Влияние средств массовой информации на молодежь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 05:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем современном обществе, так как, находясь в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. Молодежь – социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

Содержание

Введение……………………………….…………………..………………….…3
Глава I. Теоретическое исследование влияния средств массовой информации на молодежь……………………..…………………………...…5
Положительное влияние СМИ………………………………….……….5
Отрицательное влияние СМИ………………………………...……..…10
Глава II. Эмпирическое исследование влияния СМИ на молодежь…..18
2.1. Программа эмпирического исследования….……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………..…………………22
Заключение………………………………………………….……...……..……28
Список литературы…………………………….…………….…..…...………..30

Вложенные файлы: 1 файл

metodologia_SMI1.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

В определенный момент СМИ «подается» информация, часто являющаяся ложью. Как правило, такая информация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и  специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.

Влияние радио

Радиовещание, в определенном смысле, принудительно: передачу можно слушать лишь в  то время, когда она идет в эфире, притом, в том же порядке, темпе  и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание  на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать». Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности аудитории, составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

Хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок  времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих. Поэтому  важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Влияние телевидения

Человек, смотрящий  телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости  или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

В зависимости  от физического состояния, психика  человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном  состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система.

Огромное желание  общения притягивает человека к  своему домашнему другу-вампиру. Не имея обратной связи, человек представляет собой приемник идей.

Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в состоянии возбуждения. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.

Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других - политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам.

Чтобы заинтересовать человека и обратить его внимание на экран используется несколько приемов:

    • создание яркого видеоряда с целью образования определенного светового ощущения, и чем оно сильнее, тем сильнее к нему приковывается и внимание;
    • новизна и необычность также привлекает к экрану человека, потому что по закону движения и устремления психических процессов монотонность вызывает отвращение;
    • показ, крупным планом, лица человека, смотря на человеческое лицо, телезритель сразу проникается к нему симпатией или отвращением.

Для быстрого введения в состояние гипноза внимание человека кратковременно останавливают на одной точке, картинке, неподвижном объекте. Например, часы перед программой «Время».

Эффекты быстрой  вспышки, громкого звука, после которых  резкое возбуждение нервной системы  быстро сменяется торможением. Этот метод можно наблюдать в различных рекламных и программных заставках, а также в теле- и кинофильмах.

Прерывание  фильмов на самом трагическом  месте побуждает телезрителей с  нетерпением ждать следующей  серии, что делает человека заинтересованным и, вследствие этого, открытым для нового сеанса внушения.

Телевизионная съемка и последующий искусный монтаж могут создать идеальное событие, идеального человека, идеальное государство, и наоборот, т.е. можно обратить правду в ложь, ложь в правду.

Перечисленные методы гипнотического воздействия на человека широко используются во всем мире. Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы являются дети. Дети из-за отсутствия у них полного осознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны.

Социологические исследования последних десятилетий, которые проводились и в нашей стране, и за границей, неоднократно подтверждали, что в структуре детского и молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени. По мнению исследователей, сильнейшее воздействие телевидения производится на формирование представлений о современном состоянии общества, об уровне существующей в нем справедливости и наиболее типичные характеристики современного представителя. В меньшей мере СМИ влияет на формирование разных граней общественного идеала, связанных с представлениями про идеальный способ жизни, идеальный общественный строй, идеал социальной справедливости и желанные качества человека. Можно утверждать, что именно СМИ в лице телевидения, транслирует модели, стили и образцы сознания и поведения. 

Сегодня наиболее остро стоит проблема телевизионного насилия, которое можно встретить  практически в любом сериале  и даже мультфильме. В 2003 году социологической  лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование, результаты которого показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. В среднем учащийся, проживающий в Красноярском крае, ежедневно видит не менее 10 сцен насилия1

СМИ являются также  источниками информации, отнюдь не способствующей социализации. Но не только в этом кроется опасность. С виду, безобидные сериалы и теле-шоу, а  также, так называемая, «виртуальная»  реальность притупляют наше сознание, заставляют отвлечься от проблем и внушают иллюзию «сладкой» жизни. 

Был проведен контент-анализ с целью выявления количества «вредных» передач, транслируемых  на нескольких телевизионных каналах. Под «вредными» понимаем передачи, которые негативно влияют на становление нравственных ценностей молодёжи. Как правило, это шоу, фильмы и сериалы, культивирующие праздный образ жизни, употребление алкоголя и наркотических веществ, содержащие элементы насилия, порнографии. При этом в исследовании принимали во внимание также латентные формы пропаганды элементов такого образа жизни. Эмпирической базой исследования стали телевизионные передачи, транслируемые с 14.00 до 23.00 ежедневно в течение недели, включающей как рабочие, так и выходные дни. Среди этих передач можно отметить большое разнообразие в тематическом и содержательном аспектах. В ходе исследования было установлено, что количество «вредных» программ на телевидении превышает 23 %. Число передач, несущих в себе информацию культурного, просветительского характера составило менее 10 %. Это означает, что больше половины эфирного времени на телевидении занимают фильмы и шоу, которые не наносят вреда сознанию молодёжи, но, в то же время не несут практически никакого положительного эффекта. Они лишь помогают расслабиться и отвлечься от проблем, то есть «убить» время. 

Таким образом, контент телепрограмм на популярных каналах не соответствует цели социализации молодежи, воспитании её в духе патриотизма, толерантности и культуры. Вместе с тем, в реализации такой цели заинтересовано всё общество. Это основа стабильности и залог развития социума1.

Влияние Интернета

Общество встречает  новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в  ряде случаев - прямое осуждение. Интернет в российском массовом сознании предстает, прежде всего, гигантским хранилищем информации.

Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное  поведение, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма. В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности.

С развитием  технологий систем виртуальной реальности, растет и число людей, увлекающихся этим явлением. «Общение» с виртуальной реальностью для большинства людей распространено на сегодняшний день на уровне виртуальных компьютерных игр. Виртуальная реальность сильнее любой видеоигры, и впасть в зависимость от нее очень легко.

Создание виртуальных  личностей носит возрастной характер и связана с самоопределением. В подростковом возрасте всё чаще происходят кризисы неопределенности, когда собственное «я» представляется подростку размытым.

Влияние рекламы

Реклама является сегодня средством информирования о новой марке, потребительских свойствах товара и т.п. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. Нет чёткой статистики того, насколько возрос процент негативной рекламы. Многие исследование показывают, что негативная реклама хорошо запоминается, даже если она не особенно нравится зрителям.

По мнению критиков, телевизионная реклама, обеспечивает пассивность восприятия. С их точки зрения, сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Очень часто  в современной отечественной рекламе фигурируют вещи, о которых по законам нравственности публично не говорят. Многократное повторение подобных сюжетов создает угнетенное психическое состояние телезрителей.

Особенно велико воздействие рекламы на беззащитную  психику ребенка. При этом дети, по сравнению со взрослыми, не в состоянии эффективно противопоставлять такому воздействию собственные установки, взгляды, нравственные критерии.

Громадные по объему потоки информации ежедневно обрабатываются на подсознательном уровне. Но кто  гарантирует нам их правдивость, оправданность? Десятки, сотни «килограммов» информации, не пройдя должной обработки, провоцируют межнациональные конфликты, развращения малолетних на почве сексуальных раздражений. Человек, находясь под таким влиянием, больше подвержен психологическому воздействию.

Влияние СМИ  на молодежь велико, как в положительном, так и отрицательном аспектах. СМИ определяют жизненный ориентир молодого человека, его поступки, вкусы  и интересы, мироощущение и цели в жизни1.

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование влияния СМИ на молодежь

 

2.1. Программа эмпирического исследования

1.  Объект исследования: студенты ВУЗов (1-4 курса)

Предмет исследования: СМИ – как инструмент воздействия на молодежь

2. Цель исследования: определить степень влияния СМИ на молодежь

Задачи  исследования:

  • Рассмотреть виды современных СМИ
  • Изучить методы влияния на молодежь.
  • Выявить положительное влияние СМИ
  • Выявить отрицательное влияние СМИ

3.  Интерпретация  понятий:

Молодежь – это особая социально возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками (16-35) и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Влияние – действие оказываемое средствами массовой информации на молодежь.

СМИ (средства массовой информации) - это периодическое печатное и электронное издание (радио, теле, видеопрограмма и другая  форма периодического распространения массовой информации), которое предназначено для неограниченного круга лиц.

Телевидение – комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстоянии.

Радио – разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяющиеся в пространстве.

Пресса – совокупность массовых периодических печатных, а так же электронных изданий, предназначенные для массового читателя.

Интернет – всемирная система объединенных компьютерных сетей.

  1. Системный анализ объекта исследования:

 

Студент



 

Положительное влияние СМИ




 

Отрицательное влияние СМИ




 

 

 

 

 


 

 

 

Поведение

Информация о работе Влияние средств массовой информации на молодежь