Шпаргалка по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:43, шпаргалка

Краткое описание

С.П. как составная часть гуманитарного научного знания.
Объект и предмет соц психологии
Связь соц психологии с социологией и общей психологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по соц. психологии.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

12. Методы соц  психологии.

Весь набор  методов можно подразделить на две  большие группы: методы исследования и методы воздействия. Здесь же анализируются  методы исследования, в которых в  свою очередь различаются 2 группы методов  – исследовательский и методы влияния .Методы обработки информации: количественный (Статистические методы анализа - группа методов и способов сбора и обработки данных, используемых для описания и анализа информации.  кластерный - метод группировки экспериментальных данных в классы. Наблюдения, попавшие в один класс, в некотором смысле ближе друг к другу, чем к наблюдениям из других классов.) и качественный (группирование, топологизация, анализ отдельного случая). Методы интерпретации: генетический (вертикальн связь между элементами), структурн (горизонтальн связь м\д эл-ми). Организацион методы: сравнит м., логитюдинальн(заранее предвиденный), комплексн м.(метод смежных наук). Эмпирические методы: экспериментальн (В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.), абсервацион – наблюдение (: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий. Другой принципиальный вопрос — это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Особый интерес представляет такая разновидность наблюдения, как включённое наблюдение, когда исследователь инкогнито становится участником группы.). психодиагностич – опрос (. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп). Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Анкета – важно учесть логику построения, порядок следования ?? и их тип – открытые\закрытые. Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.), тесты (Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи "ключа" соотнести полученные ответы с определенными параметрами. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела. ); биографич м. – изучение док-в (в документах источником информации выступает человек. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.); "контент-анализ" (буквально: "анализ содержания") Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные "единицы", а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций); проксемитрич м. (анализ результатов деятельности); методы моделирования. Метод влияния: заражение, внушение(гипноз), убеждение, самопродвижение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, принуждение, просьба, деструктивная критика, манипуляция.
13. Методологические  проблемы общения.
Общение – составляющая часть психических явлений. Психические явления – обмен с окружающей средой. Часть психических явлений, которая носит характер обмена с такими же живыми организмами (обмен с себе подобными), называется общение. А обмен человека с природой, неодушевленными предметами – деятельность.
Общаются все  живые организмы, но человеческое общение  отличается: 1) общение всегда осознанное 2) опосредованность речью 3) всегда преломляется приобретенным соц опытом и др.
Человеческое  общение заключается в соц  обмене, во взаимосвязи с себе подобными и в соц поведении.
Сам термин “общение”  не имеет точного аналога в  традиционной соц псих не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому англ термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его  может быть рассмотрено только через теорию деятельности (общественные, межличностные отношения раскрываются, реализуются именно в общении. Следов-но, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивида). Любое общение есть реализация всей системы отношений человека (min 3-х): 1) соц отношения (ведущая роль – соц механизм общения) 2) межличностные отнош (эмоцион, персонифицир формы общения) 3) внутриличност отнош (темперамент, хар-ер, направленность, способность).

Соц нормы (отношения) играют очень  большую роль (експеримент с тюремщиками и заключенными). Даже в интимных отношениях присутствуют соц нормы.


Общение можно и нужно  понимать как сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностью в совместной деятельности и включающий в себя: обмен info, эмоциями; выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание людьми друг друга.

 

Билет №14 Особенности  межличностного общения

У человека общение всегда:

1. осознанно

2. опосредованно

3. преломляется приобретенным опытом(инстинктивны)

 Человеческое общение  заключается:

- в соц обмене

- во взаимосвязи с  себе подобными

- в соц поведении

Только в русском  языке есть термин «общение»

Любое соц поведение \ реалность надо представлять как  общение, вкл 3 системы отношений:

- соц отношения

- межличностные(эмоциональные,  персонифицированные)

- внутриличностные (темперамент,  направленность личности, способности)

Соц нормы определяют нашу жизнедеятельность.

Межличностное

1)отношение к оппоненту  более мягкое

2)больше ориентации на решение проблемы

З)Сходство в позициях вызывают симпатию

4)это поведение индивидуализировано\низк  уровень единообразия

5) социальное разделение  менее выражено, сглажено 

6)разнообразие отношений  к членам других групп. 

Общение- сложный многоплановый процесс, вкл обмен информацией, эмоции, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание ими другого.

Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения». Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды эмоциональных проявлений. «Набор» чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

  1. конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, 
    объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона 
    выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется 
    готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;
  2. дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей 
    чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже 
    как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к 
    сотрудничеству и т.д.

 

15. Структура  общения: стороны, функции, виды.

Учитывая сложность  общения, необходимо каким-то образом  обозначить его структуру, чтобы  затем возможен был анализ каждого элемента. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона. Средства коммуникации: 1. основа человеч коммуникации – речь 2. инф м\д людьми только на 7% передаётся словами, 38%-интонацией, 55%-мимикой.   Невербальн ср-ва общ: 1. кинесика (движен рук, походка) 2. физиогномика (выражен глаз) 3. позы 4. визуальн контакт 5. кожная реакция 6. проксемика (располож-е в простран-ве) 7. визуальн ср-ва общения-сигналы 8. мимика 9. вспомогательные ср-ва (макияж, одежда).  Аудиальные ср-ва: 1. паралингвистика (хар-ка голосов речи) 2. экстралингвиститка (смех, плач, кашель). Тактильн ср-ва:  такесика (кожные прикосновения) 3. альфакторные ср-ва (приятные/неприятные запахи окруж среды, естествен/неестествен запахи человека). Интерактивная сторона. Связано с взаимодействием. Межличностное взаимодействие – инструмен технологич сторона общения, когда взаимное действие направлено на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения. Основы взаимодействия:  1. физич контакт 2. эмоц контакт 3. совместн перемещение в простр-ве 4. совместн группов деят-ть. Взаимодействие состоит из действий. Каждое действие складывается из: 1. действующ суб-т 2. объект действия 3. способы воздействия 4. ср-ва воздействия 5. обратн реакция. Уровни взаимодействия: 1. микроуровень  (межличност; личностногруппов; личностномассов) 2. макроур-нь (межгруп;массовогрупп). С точки зрения личностной вовлеченности в процесс интеракции выделяют след уровни взаимодействия: 1. социально-ролевой уров (в больнице, автобусе) 2. делов ур-нь (лично вовлечен в сферу деят-ти) 3. интимноличностный (удовлетворяет основные потребности человека). Типология межлич-го взаимодействия с точки зрения характера индивид. включенности: 1.интеграция\дезинтеграция, контакт, взаимн терпимость 2. приспособление(адаптация)\неприспособление(дезадаптация) – следует пройти несколько ур-ей, чтобы перейти от неприс-ти к присп-ти (психологич переориентация, этап терпимости, этап взаимн уступок(аккомодация), растворение \ассимиляция\) 3. сотрудничество=кооперация(обоюдн согласие, но не одинак польза), альтруистичность\индивидуальность, конкуренция: соревнование(партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет), соперничество (только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказывается в абсолютном проигрыше), конфронтация (со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов).  Бейлс предложил, что кажд группов деят-ть м\б описана при помощи 4 категорий: 1. область позитив-х эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие), 2. область решения проблем (предложение\указание, мнение, ориентация других) 3. область постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании) 4. область негативных эмоций (несогласие, создание напряжённости, демонстрация антагонизма).  Здесь упущена содержательн сторона деятельности. Перцептивная сторона общение. Соц перцепция – восприятие внешн признаков суб-та, соотнесение их с его личност-ми хар-ми, интерпретация или оценка, прогнозирование и создание собствен стратегии поведения. Сущность перцепции отражается ч\з функции соц познания: 1. познание себя 2. позн партнёра 3. организ-я собств деят-ти 4. установл-е функц-х отношений. Соц перцепция имеет 2-х компонентную структуру: 1. содержание соц перцепции (выделение суб-та\об-та) 3. механизмы соц перцепции. Хар-ки субъекта: 1. индивид особ-ти(что видит;как себя ведёт, установки, потребности) 2. пол 3. возраст 4. профессия 5. ролевые различия 6. прошл опыт, стереотипы и др. Хар-ки объекта: 1. физич облик человека 2. выражение лица (больше эмоций определяется нижн частью лица) 3. различные способы выражения экспрессии 4. оформление внеш облика 5. особ-ти голоса\речи. Развитие образа о воспринимаемом объекте (этапы): 1. перв впечатл о чел(возраст, внеш облик, эмоц сост, четры хар-ра) 2. устойчив образ чел 3. обобщён образ чел. Механизмы соц перцепции: I гр:1. стереотизация(приклеивание ярлыков) эффект установки, эффект ореола, эффект первичности и новизны. Эффект установки играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, замечакм то в людях, что важно для нас. Эффект ореола: переносится предварительно полученная благоприятная\неблагоприятная инф о к\л челов на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на этот образ который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления об-та восприятия. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты "первичности"(запоминается инф которая в начале) и "новизны"(запомин инф, котор последняя, более новая). эффект проекции. II гр: 1. идентификация 2. эмпатия 3. аттракция 4. соц рефлексия 5. обратн связь 6. каузальная атрибуция (мех-м приписывания)

16. Основные  критерии эффективности общения. 

При оценке эффективности  общения нужно исходить из объективной  стороны (результативность), субъективной стороны (удовлетворенность).

Эти стороны оцениваются  по 3 критериям:

  1. адекватность общения по содержанию. Насколько общение соответствует конкретной задаче, которую решает группа. Если конфликт – неадекватное общение.
  2. адекватность общения по направлению
  3. адекватность общения по объему. Соответствие количества контактов хар-ру выполняемой задачи.

Преломление через индивидуальные особенности человека (экстраверты, интроверты).

 

17. Компетентность  в общении: сущность, основные  хар-ки.

 Критерии: адекватность  ориентации человека в самом  себе; адекватность ориентации в  собеседнике; адекватность ориентации в сит-ии; адекватность ориентации в проблеме.

Технологии эффективного общения (как, оставаясь самим собой, добиться эффективного общения):

  1. Сонастройка – умение подбирать по отношению к партнеру адекватный способ общения.

Род          Род         Перекрещивающиеся коммун


Взр          Взр          - неэффект


Реб          Реб         Параллельные коммун - эффек


 Я              Другой

Скрытые коммун – мальчик  приглашает девочку в гости как  будто бы посмотреть фильм 

Угловые коммуник – продавец-покупатель

  1. Знание этапов общения и адекватность их использования.

1эт. Установление нормального  климата отношений. Должны сообщить, в каком состоянии находитесь  Вы, и определить, как чувствует  себя собеседник.

2эт. Анализ проблемы (совместный).

3эт. Совместный поиск вариантов решений. Нельзя эффективно общаться, используя только один вариант решения, даже если он правильный.

4эт. Совместное принятие  решения. Принятое решение должно  как можно быстрее воплотиться  в жизнь.

Нельзя пропускать ни одного этапа, но можно перескакивать с одного на др. (надоели друг другу – с 3эт перешли на 1 (кофе, чай) затем снова на 3эт. Не хватает инфор-ии с 3эт. на 2 и обратно).

  1. Умение слушать (база баз) (!) 1 язык и 2 уха – не случайно

Элементы умения слушать:

  • внимание
  • молчаливое (пассивное, нерефлексивное) слушание
  • положит установка (одобрение, самоодобрение)
  • невербальные компоненты
  • память (огранич объем выпускаемой инфор)
  • самый главный эл-т – активное слушание (рефлексивное)

Разные ступени  активного слушания (слушания вслух):

  1. перефразирование (повторение своими словами того, что сказал собеседник)

Функции перефразирования: запоминание; позволяет выделить наиболее важную инфор.; воз-ть уточнения, правильно  ли сказал; осмысление инфор.; позволяет  подвести итоги; позволяет держаться в русле занятия; средство ориентации на другого; помощь партнеру понять, что он [партнер] говорит; закрепление точки зрения партнера и др.

  1. сопереживание вслух (повторение слов партнера+описание эмоционального <span class="dash041e_0431_044b_044

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной психологии"