Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г.Нижний Тагил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является совершенствование процессов регулирования трудовой занятости на примере Центра занятости населения города Нижний Тагил.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
1.Представить характеристику деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г. Нижний Тагил;
2.Дать анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил;
3.Представить мероприятия по совершенствованию деятельности службы занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г. Нижний Тагил 5
1.1. История становления и развития государственной службы занятости населения Свердловской области 5
1.2. Характеристика Центра занятости населения города Нижний Тагил 8
1.3. Характеристика организационной структуры ГУ Центр занятости населения города Нижний Тагил 12
Глава 2. Практическое изучение деятельности ГУ Центра занятости
населения города Нижний Тагил 18
2.1. Основные экономические показатели ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил за период 2001 – 2009 гг. 18
2.2. Анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил 21
2.3. Изучение удовлетворенности получателей полнотой и качеством услуг в сфере занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил отдела профобучения 35
2.4. Мероприятия по совершенствованию деятельности службы занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил 45
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.

Признание населения  безработным и назначение выплаты  пособия

(тыс. человек)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Зарегистрировано граждан  в качестве безработных, на начало года

61

578

836

1637

2327

2506

1999

1929

1263

Признано безработными в течение года

-

1402

2503

3265

3486

2801

2681

2098

1975

Зарегистрировано граждан  в качестве безработных, на конец года

578

836

1637

2327

2506

1999

1929

1263

1037

Из них лиц, которым  назначено пособие на конец года

371

550

1395

2026

2265

1771

1756

1090

910

Удельный вес безработных, получающих пособие, на конец года

64,2

65,9

85,3

87,1

90,1

88,6

91,1

86,3

87,7


 

Таблица 4.

 

Услуги по трудоустройству  и консультированию населения, оказываемые  органами службы занятости

(тыс. человек)

 

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего трудоустроено граждан

725

883

1196

2218

2290

2406

2398

2821

2619

Из них: по профессиональной принадлежности:

работающие по рабочей профессии

487

580

734

1120

1074

1101

1004

1142

879

работавшие на должности служащего

177

203

233

336

353

416

394

465

330

ранее не работавшие, ищущие работу впервые  и др.

61

100

229

762

863

889

1000

1214

1410

По принадлежности к занятиям:

занятые

15

14

13

18

25

30

39

49

76

учащиеся

40

50

197

806

685

663

756

88

1145

не занятые

670

819

987

1394

1580

1713

1603

1891

1398

Численность граждан, получивших консультацию

-

2022

4007

5679

8196

10024

11767

12532

9336

Численность граждан, получивших профориентационные услуги

-

-

-

2723

2791

3373

3729

4190

2525


 

Таблица 5.

Профессиональное обучение безработных, по направлению органов  службы занятости (тыс. человек)

 

Годы

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего граждан, прошедших профобучение

28

81

161

267

242

182

222

256

220

В том числе по видам обучения:

получили профподготовку

9

27

55

84

81

51

63

74

75

перешли переподготовку

14

40

76

136

122

93

109

124

97

освоили смежные (вторые) профессии

3,5

11

22

28

21

19

24

25

21

повысили квалификацию

1,3

3

8

19

18

19

26

33

27

В том числе по видам учебных  заведений:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в учебных центрах

службы занятости

2,2

9

16

25

28

29

39

46

37


 

Продолжение таблицы 5

в учебно-курсовых комбинатах, технических школах, отделах предприятий и организаций

8,1

34

65

104

89

65

74

81

65

в учреждениях начального профобразования

3

11

30

55

58

37

48

55

51

в учреждениях среднего, высшего  профобразования, институтах повышения  квалификации и их филиалах

7,2

6

21

45

36

25

31

36

31

в других учебных заведениях

7,3

21

29

38

31

26

30

38

36

Из числа обученных граждан  трудоустроено

20,3

52

95

168

182

151

200

235

203

Закончили обучение с целью последующей  организации предпринимательской  деятельности

-

-

13

13

18

17

22

29

27


 

Основные технико-экономические  показатели ГУ Центра занятости населения  показывают динамику изменения в  численности безработных, распределение  безработных по причинам незанятости, основные услуги по трудоустройству  и консультированию, оказываемые безработным специалистами Центра занятости населения, признание населения безработными и назначение выплаты пособия по безработице, направление безработных граждан на профессиональное обучение.

2.2. Анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил

 

В настоящее время  сложилась многофункциональная  система общего и профессионального  образования, переподготовки и повышения  квалификации кадров. Система профессионального  обучения безработных граждан и незанятого населения включает 70 учебных центров службы занятости и 3 тыс. других образовательных учреждений. Услуги органов службы занятости по профессиональному обучению с целью трудоустройства включают:

  • непрерывное образование, с внутрипроизводственным обучением на рабочем месте, возможности самообучения;
  • опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения;
  • восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан путем предоставления им возможности прибрести новую профессию и повысить квалификацию.

В последние годы стала возрастать роль учебных центров службы занятости при организации профессионального обучения граждан. Из всей численности безработных, закончивших обучение во всех типах образовательных учреждений, почти каждый пятый получил образование в учебных центрах службы занятости. По всем профессиям, специальностям, по которым осуществлялось профессиональное обучение безработных граждан, в том числе в целях последующей организации предпринимательской деятельности и самозанятости, образовательные учреждения всех типов имели необходимые профессиональное образовательные программы с учетом видов и форм обучения, профессионально-квалификационных требований к обучавшимся. В образовательный процесс внедрялись эффективные технологии и методики обучения (модульное, дистанционное обучение, компьютерные, в том числе мультимедийные, обучающие программы и др.), что способствовало оптимизации сроков обучения, повышению его качества и результативности.

В общероссийском каталоге профессий (специальностей), по которым проводится обучение безработных граждан и незанятого населения – около 800 наименований. Наиболее распространенными из них являются: водители автотранспорта всех категорий, пользователи ПЭВМ, менеджеры, операторы котельных установок, бухгалтеры со знанием компьютерных информационных технологий, электрогазосварщики, каменщики, штукатуры, портные-закройщики и др. Значительно расширилась практика организации профессионального обучения безработных граждан по интегрированным профессиям (маляр-штукатур-облицовщик, газосварщик-электросварщик, водитель-слесарь по ремонту автомобилей, плотник-столяр-станочник и др.). Средняя продолжительность профессионального обучения безработных граждан дифференцирована по территориям и составляет от 2,3 до 5,5 месяцев. По отдельным профессиям (специальностям) продолжительность обучения достигает 9 – 12 месяцев (закройщик, педагог-психолог, автомеханик, радиомеханик, портной-закройщик, менеджер-организатор производства, педагог-социолог, менеджер по инвестициям), а по другим – от 0,5 до 1 месяца (лифтер, оператор ПЭВМ, оператор автозаправочной станции, кассир торгового зала, специалист по лицензированию автотранспорта и др.).

Особое значение в  последнее время уделяется профессиональному обучению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Им предоставляется широкий круг профессий, специальностей, видов деятельности, имеющихся в банках данных органов службы занятости и пользующимся спросом на региональных рынках труда. Учитывая различный базовый профессиональный потенциал граждан, уволенных со срочной военной службы, и офицеров (прапорщиков, мичманов) на большинстве территорий обучение осуществляется как по традиционным рабочим профессиям (специальностям), так и по вновь появившимся сложным: специалисты по информационным системам в ледовой сфере, юрист, менеджер, эколог, служащий в области налогов, парашютист-пожарный, сотрудники охранных ведомств и др. Продолжительность профессионального обучения имеет самый широкий диапазон с учетом вида, формы, целей и задач обучения, уровня образовательной и профессиональной подготовки обучаемых с учетом переобучения граждан с военных на гражданские профессии, специальности и составляла от 3 недель до 8 – 9 месяцем. В образовательном процессе широко используются современные эффективные технологии и методики обучения.

Система профессионального  обучения существует для безработного, а не наоборот. С помощью службы занятости безработный может  выбрать профессию (специальность), вид образовательного учреждения, учебные пособия. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения еще не приобрело массового характера, эта работа по своим масштабам отстает от требований рыночной экономики. В 1993 г. в Российской Федерации в целом на профессиональное обучение было направлено около 120 тыс. человек, или 4,6% всех поставленных на учет безработных. Другими словами, в расчете на каждую тысячу безработных приходилось только 46 человек, направленных на обучение. В 2004 г. объемы обучения увеличились более чем в 2 раза.

В настоящее время  российская экономика испытывает потребность  в специалистах по приватизации, налогообложению, аудиторскому контролю, бухгалтерскому учету, управлению финансами, маркетингу, менеджменту, организации малого и среднего бизнеса, рекламе, агросервису, экологии и другим направлениям. В этой связи возникает необходимость интенсифицировать в регионах работу по формированию банков профессий, специальностей, видов деятельности, имеющих активный спрос на рынке труда. В большинстве регионов основным направлением профессионального обучения остаются первоначальное обучение и переподготовка. Но сегодня многим предприятиям требуются работники, владеющие несколькими профессиями, видами работ, имеющие высокий уровень квалификации. Тем не менее, вторые (смежные) профессии освоили всего 10% всей численности обученных, а повысили квалификацию всего 12,8%.

Главным критерием эффективности  профессионального обучения безработных  граждан должно быть их трудоустройство  после обучения.

Анализ работы региональных служб занятости, специальные исследования, проведенные различными научно-исследовательскими организациями и учреждениями, позволяют  выявить определенные закономерности и пути повышения эффективности  и качества профессионального обучения безработных. Практика показывает, что большая часть безработных (около 60%) осознанно идет на обучение с целью трудоустройства и лучшего приспособления к жизни. Вместе с тем около 25% безработных, из числа опрошенных считают обучение вынужденной и навязанной извне мерой. Безработные оценивают процесс обучения достаточно высоко: более 70% успешно осваивают новые знания и умения, но, с другой стороны, около 20% опрошенных считают, что полученная квалификация ниже требований работы и что лучшей формой профессионального обучения является не переподготовка, а повышение квалификации и освоение смежных профессий. Наибольшее недовольство безработных вызывают существующая практика трудоустройства после обучения и уровень информирования о наличии вакансий, о новых сферах приложения труда. По мнению опрошенных безработных, основными направлениями совершенствования системы профессионального обучения являются:

  • совершенствование содержания и методов профессионального обучения;
  • модернизация и приближение к будущей производственной деятельности технической базы учебного процесса;
  • увеличение средств обучения;
  • улучшение системы информирования о вакансиях, новых профессиях и возможностях переподготовки.

Около 60% опрошенных безработных  связывают решение проблем профессионально обучения и гарантированного трудоустройства, прежде всего со службами занятости. Результаты социологических исследований показывают, что наиболее высокая степень адаптации наблюдается по профессиям, предполагающим общение с людьми (секретарь-референт, бухгалтер, экономист, массажист).

Хотя с овладением такими профессиями, как портной, парикмахер, мастер по ремонту бытовой техники и  др., безработные и связывают свое трудоустройство, прежде всего они  осваивают их для себя и возможной  пользы для своей  семьи.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для  совершенствования системы профессионального  обучения безработных необходимо:

  • улучшение системы информирования населения о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, о наличии вакансий, представление безработному большей свободы выбора учебного заведения;
  • постоянное совершенствование учебных планов и программ, корректировка их в направлении более узкой специализации;
  • максимальное использование изменяющихся знаний и умений безработных для освоения (при необходимости) новых профессий, овладение смежными профессиями и повышения квалификации;
  • повышение роли подразделений профессионального консультирования, обучения и трудоустройства безработных;
  • формирование профессиональных навыков и умений на рабочем месте в ходе производственной практики, которую необходимо включить в учебные планы;
  • продление сроков обучения, так как насыщенность учебного процесса и сжатые сроки обучения не позволяют в достаточной мере усвоить знания и сформулировать соответствующие навыки и умения.

Информация о работе Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г.Нижний Тагил