Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:43, шпаргалка

Краткое описание

С.П. как составная часть гуманитарного научного знания.
Объект и предмет соц психологии
Связь соц психологии с социологией и общей психологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по соц. психологии.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Билет №1. С.П. как составная часть гуманитарного  научного знания.

С.П. объясняющая  наука, которая является частью научного знания. Объект – соц реальность. Предмет- явления и законы, которые  возникают из связи чел. с обществом, преломленные через непосредственное общение человека с человеком.

Социология  не может обойтись без соц. Псих анализа. Она изучает соц часть психики. 

 Возникнув на стыке наук  — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Двойственное положение м\д двух наук: психологии и социологии.

Другой причиной двойственного  положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами.

Поскольку психологическая  наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

 

2. Объект и предмет  соц психологии

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

объектом СП является соц реальность. Предмет -  законы, явления, которые возникают из связи человека с объектом преломленные ч\з непосредственность общения чел с чел. Именно изучение этой непосредственности и является предметом СП. По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о "массовидных явлениях психики". Иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода. . Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Третий подход к вопросу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.

 

3. Связь соц  психологии с социологией и  общей психологией. 

Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука "на стыке" психологии и социологии, причем сам "стык" понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает "ничью землю" — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, т.е.  все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из "родительских" дисциплин или на границах между ними. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т. п. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Относительно "границы" между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии . Относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах — вот проблема социальной психологии. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения социальной психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука — социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу (Пэнто, Гравитц, 1972. С. 163}. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества.

Билет 4. Основные этапы развития соц психологии.

1 этап С. П. долго  не возникала как самостоятельная наука:

- не была нужна,  т.к. не было соц. заказа

- соц науки изучали  абстрактные науки, и абстрактного  человека. Внутренние причины. 

С.п. становится самостоятельной  т.к. общество изменилось. Традиции все  держали, но вместо традиций общество становится открытым, а что- то должно регулироваться, нужны правила. Нужно знать законы общей связи.

Внутри науки: С.П. стала  связывать индивида и общество, установила связи. В крнце 19 столетия- С.П. самостоятельная  наука, но только как описательная. Социальная направленность С.П. от общества к индивиду.

Характерные черты описательного  периода.

  1. выделение того или иного общего универсального принципа, к которому сводятся все с.п. явления (монистический принцип в объяснении явлений).

Лебон- заражение и  душа разума

Вунд- душа народа

Макдугал- соц. инстинкты

Фрейд- либидо

  1. Психологизация соц. и соц- псих. Явлений.(биологизация- Дарвин. Уподобление общ. Процессов процессам биологическим)
  2. Особый предмет и объект- большая соц. группа
  3. ими были выделены основные соц- псих феномены.
  4. Доминирование теории над методом
  5. преобладание парадигмы описания над парадигмой объяснения
  6. использование особых соц методов исследования:

- неструктурированные,  случайные, спонтанные наблюдения(из  окна кабинета)

- размышления, спекуляция, размышления.

- отсутствовал метод  эксперимента.

8. все психологи активно  участвовали в общественной жизни.

2 этап развития: нач  20в. 

С.П. превращается в собственно научную дисциплину. Формировался повод  издания традиц монографич учебников (1921-24 ведущими в них стал экспериментальный опыт).

Олпорд- американец

Меде- немец

Бехтерев- русск.

Причины превращения  из описательного в научный

  1. поступление соц заказа на иной объект исследования, т.к. общество развивается, усиливается роль малой группы и непосредственно контактов с ними. Направленность: из сферы производства к чел отношениям.
  2. внутри- научная причина: нач 20в. Хар-ся  широким распространением в науке позитивизма. Одинаковые требования ко всем наукам.

- перекос требований  к проведению научных исслед из естественных наук в социальные (бихевиоризм(то, что можно наблюдать извне), квантификация, натурализм )

3. внутринаучная: изменение  объекта исследования- малая группа

4. появляется возможность  использовать единственный научный  метод- эксперимент. 

Этапы развития с.п. 20 в.

20-30 г.: Резкое снижение  интереса к теории, господство  практики (никаких обобщений), ориентация  на метод неопозитивизма

40 г.- сер 60 г: пропорциональное  развитие теории и методов  (теория экспериментального знание), появление многочисленных теорий среднего уровня

Сер. 60- до сегодня: кризис с.п, и выходы из него.

Теория среднего уровня:

Классификация: ведущая  психологическая сила(процессы)

  1. познавательная, 2) эмоциональная 3) поведенческая

направления теорий:

  1. Фрейд, Фромм, Хорни: слабые с.п. теории. Социометрия- Морено
  2. Курт Левин, Хайдер, Фестингер: когнитивистское
  3. Скиннер, Багардус, Орланд: бихевиоризм(поведение).

Основные характеристики 1подэтапа 2 этапа:

  1. переход от дихотомии к трихотомическому анализу

дихотомия- все с.п. явления  изучаются исходя из двойственности: об-во и индивид(их взаимодействие)

трихотомия-  появление  малых групп (ближайшее окружение)

  1. объект исслед- малые гр.
  2. ведущий научный метод- эксперимент
  3. дополнение касетва анализа количеством.
  4. переход от парадигмы описания к научн (объяснительная)
  5. преобладание метода над теорией
  6. доминирование методолог индивидуализма
  7. перенос закономерности микропроцессов на макропроцессы(теор Морена)

Возникновение кризиса:

Причины кризиса:

  1. внешние: неспособность с.п. а) предсказать, б) объяснить соц потрясения сер 60х г. (Франция и сев Америка антивоенные и мол движения)=> зачем вкладывать деньги
  2. внутринаучные:
    1. ограничен индивидуалисткой методологии (с.п. переросла индивидуализм). В с.п. явления выводились из индивид с.п. явлений
    2. ограничение (позитивист) естественно научного подхода к исследованиям а) периферийный взгляд на с.п. явления (набл со стороны), объективный взгляд в силу объективности с.п.=> изучать надо изнутри б) огрубление соц реальности математическим аппаратом(колич показатель) в) ограничение метода лабораторного эксперимента:

- колич составом

- огранич состава(участвовали  одни, переносили на всех)

- огранич содерж дея-ти

Методы выхода из кризиса:

1. отказ от естествен-  научного эталона исслед (позитивизм)

Предложили: феноменологию(изуч изнутри), гуманистич психология(Маслу, Роджерс), соц конструктивизм (вест мир этопорождение тех или иных наших процессов)

  1. взамен парадигмы объяснения  встала парадигма понимания
  2. сдвиг от количественного анализа к качественному(опросник+ интервью и анкета)
  3. с.п. становится более прикладной(практичной). Появл тренинги.
  4. плюралистичность взглядов
  5. повышение соц статуса с.п. внутри псих науки.

 

Билет №5 Описательный период в развитии с.п. и основные его представители.

Характерные черты описательного  периода.

  1. выделение того или иного общего универсального принципа, к которому сводятся все с.п. явления (монистический принцип в объяснении явлений).

Лебон- заражение и  душа разума

Вунд- душа народа

Макдугал- соц. инстинкты

Фрейд- либидо

  1. Психологизация соц. и соц- псих. Явлений.(биологизация- Дарвин. Уподобление общ. Процессов процессам биологическим)
  2. Особый предмет и объект- большая соц. группа
  3. ими были выделены основные соц- псих феномены.
  4. Доминирование теории над методом
  5. преобладание парадигмы описания над парадигмой объяснения
  6. использование особых соц методов исследования:

- неструктурированные,  случайные, спонтанные наблюдения(из  окна кабинета)

- размышления, спекуляция, размышления.

- отсутствовал метод  эксперимента.

8. все психологи активно  участвовали в общественной жизни.

Описательный период в России.

  1. повышение роли двух методологий:

а) религиозно- философские  направления(Франс, Эрн, Трубецкой)особая роль- душа народа

б) естествен- научн направления(Бехтерев, Лазутский) физиология- почва для  напрвл.

в) эмпирическое направление(Троицкий, Кавелин)интроспективное направление

2 этап 20 столетия(родоначальник  Бетерев. Залужный, Артемов)

Соц псих идеи Макаренко- высшие идеи,с.п. теория коллектива, был  первым практическим с. Психологом.

 

Билет №6 Возникновение и развитие соц. псих как науки.

Происхождение СΨ. Корни СΨ в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник – Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.

Выделение СΨ в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в СΨ. Она возникает и развивается как психология индивида.

Первые исторические формы СΨ-теорий:

  • психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории – народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание – его продукт; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации; задача СΨ – изучение ψ-сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)
  • психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей – масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)
  • теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина соц. поведения, как и у животных – врожденные инстинкты; желания, стремление к цели – движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов – эмоции (например, инстинкт борьбыàгнев, страх, инстинкт бегстваàчувство самосохранения, инстинкт строительстваàчувство созидания, инстинкт воспроизведенияàревность, женская робость); инстинкты – основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)
  • экспериментальный период развития (начало 20 века, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, см. отдельно)

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"