Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:43, шпаргалка

Краткое описание

С.П. как составная часть гуманитарного научного знания.
Объект и предмет соц психологии
Связь соц психологии с социологией и общей психологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по соц. психологии.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

 

7. Основные  направления в социальной психологии  первой половины XX века.

В экспериментальный период развития социальной психологии (особенно1930 – бум наибольший бум экспериментальных исследований) теоретические исследования были непопулярны, малочисленны, но все-таки продолжали существовать. Позже интерес к ним явно возрастает. Можно выделить 4 основных теоретических ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционизм. Первые три  - социально-психологические варианты психологической мысли; интеракционизм – представляет социологический источник.

Бихевиоризм. На необихевиоризм особое влияние оказывает неопозитивистская философия. Неопозитивистский методологический комплекс , на который объективно ориентирован необихевиоризм, включает след основные принципы: абсолютизацию стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках, - в этм смысле все науки должны развиваться по образу и подобию естественных наук; фальсификацию и операционализм; натурализм, т.е. игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ от ценностного подхода, стремление исключить ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; принципиальный разрыв связей с философией. Важно отметить, что авторы, представляющие необихев ориентацию в соц псих, различаются между собой, в частности с точки зрения жесткости следования вышеуказанным методологическим принципам. Разделение в психолог школе бихевиоризма: ортодоксальная линия развития (Б.Скиннер) и линия развития “смягченного” бихевиор, или необихевиор (Э.Толмен, К.Халл – усложнение традиционной бихевиори схемы S-R за счет введения промежуточных переменных, так называемых медиаторов). И в области соц псих наблюдаются 2 тенденции: радикальная линия четко представлена оперантным подходом Скиннера и его последователей; медиаторная линия развития представлена в соц псих наиболее широко и связана с именами Миллера, Долларда, Бандуры (теория агрессивного поведения, теория подражания), Тибо и Келли, Хоманс (теория межличностного взаимодействия)  Психоанализ Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Идеи классического фрейдизма: Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. Когнитивизм - она подчеркивает с особой силой роль и значение «менталистских» образований в объяснении социального поведения человека. Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие» (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности.

 

Билет № 8. Развитие с.п. в России.

Описательный период

  1. повышение роли двух методологий:

а) религиозно- философские  направления(Франс, Эрн, Трубецкой)особая роль- душа народа

б) естествен- научн направления(Бехтерев, Лазутский) физиология- почва для напрвл.

в) эмпирическое направление(Троицкий, Кавелин)интроспективное направление

2 этап 20 столетия(родоначальник  Бетерев. Залужный, Артемов)

Соц псих идеи Макаренко- высшие идеи,с.п. теория коллектива, был первым практическим с. Психологом.

Характерные черты описательного  периода.

  1. выделение того или иного общего универсального принципа, к которому сводятся все с.п. явления (монистический принцип в объяснении явлений).

Лебон- заражение и  душа разума

Вунд- душа народа

Макдугал- соц. инстинкты

Фрейд- либидо

  1. Психологизация соц. и соц- псих. Явлений.(биологизация- Дарвин. Уподобление общ. Процессов процессам биологическим)
  2. Особый предмет и объект- большая соц. группа
  3. ими были выделены основные соц- псих феномены.
  4. Доминирование теории над методом
  5. преобладание парадигмы описания над парадигмой объяснения
  6. использование особых соц методов исследования:

- неструктурированные,  случайные, спонтанные наблюдения(из  окна кабинета)

- размышления, спекуляция, размышления.

- отсутствовал метод  эксперимента.

8. все психологи активно  участвовали в общественной жизни.

2 этап развития: нач  20в. 

С.П. превращается в собственно научную дисциплину. Формировался повод  издания традиц монографич учебников (1921-24 ведущими в них стал экспериментальный опыт).

Олпорд- американец

Меде- немец

Бехтерев- русск.

Причины превращения  из описательного в научный

  1. поступление соц заказа на иной объект исследования, т.к. общество развивается, усиливается роль малой группы и непосредственно контактов с ними. Направленность: из сферы производства к чел отношениям.
  2. внутри- научная причина: нач 20в. Хар-ся  широким распространением в науке позитивизма. Одинаковые требования ко всем наукам.

- перекос требований  к проведению научных исслед из естественных наук в социальные (бихевиоризм(то, что можно наблюдать извне), квантификация, натурализм )

3. внутринаучная: изменение  объекта исследования- малая группа

4. появляется возможность  использовать единственный научный  метод- эксперимент. 

Этапы развития с.п. 20 в.

20-30 г.: Резкое снижение  интереса к теории, господство  практики (никаких обобщений), ориентация  на метод неопозитивизма

40 г.- сер 60 г: пропорциональное  развитие теории и методов  (теория экспериментального знание), появление многочисленных теорий среднего уровня

Сер. 60- до сегодня: кризис с.п, и выходы из него.

Особенности:

  1. разнообразие теоретич позиций с преобладанием марксистских позиций.

Бихевиоризм- Бехтерев

Фрейдизм и марксизм- Салкинд, Рейснер

Марксистская с.п.- Артемов, Блондский

  1. отсутствие идеолог давления на с.п.
  2. развивалось внутри общей психологии(фактическое название с.п. отсутствовало)
  3. особый предмет исслед- рассмотрение группы внутри коллектива, малая группа приобретает особую роль

Специфика развития:

  1. искусственное прерывание развития с.п.

до конца 50х психологии практически не существовало- указ о запрете

1958- возникновение возобновление  лаборатории с.п.

1962- 1ая кафедра с.п.  после отмены

70-80-несколько теоретич  напрвлений

1. деятельный подход(московская  школа: Андреева, Яролевский, петровский)

2. организац- управленческая  психология(ленинградская шк: Кузьмин,  Волков)

3. параметрический подход(Кострома- Уманская)

4. социометрический(Коломенский)

Вершина развития- 80е  гг.(после развития практической психологии- ориентация на деньги)

80е гг. Особенности:

  1. доминирование парадигмы преобразования. Активная позиция ученого\ исследователя(убрана до 80е).доминирует из-за сильного влияния марксизма.
  2. сильное влияние идеологии
  3. вкл с.п. в практику соц отношений(партийная, политич Дея-ть)
  4. слабая востребованность с.п. в обществе(на конкретных местах избегали с.п. исслед, например в Перми и Пермской области)
  5. влияние идеологии в значительной степени опосредовано научными позициями ученых\ с. Психологов
  6. существовала критическая с.п. (много ученых занимались критикой того, что было на Западе)Больше полезна, чем вредна
  7. фактически существовало 2 тенденции: а) с.п. аналогична мировой С.п.

б) с.п. отдельно взятого  общества социалистического общества: Уледова, Макаров

8. Особый подход к  предмету с.п. (изучение взаимодействия между индивид и группой везде и в России, но только в России не индивид к группе, а группа к индивиду, приоритет отдается группе)

Современная с.п.

  1. изучались реальные малые гр, а не лабораторные гр. Недостаток- слабая научность, положительно- меньше искажений
  2. при изучении взаимодействий между людьми везде учитывается влияние  совместной Дея-ти и соц окружения.
  3. исслед малой группы как коллектива. Создание теории среднего уровня, котор имеют отношение к коллективу(теория количества- параметическ теор кол-ва, социометрия)

Начиная с конца 80х  гг с.п.перестала заниматься наукой( треннинги, научн игры- практическое применение)

 

Билет №9 Кризис современной с.п.: признаки, причины.

 Причины кризиса:

  1. внешние: неспособность с.п. а) предсказать, б) объяснить соц потрясения сер 60х г. (Франция и сев Америка антивоенные и мол движения)=> зачем вкладывать деньги
  2. внутринаучные:
    1. ограничен индивидуалисткой методологии (с.п. переросла индивидуализм). В с.п. явления выводились из индивид с.п. явлений
    2. ограничение (позитивист) естественно научного подхода к исследованиям а) периферийный взгляд на с.п. явления (набл со стороны), объективный взгляд в силу объективности с.п.=> изучать надо изнутри б) огрубление соц реальности математическим аппаратом(колич показатель) в) ограничение метода лабораторного эксперимента:

- колич составом

- огранич состава(участвовали  одни, переносили на всех)

- огранич содерж дея-ти

Методы выхода из кризиса:

1. отказ от естествен-  научного эталона исслед (позитивизм)

Предложили: феноменологию(изуч изнутри), гуманистич психология(Маслу, Роджерс), соц конструктивизм (вест мир этопорождение тех или иных наших процессов)

  1. взамен парадигмы объяснения  встала парадигма понимания
  2. сдвиг от количественного анализа к качественному(опросник+ интервью и анкета)
  3. с.п. становится более прикладной(практичной). Появл тренинги.
  4. плюралистичность взглядов

повышение соц статуса  с.п. внутри псих науки.

 

  10. Особенности научного исследования в соц психол.

Обычно называют следующие черты научного исследования: 1. оно имеет дело с конкретными объектами, иными словами, с обозримым объемом эмпирических данных. 2. в нем дифференцированно решаются эмпирические (выделение фактов, разработка методов измерения), логические (выведение одних положений из других. 3. для него характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями. 4. его цель — не только объяснение фактов и процессов, но и предсказание их. Этапы проведения СП исследования: 1. сбор инф 2. обобщение полученных данных и выдвижение гипотез 3. прогнозирование и проверка. В СП выделяются различные направления: 1. вещи, наблюдаемые поведением (бихевиоризм) 2. продукты нашей творческк деятельности(когнитивизм). В соврем СП рассматриваются эмперич факты : 1. внешн суб ряд(результаты оценки наблюдаемых явлений со стороны экспертов. Напр, гол) 2. внутр суб ряд (рез-т самооценки, т.е отношение суб-та к самому себе. Напр., оценочная биполяриз: семантическая дифференцированная оценка лич-ти с помощью синонимов и антонимов) 3. внутр\внеш объек ряд оценки (рез-ты тестов о состоянии личности\группы. Напр, наблюдние, тест IQ, анализ док-в, социометрич методика). Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Все они делятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними. Опять-таки и в этом вопросе весьма значима теоретическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зрения. Вторая черта научного исследования — это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий.  Теориями в том понимании, в каком о них говорится в точных науках, социальная психология вообще не обладает. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза "представляет" в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования — формулирование гипотез. Но полное знание не может развиваться без теоретических обобщений. Поэтому следующий шаг — переход к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретическим. Конечно, оптимальным было бы построение некой общей теории, объясняющей все проблемы социального поведения и деятельности индивида в группе. Но более доступной пока представляется разработка так называемых специальных теорий (теорий среднего уровня), которые охватывают более узкую сферу — какие-то отдельные стороны социально-психологической реальности. К таким теориям можно, например, отнести теорию групповой сплоченности, теорию группового принятия решений, теорию лидерства. В этих теориях присутствуют 3 ведущие психич силы: мышление, познавательн процесс, поведенческ роц; и к ним же относятся 3 направления: социометрич-ое(Морено), когнитивитское (Курт Левин, Хайдер), бихевиоризм (Скиннер). Третья черта научного исследования, согласно требованиям логики и методологии науки, — обязательная проверка гипотез и прогнозирования. В деле проверки гипотез социальная психология испытывает целый ряд трудностей, связанных с ее двойственным статусом. В качестве экспериментальной дисциплины социальная психология, обладающая ещё и чертами гумм дисциплины,  подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые существуют для любых экспериментальных наук, где давно разработаны различные модели проверки гипотез. Но в соц псих есть такие предметные области, как область исследования психологич хар-ик больших групп, массовых процессов, гдк необходимо применение совсем иных методов проверки гипотез. В этой связи в последние годы возрос интерес к качествен методам исследования. (Ядов) Качествен не примен статистич процедур, а максим-но полно описывают  конкретн объект исследов-я, выявить его глубинные хар-ки, вскрыть причинно-следственные связи. В соц психол особое развитие приобрёл метод фокус-групп. Можно привести сравнительн хар-ки 2-х различ-х стратегий научн исслед-я, принятых в системах естеств и гумм наук: объяснение-понимание, эксперимент-наблюдение, количест мет-качествен метод, опрос-фокус-группа, анализ док-ов, лаборот эксперим-реальные условия. Поэтому для соц псих так актуальна пробл-ма выбора стратегии исследования и возм-ть их сочетания.

11. Проблема  качества соц-психологич информации.

По-иному эта проблема может быть сформулирована как проблема получения надежной информации. В  общем виде проблема качества информации решается путем обеспечения принципа репрезентативности, а также путем проверки способа получения данных на надежность. Для социальной психологии, как и для других наук о человеке, могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные. Надежность информации достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента, посредством которого собираются данные. В каждом случае обеспечиваются как минимум три характеристики надежности: обоснованность (валидность), устойчивость и точность (Ядов, 1995). Обоснованность (валидность) инструмента — это его способность измерять именно те характеристики объекта, которые и нужно измерить. Существует несколько способов проверки инструмента на обоснованность. Можно прибегнуть к помощи экспертов, круга лиц, компетентность которых в изучаемом вопросе общепризнана. Другой способ, опять-таки основанный на сравнении, — это проведение дополнительного интервью: вопросы в нем должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них также давали косвенную характеристику распределения изучаемого свойства. Устойчивость информации — это ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. (Иногда это качество информации называют "достоверностью"). Способы проверки информации на устойчивость следующие: а) повторное измерение; б) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; в) так называемое "расщепление шкалы", т.е. проверка шкалы по частям. Наконец, точность информации измеряется тем, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины. Какие же характерные черты такого источника, как человек, осложняют ситуацию? Прежде чем стать источником информации, человек должен понять вопрос, инструкцию или любое другое требование исследователя. Но люди обладают различной способностью понимания; следовательно, уже в этом пункте исследователя поджидают различные неожиданности. Далее, чтобы стать источником информации, человек должен обладать ею. Следующее обстоятельство касается свойств человеческой памяти: если человек понял вопрос, обладает информацией, он еще должен вспомнить все то, что необходимо для полноты информации. Есть еще одно важное обстоятельство: человек должен дать согласие выдать информацию. Поэтому наряду с обеспечением надежности данных особо остро стоит в социальной психологии вопрос о репрезентативности. Если бы речь шла о ней только как об экспериментальной дисциплине, проблема решалась бы относительно просто: репрезентативность в эксперименте достаточно строго определяется и проверяется. Но в случае корреляционного исследования социальный психолог сталкивается с совершенно новой для него проблемой - построение выборки.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"