Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

социология_шпора.docx

— 115.99 Кб (Скачать файл)

 

Труд инженера и его особенности в современных  условиях.

Современный инженер - не просто технический специалист, решающий узкие  профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой  жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические  науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом  развитии современного общества. Образ  инженера, отвечающего всем требованиям  современного мира, включает в себя не только знания фундаментальных наук, прикладные знания по специальности, знания иностранных языков, обладание положительными личностными качествами, умение решать технические задачи, но и обладание  приемами социальной инженерии, умение решать социально-управленческие задачи. В процессе своей деятельности инженер: – беседует с заказчиком с целью  получения возможно более полной картины того, чем же является предлагаемая ему задача; – контактирует с  потенциальными пользователями будущего изделия, системы с целью выяснить как будет принята его работа обществом, каково её будущее и что  можно сделать, чтобы оно было благоприятным; – передаёт своим  коллегам техдокументацию, необходимую  им для разработки частей ТС; – передаёт рабочим техдокументацию на изготовление; – ведёт авторский надзор изготовления; – передаёт заказчику (а по необходимости  и потенциальному потребителю) эксплуатационную документацию.  Во всех этих ситуациях  инженер в той или иной мере должен (а иногда вынужден) доказывать почему дело должно обстоять именно так, что изделие не принесёт ущерба и  т. д.

 

Устный опрос (интервью), преимущества и недостатки.

Интервью - проводимая по определенному  плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов  последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Имеется множество разновидностей интервью.1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью.Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”. 5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.

 

Учение как социокультурная  деятельность.

Учение – разновидность  познания. Основные компоненты учения – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение как «общие знаменатели  всего познавательного процесса».Ж. Плиаже провел глубокий экспериментальный анализ форм усвоения опыта в учении. Он выделяет основные из них:

Ассимиляция – включение  нового объекта в старые схемы. Задача решается на основе известных алгоритмов решения подобного рода задач.

Аккомодация – приспособление исходных схем к новым объектам путем  изменения структуры последних. Человек, сталкиваясь с новой  задачей, приспосабливает к ней  свои навыки и умения

Личность воспринимает от учителя информацию, но осмысливает  и перерабатывает ее в процессе собственной  деятельности. В этом процессе знания приобретают личностную форму, происходит собственное развитие личности. Эти  идеи лежат в основе подхода к  учению как деятельному усвоению культуры, основы которой заложил  Л. С. Выготский.

Освоение культуры происходит в многообразных формах – труд, быт, познание, общение, учение, игра .В  социальной жизни учение представляет собой: 1. Необходимый подготовительный этап овладения культурой, включение  человека в общественную практику, в трудовую деятельность. 2. Функции  учения состоят в выработке механизмов культурной деятельности 3. Учение не сводится к познанию, хотя познавательно-ориентационная сторона имеет ведущее значение.4. Учение предполагает усвоение опыта, но не любого, а приобретшего значение образца нормы.5. Это происходит не в форме трансляции, а актуальной совместно-разделенной деятельности обучающего и обучаемого мерой активности, содержанием действий каждого из них определяется качество учебного процесса.6. В ходе учения учащиеся не просто получают чей-то опыт, а приобретают  свой опыт культурной деятельности. Учение выходит на более широкий процесс  – социализацию – и является одной из форм воспитания.

 

Учение О.Конта о трех стадиях развития общества.

Наиболее полно и ярко обосновал необходимость "строительства" социологии "снизу", т.е. с самого общества, с реальных фактов, явлений, выдающийся французский философ  Огюст Конт– родоначальник социологии. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения. Согласно закону «трех стадий», индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. 2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать 3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного сознания начинается расцвет промышленности, науки. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов.

 

Цель и сущность социологических исследований. Методы социологических исследований.

Соц исследование –система  теоретических и эмпирических процедур, которые   способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.  Выделяется четыре основных метода эмпирического  социологического исследования: анализ документов,   наблюдения, опрос (анкетирование, интервьюирование) и социальный эксперимент,  разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания .Определение цели исследования позволяет классифицировать задачи. Задачи бывают главными и дополнительными. В качестве главной может выступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Это зависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна быть центральным вопросом исследования. Методы:1. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.2. Анализ документов= метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.3. Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Виды опросов: письменные (анкеты, тесты), устные(интервью), очные, заочные.4. эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий  или формирующий) состоит в том, что ученый (экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый) ,ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

 

Шкалирование, ранжирование социологической информации.

При обработке и анализе  данных широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корелляции и другие. Ранжирование - это процедура установления, относительной значимости исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Ранг I присваивается объекту с наименьшей суммой.

При шкальном методе необходимо произвести выбор шкалы. Шкала 1)должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все значения 2)чувствительность шкалы должны быть достаточной 3)точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений. 3 вида шкалы: номинальная (обычн вопрос или числовая ось с «+» и «-» градациями. Шкала самооценок, etc); ранжирования (д/выявлен шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями канд в порядке предпочтения; etc); интервальная (только для числовых значений, например возраст, стаж работы и т.д.). Шкала Богардуса. Её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок. Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: “Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?”Метод семантического дифференциала. Этот метод разработан Осгудом. Он основан на принципе ассоциации между понятием, обозначающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, характеризующими направленность и интенсивность оценки. Примеры подобных сочетаний: приятный – раздражающий, чистый – грязный, добрый – жестокий.


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"