первую   очередь   большинства     народа)    к     актуальным     проблемам действительности,    представляющим   общественный   интерес. Социология общественного  мнения - область   социологических  исследований, где предметом   анализа   выступают содержание   высказываний    общественного  мнения,   активность  его функционирования   и  всеобщие   (характеризующие  данный  тип   общества)   и   специфические   (связанные    с    развитостью демократических  гарантий) мнения. Общественное мнение существует не в  любом  обществе,  так как оно не есть просто сумма  тех частных мнений, которыми люди  обмениваются в узком, частном кругу  семьи или друзей. Общественное  мнение  -  это  такое состояние  общественного сознания, которое  выражается  публично  и  оказывает  влияние на функционирование общества  и  его  политической  системы.

 

Социология организаций.

Организация представляет собой  высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин "организации" употребляется  в 3-х смыслах.1. Организацией может  называться искусственное объединение  институционального характера, занимающее определенное место в обществе и  предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В таком значении словом "организация" можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д.2. Термин "организация" может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение  функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация  выступает как процесс, связанный  с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие "организация" совпадает с понятием "управления", хотя и не исчерпывает его. 3. Под "организацией" может мыслиться  характеристика степени упорядоченности  какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как  способ соединения частей в целое, специфический  для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - свойство, атрибут последнего.Организационно-технологическая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем. Повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами - это создание социальных технологий.

 

Социология ХХ века. Основные направления.

Среди различных школ социологии ХХ века чаще всего выделяют три  направления: функционализм, конфликтологический подход и символический интеракционизм. Функционалистическая социология. Это прежде всего Роберт Мертон. Считают, что общество в целом и отдельные его части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Задача социолога в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функции». Наблюдать и изучать функции можно при помощи методологического инструмента – теории среднего уровня (ТСУ). Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными рабочими гипотезами, возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающимим систематическими попытками развить единую теорию, которая объясняет все наблюдаемые типы социального поведения, социальных изменений. Конфликтологические теории. Видит в обществе борьбу различных групп и направлений. Истоки можно обнаружить в социальной философии английского философа XYII в. Томаса Гоббса. Конфликтологический подход можно обнаружить в соц наследии К. Маркса. Символический интеракционизм. Возникло в 20-е гг. ХХ в.

Термин "символический" обозначает, что эта школа делает акцент на "смысле", который вкладывают действующие лица ("актеры"), когда  они вступают во взаимодействие (интеракция). Эта социологическая теория рассматривает  общество с точки зрения поведения  индивидов, вовлеченных в акты поведения, взаимодействия.Основатель – Джордж Герберт Мид: общество можно объединить только путем рассмотрения принципов поведения людей.

 

Социология экологии. Экологическая ситуация в РК.

Социальная экология - научная  дисциплина, рассматривающая соотношение  общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей  в связи с их средой имеют  доминанту  социальной организации (рассматриваются  уровни от элементарных социальных групп  до человечества в целом). Задача социальной экологии состоит в изучении человеческого  общества в аспекте его совместимости  с особенностями природной среды. Поскольку направления человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, то социальная экология вскоре после  своего появления стала подразделяться на множество аспектов или прикладных вариантов социально- экологического знания. Теперь помимо общетеоретического раздела знания, которым занимается социальная экология, существует ее прикладные области: экология человека, изучающая  в основном медицинские аспекты, инженерная экология, изучающая технические  аспекты отношения людей к  окружающей среде. Анализ динамики обмеления  Арала и опустынивания прилегающих  территорий приводит к удручающему  прогнозу полного исчезновения моря к 2010 г. Новая пустыня Аралкумы сольётся с существующими Каракумами и Кызылкумами и станет соперничать с Сахарой, которая, кстати, всего 150 - 200 тыс. лет назад была покрыта буйной растительностью.  Сырдарья в настоящее время не доходит до моря, заканчивая свой путь на полях, а Амударья достигает Арала лишь зимой тоненьким ручейком. В результате площадь акватории сократилась более чем на 1/3, береговая линия в ряде мест отступила на 90 м., а объём воды в море уменьшился на 60%.  Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов.

 

Социометрический  опрос.

Предложен Д. Мореном. Социометрический метод – один из наиболее эффективных, перспективных, распространенных методов  изучения личности как элемента социальной группы. Направлен на количественное измерение и анализ структуры  межличностных отношений в малых  социальных группах путем фиксации связей предпочтения в ситуациях  выбора. Основное назначение: с помощью  социометрического метода дается описание структуры взаимоотношений в  группе, количественная оценка (измерение) характера эмоциональных отношений  между членами группы (взаимных симпатий и неприязни), устанавливается место  в указанной структуре. Область  применения: применяется при изучении институциональных или неинституциональных малых групп, коллективов. Особенно важно его использование в формировании коллективов для работы. Задачей социометрии является изучение неофиц. отношений, характеристик малой группы, психологической атмосферы.  Процедура – 5 фаз: 1) подготовительная фаза (а – определение проблемы, формулировка задачи; б – получение сведений о группе); 2) фаза социометрической разминки (а – прямой контакт с членами группы; б – определение содержания социометрического критерия); 3) опрос (инструктаж респондентов, раздача социометрических карточек, их заполнение респондентами, сбор)4) обработка информации; 5) завершающая фаза – получение выводов, рекомендации. Полученная информация будет ценным материалом при составлении плана социального развития предприятия, улучшении системы управления.

 

Средний класс. Формирование среднего класса в РК.

Средний класс — занимает промежуточное положение между  полюсами социальной иерархии. Он характеризуется  уровнем доходов, социальным статусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. Средний класс играет стабилизирующую  роль в обществе — чем он больше, тем надежнее нейтрализует крайности  противоположных сил.

Средний класс — стабилизирующий  фактор в развитых странах. Потребительские  запросы среднеобеспеченных слоев  населения во многом определяют развитие экономик. Этот класс — основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Средний класс  стратегически нацелен на сохранение сложившейся ситуации в обществе и является стабилизирующим фактором. Главные тактические методы среднего класса — компромисс, конформизм, поиск  согласия. С экон. точки зрения средний класс — это преобладающая часть экономически активного населения, у которого есть возможность производительно трудиться и воплощать заработанные средства в материальные блага.

 

Становление и развитие социологической мысли  в Казахстане.

 

Структура и функции  социологии. Проблема эмпирического  и теоретического в социологии.

Структуру социологии можно  представить состоящую из 4-х основных блоков: I. Теоретико-методологические основы социологии.II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика. III. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки. IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении. Функции социолгии:1. Познавательная: 2. Прогностическая 3. Социального проектирования и конструирования а) Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования б) Определение путей проектирования социального процесса 4. Организационно-технологическая а) Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов б) Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологи  5. Управленческая а) Принятие управленческого решения б) Социальное планирование и разработка социальных показателей в) Определение основных направлений повышения эффективности деятельности 6. Инструментальная а) Определение методов изучения социальной реальности б) Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной. Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.

 

Труд – основа развития общества. Социальная сущность труда.

Труд - основа функционирования и развития любого человеческого  общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без  него не была возможна сама человеческая жизнь. Социология труда – (изучает  трудовую деятельность как социальный процесс) это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс  труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия  и формы их трудовой деятельности.  Сущность социологии труда:социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда.комплекс отношений человека и коллектива к труду, его характеру содержанию, условиямсоциальная организация коллектива, т. е. особая система отношений, которая образует совокупность позиций ролей, ценностей, связей между работниками. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда.  Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:1.Способ удовлетворения человеческих потребностей.2.Источник общественного богатства.3.Развитие личности.4.Движущая сила общественного прогресса.5.Творец человека на протяжении всей истории человечества.6.Статусная дифференциация.7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"