Шпаргалки по социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.
1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Вложенные файлы: 1 файл

shpory_po_sotsialke.docx

— 67.54 Кб (Скачать файл)

1. Классификация  групп, изучаемых в социальной  психологии.

1) малая группа – немногочисленная  общность людей, находящихся между  собой в непосредственном личном  контакте и взаимодействии; Бригада  рабочих, учебный класс, группа  студентов, сотрудники кафедры

2) средняя группа –  относительно многочисленная общность  идей, находящихся в опосредованном  функциональном взаимодействии. Организация  всех работников предприятия,  вуза, фирмы

3) большая группа –  многочисленная общность людей,  находящихся в социально-структурной  зависимости друг от друга.  Этническая общность, социально-демографическая  группа, профессиональная общность, политическая партия

2.  Группа как  объект социального изучения.

 

3. Количественные  и качественные характеристики  малой группы.

Количественные  характеристики малой группы, ибо сказать: "немногочисленная по составу" группа – значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая "диада".

Качественные  характеристики малой группы:

- композиция – совокупность  индивидуальных особенностей членов  группы, характеризующих ее как  единое целое (пол, возраст,  образование и т.п.),

- структура – совокупность  связей, складывающихся в группе  между отдельными индивидами  и микрогруппами как элементами данной группы.

Структура функциональных связей (распределение функций) и структура  эмоциональных связей. В исследованиях  формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные  с официальными и неофициальными отношениями.

Социометрическая структура  – выявленная по итогам социометрического  исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения. Коммуникативная структура – совокупность связей, связанных с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.). Структура социальной власти и влияния связана с направленностью и интенсивностью влияния. Системы связей, лежащих в основе руководства и неформального лидерства. Координационные и субординационные взаимоотношения.

4. Виды малых  групп. Их психологическая характеристика.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов  в социальной психологии. Поэтому  необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Формальные  группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность. Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего  по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений.

5. Механизмы групповой  динамики.

три таких  механизма: 
- разрешение внутригрупповых противоречий;  
- «идиосинкразический кредит»;  
- психологический обмен.

Поскольку первый из названных  механизмов наиболее релевантен идее развития, именно с него мы и начнем последующее изложение. Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития отмечают наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах (работа осуществлялась в рамках параметрического подхода Л. И. Уманского), А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой.

Идиосинкразический  кредит. В еще большей степени с анализом поведения лидера связано выделение нами другого механизма развития группы, получившего в работах известнейшего исследователя лидерства Е. Холландера название феномена «идиосинкразического кредита». Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, высоко статусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Психологический обмен.В психологии (особенно в социальной ее ветви) понятие «обмен» пользуется большой популярностью, равно, впрочем, как и в некоторых других обществоведческих дисциплинах (например, в философии, социологии).

6. Значение идей Макаренко  для разработки социально-психологической  теории коллектива.

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются. Характеризуя эти стадии, А.С.Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Красной нитью во всех рассуждениях у А.С.Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

7. Формально-динамический  подход к развитию малой группы  как коллектива К.К. Платонова,  Л.М. Уманского.

В частности, сама идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л.И.Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность (Уманский, 1971). Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют тем трем слоям, которые были выявлены А.В.Петровским и на основании которых была разработана идея разной степени деятельностного опосредования всей системы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития. Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них – поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Много предложений в этой области уже апробировано, но построение системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей.

 

8. Стратометрческая  концепция коллективо образования  А.В.Петровского.

В соответствии с общими установками  концепции деятельностного опосредования  межличностных отношений А.В.Петровский выделяет в своей типологии групп  два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений  содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой  деятельности (Y). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить  все группы, функционирующие в  обществе. Вектор "опосредованности" имеет одностороннее направление, вектор "содержания деятельности" позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному  прогрессу и не соответствующих  ему. Обозначенные пять фигур соответствуют  разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна  степень опосредования межличностных  отношений деятельностью; фигура 2 –  общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой  степенью опосредования (примером здесь  может явиться только что созданная  группа, где отношения не развились  еще до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей  деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования  межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная  банда преступников, мафия); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения  между ее членами в слабой степени  опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая  группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального  содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов.

9.

10.

11. Понятие гр-х процессов и состояний. 
Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

Групповые процессы могут  быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Стержнем  групповых процессов является процесс  решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения.

Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают  под действием групповых процессов  и в определенной степени фиксируют  момент завершенности того или иного  процесса. Они также различаются  по длительности интенсивности.

12. Процесс общения  как предпосылка готовности группы  к совместной деятельности.

Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению  поставленной задачи и формируется  на основе процесса общения.

Процесс общения в группе может быть описан как континуум  по следующим параметрам: 
1. случайное – ситуативное – целенаправленное общение; 
2. кратковременное – периодическое – постоянное общение; 
3. регламентированное культурными нормами – регламентированное специальными нормами - согласованное общение; 
4. не профессиональное – профессиональное – специальное общение.

В свою очередь, степень подготовленности группы к совместной деятельности можно  охарактеризовать в континууме: нулевая  – минимальная – средняя –  максимальная. В зависимости от степени  подготовленности группы к совместной деятельности специфики общения  можно предложить новую типологию малых групп.

Информация о работе Шпаргалки по социальной психологии