Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г.Нижний Тагил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является совершенствование процессов регулирования трудовой занятости на примере Центра занятости населения города Нижний Тагил.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
1.Представить характеристику деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г. Нижний Тагил;
2.Дать анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил;
3.Представить мероприятия по совершенствованию деятельности службы занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г. Нижний Тагил 5
1.1. История становления и развития государственной службы занятости населения Свердловской области 5
1.2. Характеристика Центра занятости населения города Нижний Тагил 8
1.3. Характеристика организационной структуры ГУ Центр занятости населения города Нижний Тагил 12
Глава 2. Практическое изучение деятельности ГУ Центра занятости
населения города Нижний Тагил 18
2.1. Основные экономические показатели ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил за период 2001 – 2009 гг. 18
2.2. Анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил 21
2.3. Изучение удовлетворенности получателей полнотой и качеством услуг в сфере занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил отдела профобучения 35
2.4. Мероприятия по совершенствованию деятельности службы занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил 45
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 388.50 Кб (Скачать файл)

Программы профессионального  обучения должны разрабатываться по модульному принципу, быть гибкими, корректироваться с учетом спроса на рынке труда  и базового образования безработных  и, естественно, охватывать весь комплекс мер совершенствования системы профессионального обучения безработных. Ключевым моментом является создание такой системы обучения, которая обеспечивает баланс интересов конкретных слоев населения и реальных потребностей экономики и рынка труда.

Известно, что система подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных существенно отличается от действующих систем профессионального образования. Это объясняется различным уровнем и неоднородностью состава обучающихся, спецификой учебно-программной документации, короткими сроками обучения, жесткими требованиями работодателей и рынка труда. Поэтому приоритетные направления повышения эффективности профессионального обучения безработных должны разрабатываться на основе анализа и прогноза спроса рабочей силы на рынке труда. За последние годы значительно активизировалась деятельность по определению перечня специальностей и подбору учебных заведений не только для группового, но и индивидуального обучения, особенно для инвалидов, женщин, молодежи, выпускников профессиональных учебных заведений.

Эффективность обучения несколько  выше у лиц: активно ищущих работу; имеющих высокий уровень образования; у женщин; у не работавших в прошлом  лиц; у лиц, желающих заняться предпринимательством или самозанятостью.

Более низкие показатели эффективности обучения выявлены: у молодежи до 19 лет; у лиц с более низким образованием; у бывших служащих; у приобретающих профессию рабочего; у лиц, пассивно ведущих себя на рынке труда.

Для многих социальных групп служба занятости является главной надеждой и опорой в быстро изменяющемся мире. Поэтому работники служб занятости стараются усилить помощь своим клиентам не только в вопросах организации профессионального обучения, но и в сфере социальной и личностной их поддержки, в ориентации на рынке труда, в решении личных проблем и т.д. Этому должно способствовать расширение услуг по профориентации и психологической поддержке клиентов, подготовке их (в случае необходимости) к полной смене своего профессионального, должностного и социального статуса. Очевидно, что функции профессиональной ориентации и профессионального обучения безработных в ближайшее время должны стать основными в содержании работы служб занятости.

Высокая доля граждан, состоящих  на учете в Центре занятости –  слабозащищенные категории, невостребованные на рынке труда и нуждающиеся в социальной защите. Практика показывает, что в основном это люди находящиеся в состоянии психологического стресса: у них наблюдается низкая адаптированность к новым рыночным условиям, подавленное состояние и неуверенность в себе, низкий уровень активности на рынке труда. Отдел профобучения уделяет большое внимание работе с этой категорией граждан, так как их трудоустройство возможно только после профессионального обучения или повышения квалификации. Специалисты по профобучению взаимодействуют со специалистами всех направлений центра занятости, но особенно тесно со специалистами по профконсультированию. Важную роль играет профориентация в качестве системы сопровождения профессионального обучения и профориентационной помощи социально незащищенным группам населения – молодежи, инвалидам, женщинам. Так профессиональная реабилитация инвалидов в центре занятости населения строится на основании единой технологии работы службы и индивидуальной программы реабилитации, выданной МСЭК. Конечная цель проводимой работы – эффективное трудоустройство инвалидов или включение их в другие формы трудовой деятельности.

Перед направлением на профобучение с безработными проводятся групповые и индивидуальные консультации – тренинги с учетом возрастных и психологических особенностей. Консультации проводятся отдельно для подростков, не имеющих профессий, для женщин и выпускников учебных заведений. Проведение групповых консультаций для женщин, обратившихся в службу занятости с целью поиска работы, помогает заполнить информационный вакуум. Специалисты центра занятости знакомят их с правами и обязанностями, с возможностью переобучения на курсах, с информацией об учебных заведениях, перспективах рынка труда. В условиях рынка наименее незащищенной оказывается молодежь. Специалисты отдела профобучения, действуя в тесном контакте с образовательными учреждениями и работодателями, стремятся найти рабочее или учебное место каждому молодому человеку, обратившемуся в службу занятости. Так, например, для подростков, перед тем как направить их на обучение в отделы подготовки кадров НПК УВЗ, ОАО ВГОК и ОАО НТМК проводится индивидуальное собеседование в учебном цехе, где они знакомятся с будущей профессией. На консультациях оказывается психологическая поддержка, формируется готовность к обучению и преодолению трудностей в процессе обучения. Эти консультации способствуют мотивации к обучению и предупреждают отсев.

Большую часть среди  направленных на обучение составляют слабозащищенные категории:

  • женщины 672 чел. (70,4%)
  • молодежь (16-29 лет) – 636 чел. (66,7%)
  • подростки (16-17 лет) – 111 чел. (11,6%)
  • военнослужащие – 7 чел. (0,7%)
  • инвалиды – 23 чел. (2,4%)
  • освобожденные из ИТУ – 15 чел. (1,6%)

Отдел профобучения сопровождает эти категории и в процессе обучения.

По окончании обучения в отделах подготовки кадров предприятий  города, безработные граждане трудоустраиваются  на этом же предприятии по полученной специальности на постоянное место  работы.

Отдел профобучения давно и тесно сотрудничает с отделами подготовки кадров градообразующих предприятий по подготовке безработных граждан на ученических рабочих местах под гарантированное трудоустройство. Вопрос о целевой подготовке кадров под конкретные рабочие места встал, когда вырос уровень безработицы. На рынке труда продолжал увеличиваться разрыв между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы. Настойчивая и кропотливая работа специалистов отдела профобучения принесла свои результаты, которые позволили готовить кадры по этой системе. С изменением экономической ситуации на ряде предприятий возникла проблема по обеспечению кадрами, а на некоторых сложилось положение, которое можно охарактеризовать острой нехваткой работников высокой квалификации (электрогазосварщиков, токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д.). Например, ФГУП ПО «Уралвагонзавод» срочно нужны были станочники (токари, фрезеровщики), заключили с предприятием договоры на подбор и подготовку кадров. Особенность этой работы заключалась в тщательном профотборе из числа безработных граждан, претендующих занять свободные места на данном предприятии. На протяжении всего учебного процесса работники кадровой службы этого предприятия совместно со специалистами отдела профобучения осуществляли контроль над посещаемостью и качеством обучения. Такая работа налагала ответственность на преподавателей – за качество подготовки этих специалистов, на службу занятости – за организацию и качественный профотбор, на обучающихся – за освоение профессии. Результатом такого сотрудничества и взаимной заинтересованности явилось трудоустройство всех выпускников этих групп на данное предприятие.

Эта система обучения, по существу представляет собой пример эффективного сотрудничества. Обучение на ученических  рабочих местах позволяет максимально учитывать требования работодателей, организовать производственное обучение непосредственно на предприятии, учитывая особенности оборудования и технологии и, в конечном итоге, трудоустроить обучаемого. В целом организация профессионального обучения осуществляется в тесном контакте с работодателем. При этом специалисты отдела профобучения стараются привлекать средства работодателей. Совместное финансирование профессионального обучения под гарантированное трудоустройство позволяет повысить эффективность использования средств федерального бюджета для профессионального обучения.

Все показатели программы содействия занятости в части профессионального  обучения выполнены. В 2009 г. планировалось направить на обучение 910 чел. фактически было направлено 954 чел, что составляет 104,8 % к плану. Закончили обучение 922 человек. Удельный вес женщин, среди направленных на обучение, составляет 70,4%. Численность безработной молодежи, направленной на обучение, составляет 67,0%. На обучение рабочим специальностям было направлено 7 чел, уволенных с военной службы.

Перечень профессий, по которым  проводилось обучение, определялся на основе прогноза рынка труда. На основе конкурсного отбора были выбраны те учебные заведения, где проходило обучение безработных граждан.

Отдел профобучения в своей работе большое внимание уделяет маркетингу образовательных услуг, учитывает потребность населения в образовании, потребности рынка труда и возможности образовательных учреждений. Накоплен определенный опыт социального партнерства между СЗ и маркетинговой службой училищ Горнозаводского округа.

Сотрудники отдела профобучения в  течение 2004 года участвовали в организации  и проведении городских мероприятий, направленных в числе прочего  на развитие системы образовательных услуг, оказываемых безработным гражданам; информирование слабозащищенных категорий граждан об услугах, оказываемых Службой занятости; информирование выпускников школ о состоянии рынка труда в городе и регионе.

В 2009 году завершило обучение 922 чел. Обучение безработных граждан проводилось по 51 профессиям и специальностям в соответствии с потребностями рынка труда. Среди основных, наиболее востребованных рынком труда профессий, по которым велось обучение в 2009 году, можно назвать следующие: водитель автомобиля – 44 чел. (подготовка и повышение квалификации), оператор ЭВМ – 302 чел. (повышение квалификации), продавец продовольственных товаров – 145 чел. (II – III разряды), повар – 39 чел. (II – III разряды, повышение квалификации – V разряд), токарь – 34 чел. (II – III разряды), электрогазосварщик – 31 чел. (II – III разряды), электросварщик ручной сварки – 60 чел. (II – III разряды), бухгалтер – 20 чел. (повышение квалификации), секретарь-машинистка – 71 чел. (повышение квалификации), маляр – 48 чел. (II – III разряды). По новым профессиям обучались 12 чел, что составляет 1,3% от общего количества безработных граждан, завершивших обучение. Обучение проходило по следующим новым профессиям: ламповщик – 2 чел., люковой – 1 чел., прессовщик-вулканизаторщик – 1 чел., стволовой (подземный) – 2 чел., водитель трамвая – 1 чел., водитель электро- и автотележки – 1 чел., менеджер в торговле – 1 чел., менеджер в коммерческой деятельности – 3 чел. Широкое внедрение компьютерной техники на предприятиях и организациях, а также отсутствие компьютерной грамотности у большинства безработных обусловили большой интерес к курсам "пользователей ЭВМ". На курсы пользователей ЭВМ, курсы «1С: бухгалтерия» и «1С: торговля и склад» - было направлено 302 чел. Наличие базового образования и умения работать на компьютере позволило решить проблему трудоустройства этих граждан.

Обучение по интегрированным  профессиям проводится в ПУ «Самородок»  и «Горно-металлургическом колледже» (пользователь ЭВМ с изучением программы  «1С: бухгалтерия», пользователь ЭВМ с изучением программы «1С: торговля и склад», секретарь-машинистка), в ОПК «Высокогорского горно-обогатительного комбината» и ПУ № 59 (штукатур-маляр, повар-кондитер), в профессиональном лицее (столяр-плотник).

В 2009 году был обучен основам  предпринимательской деятельности 1 человек из числа безработных. В аналогичном периоде 2008 года было обучено основам предпринимательской деятельности 13 чел. Как видим, количество обучающихся существенно снизилось. На наш взгляд, это связано с отсутствием средств, выделяемых из Федерального бюджета для категории безработных граждан на субсидии для открытия собственного дела. В то же время желание обучиться основам предпринимательства изъявляют в основном молодые люди, не имеющие собственных средств, необходимых для самостоятельной организации какого-либо вида деятельности.

В 2009 году основам предпринимательской деятельности был обучен 1 чел. Обучение организовано на базе ООО «Учебный центр – Директор». В процессе обучения гражданин начал сбор документов и получил лицензию на право ведения предпринимательской деятельности в сфере строительства, монтажных и ремонтно-строительных работ.

Средний срок обучения – 282,20 часа; 2,1 месяца.

Для сокращения сроков обучения безработных  граждан особое внимание при выборе учебных заведений уделяется организации практической составляющей обучения: наличию учебных мастерских, качеству учебно-производственной базы, наличию договоров на проведение практики с предприятиями города. Это повышает уровень усвоения материала по изучаемой профессии, позволяет отработать необходимые навыки, формирует профессионально-значимые качества в более сжатые сроки. При проведении конкурсного отбора предпочтение отдавалось тем учебным заведениям, в которых при высоком качестве подготовки сроки обучения минимальны. Так, в ПУ 59 при подготовке группы электрогазосварщиков использовали индивидуальный раздаточный материал - рабочие тетради по темам и разделам курса. Применение модульной системы обучения позволило уменьшить срок обучения с 5 до 3 месяцев по специальности электрогазосварщик.

Основным критерием  эффективности профессионального обучения безработных граждан является их трудоустройство после завершения обучения. Так, в 2009 году трудоустроились по полученной профессии 907 чел, что составляет 98,4% от числа завершивших обучение.

Выбор учебных заведений, где проходило  обучение безработных граждан, осуществлялся на основе конкурсного отбора. В конкурсном отборе принимали участие образовательные учреждения и организации, в функции которых входят профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров независимо от их отраслевой принадлежности, форм собственности, имеющие соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке. Для участия в конкурсе привлекалось не менее трех образовательных учреждений, организаций. Способом запроса котировок выяснялась стоимость образовательных услуг по одноименным профессиям, специальностям. Предоставленные заявки от образовательных учреждений и организаций рассматривались конкурсной комиссией.

В работе специалистов отдела профессионального обучения возникают  следующие трудности:

- недостаточность информации при организации конкурсного отбора по городам округа и области;

- возникают проблемы при организации стажировки как формы обучения безработных граждан;

- недостаточно возможностей для обмена опытом среди специалистов отделов профобучения в округе, области, регионе.

Для улучшения работы по профессиональному  обучению безработных граждан специалисты  отдела профобучения предлагают:

  • использовать накопленный опыт работы различных регионов, а не только Свердловской области, путем участия в стажировках, семинарах, конференциях;
  • повышение квалификации специалистов отделов обучения.

 

 

2.3. Изучение удовлетворенности получателей полнотой и качеством услуг в сфере занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил отдела профобучения

Исследование  проводилось на базе ГУ Центра занятости  населения города Нижний Тагил, Свердловской области, расположенного по адресу ул. Газетная, 45А.

Из  представленных экономических показателей ГУ Центра занятости населения города Нижнего Тагила, видно, что за помощью обращается большое количество человек, и поэтому, было проведено исследование на предмет изучения удовлетворенности получателей полнотой и качеством услуг в сфере занятости населения.

Исследование проводилось с помощью анкетирования, образец анкеты представлен в приложении 1.

Объем выборки составил 50 человек, это  люди, которые были вынуждены обратиться в Центр занятости для получения  помощи в трудоустройстве. В таблицах 6-8, представлена характеристика группы.

Таблица 6.

Возрастной ценз

Возраст

Кол-во человек

% соотношение

Менее 20 лет 

9

18%

От 20 до 30 лет 

15

30%

От 30 до 40 лет 

18

36%

От 40 до 50 лет 

2

4%

Более 50 лет 

6

12%

Информация о работе Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г.Нижний Тагил