Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

17.Основные тенденции  развития брачно-семейных отношении  в России на современном этапе. В рамках научной полемики о стоянии современной семьи выделяются два концептуально противоположных подхода - парадигма «институционального кризиса семьи» и «прогрессистская» теория. Среди социологов прогрессистского толка (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод и др.) происходящие изменения рассматриваются как процессы, связанные с демократической революцией общественных отношений. В противовес модернистской позиции сторонники кризисного подхода (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников и др.) считают, что семья находится в глубоком упадке, который необходимо оценивать как ценностно-институциональный кризис. «Кризисники» возводят проблему в разряд глобальных цивилизационных, считают ее, при недостаточных усилиях по разрешению, способной привести к катастрофическим последствиям. Сторонники кризисной парадигмы предельно строги к дефиниции семьи. Защищая традиционную семью и традиционное в семье, они настаивают на неправомерности считать равноценными полноценную семью и ее осколочные формы. «Кризисники» отрицают расширенные трактовки семьи, полагая, что это приводит к нивелированию специфики этого социального и к «забвению» его социальной сущности. Предложение «прогрессистов» понимать под семьей группу людей, «любящих и заботящихся друг от друге», встречает отпор: в таком случае под определение попадут различные осколочные формы семьи, внебрачные сожительства и даже однополые пары, которые принципиально не способны к реализации всего спектра семейных функций и взаимосвязей. Размывание границ недопустимо для встревоженных кризисом, поскольку, на их взгляд, это приводит к разобщению институциональных характеристик семьи, затрудняет диагностику изменений и определение перспектив развития. Как тенденцию, подчеркивающую «сужение» объекта, отмечают рост в последние десятилетия числа семей, состоящих только из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). В неполной семье, возникающей вследствие развода, детей воспитывает один из супругов (обычно, мать). Материнская (внебрачная) семья отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: в начале тысячелетия каждый четвертый (!) ребенок в России появился у незамужней мамы. Несмотря на разногласия в оценке степени тревожности обсуждаемой проблемы, ни один из авторов не может отмахнуться от очевидных общих черт деструкции (или «болезней роста») семейно-брачных отношений: -падение уровня рождаемости; -рост количества незарегистрированных браков; -увеличение количества внебрачных рождений; -трансформация нравственных основ семьи; -усиление противоречий между личностью и семьей;

-трансформация экономической  функции (снижение экономической  роли мужчины в семье); -усиление стереотипных проблем, препятствующих прочному браку (отсутствие жилья, достойного заработка, недостаточная социально-психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров); -снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье. Горячо спорящие по поводу состояния современной семьи не могут игнорировать тот факт, что в настоящее время наряду с традиционными формами брачно-семейных отношений существует достаточно большое количество так называемых альтернативных, нетипичных форм организации семейной жизни. Несмотря на существование различных точек зрения по поводу тенденций в развитии брачно-семейных отношений,  в настоящее время все же большая часть молодых людей предпочитает традиционную семью, а сами семейные ценности в ряду других занимают лидирующую позицию.

 

18.Эволюция  семьи. Парадигма модернизации и кризиса семьи. Выделяют три типа семей, каждый из которых соответствует определенной стадии общественного развития: традиционная многодетная семья (аграрное общество); нуклеарная малодетная семья (индустриальное общество); постиндустриальная семья. Традиционная семья в аграрном обществе — это прежде всего экономическая ячейка. В условиях натурального и полунатурального хозяйства, в условиях слабого распространения сложных организационных структур (таких как компании) именно семьи выполняли основную функцию по первичной организации экономической деятельности (в подавляющем большинстве случаев — крестьянского хозяйства). От того, насколько хорошо семья выполняла экономическую функцию, зависела в буквальном смысле жизнь и смерть человека. Голод в традиционном обществе не был редкостью, поэтому семья должна была прежде всего обеспечить выживание своих членов, а любовные и прочие чувства могли играть лишь второстепенную роль. Нуклеарная семья в индустриальном обществе. В индустриальном обществе семья перестала выполнять экономичечкую функцию. Приток ресурсов (денег) в семью теперь стал зависеть от работы ее взрослых членов в сторонних организациях. Что бы ни происходило в семье, это почти не влияло на зарплату ее членов. Итак, в индустриальном обществе резко ослабла экономическая функция семьи, но сохранилась сексуальная функция (т.е. монополия брака на «законный» секс) и функция воспитания детей (хотя количество детей и снизилось). Сохранилось и распределение ролей: муж по-прежнему рассматривался как основной «добытчик», а уделом жены оставались дети и «домашний очаг». С переходом к постиндустриальному обществу меняется и семья. Во-первых, резко возрастает экономическая независимость женщины. Количество «чисто мужских» рабочих мест сокращается, а «универсальных» — растет. Это связано с развитием сферы услуг и с «машинизацией» и автоматизацией производства: мужская сила больше не нужна. Во-вторых, рост экономической независимости женщин привел к уменьшению зависимости от мужчин и, как следствие, к раскрепощению женщины, в том числе сексуальному. В этом многие исследователи видят причины «сексуальной революции». Таким образом, в постиндустриальном обществе институт брака постепенно теряет функцию регулирования сексуальных отношений, иными словами, теряет монополию на секс. Сначала был легитимизирован добрачный секс; в настоящее время идет легитимизация внебрачного секса через институт свингерства (когда супруги вступают в контролируемые сексуальные отношения с другими партнерами с согласия друг друга). Иными словами, если идустриальная семья раскрепостила чувства (сделала их «личным делом», не подлежащим «родственному» и общественному контролю), то постиндустриальная делает тоже самое и с чисто сексуальной сферой. В-третьих, потеря мужчиной и женщиной прежних жестко очерченных ролей подтачивает классическую концепцию брака, как союза мужчины и женщины. Обретение женщиной экономической независимости позволило массово появиться неполным семьям, а также «динамичным семьям» (когда супруги легко расстаются и подыскивают новых; некоторые уже рассматривают смену супруга как должное — по типу того, что нельзя всю жизнь работать на одном месте работы). Получают распространение и во многих странах становятся законными гомосексуальные браки. Модернизации парадигма – точка зрения на проблему состояния и функционирования современной семьи, в рамках которой все негативные изменения современной семьи рассматриваются как временные на фоне её постоянного позитивного развития, а общество эволюционирует в направлении к всеобщему благополучию. С точки зрения М.п. изменения института современной семьи являются частным проявлением прогрессивного развития общества в целом. М.п. в настоящее время господствует среди учёных всех развитых стран Запада. Под кризисом семейных отношений имеют в виду учащение разводов, увеличение числа гражданских браков и т.п. К этому же примешивают «половую распущенность». И в качестве следствия выводят снижение рождаемости, проблему «заброшенности» детей и рост беспризорности и т.д. В действительности снижение рождаемости имеет совсем иные причины (см. раздел «Демография»). Если же сравнить отношение к детям в Современных и традиционных обществах, то в Современных оно гораздо лучше. В среде среднего класса (т.е. среди Современных людей) ответственность родителей перед детьми выше, чем среди людей, чей менталитет остался на примитивном уровне (равно как и проявления алкоголизма, криминала и т.д.). Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспитательства - обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. другой пример - обычаи травестизма и кувады. Травестизм - практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым, присваивая себе и женские права. Кувада - демонстрация отцом тесной связи с ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства. Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии. В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка. Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме - малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

 

19. Историко-этническое многообразие становления форм семьи. Главным критерием классификации форм семей является родство. «Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и законодательные правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п.». В системе родственных отношений существуют два основных типа структуры семьи. «Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим американцам этот тип семьи кажется естественным. Расширенная семья (в отличие от первого типа структуры семьи) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю и двоюродных братьев и сестер». В большинстве обществ нуклеарная семья считается основной формой объединения. Однако наблюдаются существенные различия в оценке роли расширенной семьи, как основы развития социальных отношений в духе взаимной помощи и поддержки.

20. Этнические особенности семейного уклада жизни:традиции, обычаи, обряды, нравы. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Во - первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи. В проявлении некоторых семейно - бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и др.). Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об  увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно - бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке  не только в семейном масштабе, но некоторые из них - в каждой семье по - своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по - разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять.

В каждой семье  есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение.  Таких традиций множество - нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней. С.А. Шмаков  выделяет ряд признаков семейных традиций:   1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября. 2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.  3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.  Связанные, с социально - психологической сферой и культурой людей, традиции отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах, и в частности в семье. Есть традиции внеигровые, есть традиции и их большинство, где игра - «вечный» элемент. К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей. Если не идеализировать жизнь большинства семей, то можно заметить, что для одних членов семьи характерны неадекватности личной жизни в семье, во дворах, в школах и т.д. Другие члены семьи испытывают ограничение свобод и прав, не могут реализовать свои потенции, потребности, интересы, а, кроме того, скука одномерной жизни .Для решения названных проблем люди ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры - обряды, игры - обычаи, игры - церемониалы, игры - ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных традициях есть игровое зерно Названные игровые традиции в большей степени выполняют воспитательную функцию, а так же позволяют разнообразить такие функции семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная. Рассмотрим некоторую классификацию обрядов, используемых в практике воспитания и организации досуга в семье 1. Архаические обряды. Называя так эту группу, мы не имеем в виду явления, вышедшие из употребления, абсолютно устаревшие, пережитки старины, скорее,  преднамеренное подражание старым обрядам, старинным народным формам, манерам, обычаям. Досуг, особенно игры - важнейшие факторы культурной жизни человека с самых разных пластов его первоначальной деятельности. Рождение ребенка до сих пор сопровождается церемониалами. Младенческий период жизни дитяти, его вскармливание  (воспитание) сопровождается игровыми песенками, гуличками, колыбельными речитативами. Коллективный труд людей поддерживется игровым зачином, трудовыми песнями, хороводами. Свадебные обряды обрастают игровой драматургией. Существуют архаичные обряды свадеб, в которых  участвуют дошкольники.Похороны человека - это особое игровое мистическое действо, ориентированное в вечность, в иную жизнь. Все компоненты надчеловеческой игры - культуры включают в себя ее мощные движущие силы, которые социализировали личность человека, поднимают ее над трудностями бытия, уравнивают реальное и мистическое, серьезное и забавное, трагическое и комическое, сложное и простое, многомерное и частное, заданное и импровизированное.Истоки архаических  обрядов установить нелегко. Они зачастую присутствуют в праздниках как их составная часть. К примеру, новогодние обряды: костюмирование, наряжение елки, преподнесение или разыгрывание подарков из - под елки или с веток ели, игровые хороводы, колядование, песни вокруг елки.  День Ивана Купалы: поиск цветущего папоротника, хороводы у костров, купание и обливание водой. Праздник Рождества Христова с гаданиями, игрищами на улице.    Архаичные обряды помогают сохранить потерянное, сократить эмоциональную дистанцию между прошлым и настоящим. Основной «материал» досуговых обрядов – богатая и разновидная окружающая жизнь и прошлый далекий опыт.  В семейной культуре всегда два полюса –  вечно старое (старые вкусы, интересы, пристрастия, удовольствия) и постоянная новизна впечатлений, связей, видов деятельности, досуговых ролей, то есть переплетение разных культур.2. Утилитарные обряды (прикладные). По мнению психолога М. Мамардашвили, все формы культуры созданы для открытого существования, существуют они преимущественно на открытом пространстве, на «обзоре», и потому всегда публичны. Уже потому досуговые обряды — открытое выражение человеческих чувств.Функции утилитарных обрядов предстают в опыте ребенка закрепленные в традиционной (архаической или классической) культуре способы самореализации и взаимосвязи  личностных интересов и потребностей в досуговой деятельности.Например, на всех территориях страны, где действуют общеобразовательные школы, в июне месяце проходят церемонии актов официального выпуска школьников в жизнь. В этих обрядах сталкиваются традиционно - духовное и утилитарное. Организаторы предусматривают сохранение традиции народности (полезной традиции), а школьники, особенно девушки, жаждут момента публичной демонстрации взрослости, показа бального необычного платья, взрослой прически и других примет «выставочности». Обряды, существующие в разнообразном досуговом пространстве, внеурочной деятельности, свободном времени учащихся, по своей природе предполагают отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, что позволяет привлекать или поддерживать детей в их стремлениях «проектировать для себя и себя». Бесспорно, необходимо выбирать, популяризировать такие утилитарные обряды, которые направлены на формирование особых нравственных черт детей: общительности, доброжелательности, милосердности, порядочности и т.д. Детей необходимо научить устанавливать, понимать функциональный смысл обряда, тогда им станет понятна его духовная значимость. Утилитарно - игровые обряды можно подразделить на: 1. обряды, расширяющие знания о жизни (викторины, олимпиады, познавательные состязания, конкурсы веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?» и т.п.); 2. обряды, включающие ребенка в систему разнообразных социальных ролей и отношений (встречи и проводы гостей, чествование победителей, ролевые игры и др.); 3. обряды, предоставляющие пространство для самореабилитации, самопроверки и самовыражения (командные игры, театрализации и драматизации, игровые импровизации, игротанцы и др.). Но во всех утилитарных обрядах (профессиональных, трудовых, ритуальных и т.п.) самоценны игровые ощущения, игровое поведение, игровая символика, то есть не просто осмысление различной деятельности, а ее переживание. Значит, мозаику обрядов можно расположить как бы у двух полюсов – полюса достоинства и полюса ожидаемой полезности. Кроме обрядов и обычаев, еще выделяют и ритуалы. Ритуал (от латинского «обрядовый») -  установленный порядок совершения каких-нибудь действий, выражающий определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Истинный ритуал имеет ряд критериев. Назовем некоторые из них: Критерий информативной значимости, т.е. данных, связанных с человеческим опытом, с досуговыми традициями. Люди выносят хлеб - соль навстречу гостям или молодоженам, свидетельствуя этим свое хлебосольное отношение к ним. Дети вручают гостям цветы, выражая тем самым им уважение. Люди, здороваясь, протягивают открытую ладонь, демонстрируя отсутствие оружия, значит, мирные намерения.

Критерий устоявшихся  нравственных ценностей. За народными ритуалами стоят общечеловеческие ценности - доброта, уважение, милосердие и т.д. Эту ценность совсем не обязательно объяснять, ритуал доказывает ее своими процедурами. В новую квартиру первыми пускают кошку или щенка, дабы живой дух вошел в жилище с «меньшими братьями». На праздник дарят цветы как отражение красоты земли, красоты отношения.  В день рождения или праздничный день дарят друг другу подарки.

Критерий целесообразности - это психологический критерий.  Процедуры ритуала должны, во - первых, соответствовать  поставленной цели, во - вторых, быть вполне разумными и практически полезными. Перед хоккейным или иным спортивным состязанием команды обмениваются вымпелами и приветствиями, и это акт уважения к спортивному противнику, а после встречи обмениваются спортивными майками, и это акт «разрядки», окончания условного ристалища.

Критерий свободы. Ритуал выполняется органично, когда нет принуждения, когда традиция автоматически подчеркивает его необходимость в том или ином деле.

Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям:

  • опираются на прошлый и настоящий опыт;
  • соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным  традициям);
  • содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников; 
  • имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого; 
  • содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.

Обобщив всю  представленную информацию, мы пришли к заключению, что традиции, а  так же обычаи, обряды и ритуалы:

- во - первых, содержат  игровой элемент, а игра в  дошкольном и младшем школьном  возрасте является ведущим видом  деятельности, через которое идет  развитие личности ребенка;

- во - вторых, игровые  традиции (игры - обряды, игры - ритуалы,  игры - обычаи и др.) в большей степени выполняют воспитательную функцию;

- в - третьих,  могут организовывать все досуговые  и социальные условности и  преобразовывать свободное время  и даже учебное время детей,  внося в них постоянно новую  социальную информацию и ориентацию, новые импульсы и краски полнокровной жизни. Свободное время порождает традиции, а традиции создают коммуникативные связи, обогащающие это время богатством человеческого существования.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"