Влияние средств массовой информации на молодежь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 05:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи – очень актуальна в нашем современном обществе, так как, находясь в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. Молодежь – социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

Содержание

Введение……………………………….…………………..………………….…3
Глава I. Теоретическое исследование влияния средств массовой информации на молодежь……………………..…………………………...…5
Положительное влияние СМИ………………………………….……….5
Отрицательное влияние СМИ………………………………...……..…10
Глава II. Эмпирическое исследование влияния СМИ на молодежь…..18
2.1. Программа эмпирического исследования….……………………………18
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………..…………………22
Заключение………………………………………………….……...……..……28
Список литературы…………………………….…………….…..…...………..30

Вложенные файлы: 1 файл

metodologia_SMI1.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

 

5.  Гипотеза:

  1. Молодежь получает информацию о мире и происходящих событиях в основном через телевидение, интернет и глянцевые журналы.
  2. Интернет для молодежной аудитории стал повседневным источником информации.
  3. Молодежь испытывает потребность в развлечениях и отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).
  4. СМИ в целом оказывают больше негативное воздействие на молодежь.

6. Стратегия  исследования: Для начала определим вид исследования по нескольким основаниям:

    • по общенаправленности – прикладное (решение конкретных проблем);
    • по отношению к объекту исследования – монографическое (исследуется процесс на примере одного объекта);
    • по количеству этапов сбора информации – разовое (дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения);
    • по числу исследуемых – выборочное (сбор данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении);
    • по глубине исследования – описательное (систематическое описание дает качественная характеристика объекта, цель – проверка гипотезы).

7.  Методы исследования:

Для проведения данного исследования был использован метод:

Анкетирование - эмпирический социально-психологический  метод получения информации на основании  ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

В данном исследовании мы использовали открытую анкету, требующие самостоятельного конструирования ответа. Опрос проводился в интернете.

Статистическая обработка  результатов исследования проводились  с помощью статистического пакета прикладных компьютерных программ «Excel», «Word».

 

8.  Выборка:

В исследования о влиянии средств массовой информации на молодежь участвовали студенты высших учебных заведений (32 человека) из них: 10 юношей и 22 девушки. Это студенты 1-4курсов в возрасте от 17 до 23 лет. Большую часть выборки составили девушки. 

  1. Организационный план исследования:

№ п/п

Наименование  мероприятий

Сроки исполнения

1

Разработка  программы и методического инструментария исследования

12.02.2013

2

Обсуждение  и утверждение программы и  методического инструментария исследования

19.02.2013

3

Тиражирование методического инструментария для проведения пробного (пилотажного) исследования

26.02.2013

4

Проведение  пробного исследования

05.03.2013

5

Анализ результатов  пробного исследования

12.03.2013

6

Внесение корректив  в программу и методические документы в соответствии с итогами пробного исследования

19.03.2013

7

Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации

26.03.2013

8

Формирование  выборочной совокупности

02.04.2013

9

Проведение  полевого исследования (массовый сбор первичной информации)

09.04.2013

10

Выбраковка  негодных анкет

16.04.2013

11

Выписка полученных ответов на открытые вопросы и  их типологизация

23.04.2013

12

Ввод информации в ЭВМ

30.04.2013

13

Математическая  обработка первичной социологической информации

07.05.2013

14

Анализ результатов  исследования и подготовка предварительного отчета

14.05.2013

15

Обсуждение  предварительного отчета, выводов, рекомендаций по итогам исследования

21.05.2013

16

Доработка и  утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования

28.05.2013


 

2.2. Анализ  и интерпретация полученных данных

В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором  были построены данные диаграммы.

 Первый вопрос исследования  показывает, насколько часто молодежь использует информацию из СМИ.

Рисунок 1

Больше половины (57%), респондентов получают информацию с помощью СМИ  ежедневно, довольно часто с помощью  СМИ информацию получает треть опрошенных (31%), редко, а так же вообще не испытывают необходимости в информации 6% опрошенных.

Во втором вопросе исследования определяются основные источники информации у студентов.

Рисунок 2

Основным  источником информации является телевидение (34%),  но хорошо прослеживается тенденция, возрастания потребления интернета (31%), радио и печатные СМИ пользуются меньшей популярностью у студентов (13 и 16%).

Третий вопрос исследования показывает, как сильно интернет поглощает молодежь

Рисунок 3

Больше половины (56%) респондентов проводят в интернете более трех часов в сутки и всего 6 % опрашиваемых проводят в интернете меньше часа. Можно сделать вывод, что влияние  интернета растет.

Четвертый вопрос рассказывает о том, как часто молодежь анализирует полученную информацию из СМИ.

Рисунок 4

Больше половины (53%) всегда анализирует полученную информацию, 13% респондентов никогда этого не делают.

Пятый вопрос исследования показывает, какую информацию больше предпочитает черпать молодежь из СМИ.

Рисунок 5

Большинству опрошенных (26%) интересна  информация о досуге и отдыхе, так  же популярна семья (17%), затем идет культура (13%), мода и наука интересна 10%, светская хроника, молодежные проблемы и спорт интересны 7% , криминалом интересуется всего 3% опрошенных.

Из шестого вопроса мы узнаем оценку влияния СМИ на молодежь.

Рисунок 6

34% считает, что  СМИ несет скорее позитивное  влияние, чем негативное, 19% считает, что СМИ несет весьма позитивное влияние   и так же 19% считает, что скорее негативное, всего 3% из опрошенных считают что СМИ несет весьма негативное влияние на молодежь.

Седьмой вопрос отражает, насколько молодежь доверяет полученной информации.

Рисунок 7

Почти половина респондентов (47%), считает что полученная информация может быть недостоверной, 22% считает что, только иногда она  может быть недостоверной, 19% считает  что, полученная информация это правда и :% опрошенных считают что, всегда или практически всегда получают недостоверную информацию из СМИ.

Восьмой вопрос показывает, есть ли у  СМИ положительные  стороны для молодежи.

Рисунок 8

Большинство молодых  людей считает что, у средств массовой информации есть положительные стороны (75%) и всего 25% опрошенных считает что, нет.

Девятый вопрос показывает пол опрошенных.

Рисунок 9

69% опрошенных  девушки и 31% молодые люди.

Десятый вопрос показывает нам возраст опрошенных.

Рисунок 10

Половине из опрошенных 19-20 лет, 22% - 21-22 года, 19% - 17-18, 22-23 – 9% респондентов.

 

Заключение

 

Рассмотрев  тему влияния СМИ на поведение  молодежи, можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Молодежь – социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Характер влияния СМИ существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В ХХ  веке появились  новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди  давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники – телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. Телевидение производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также пропагандирует определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

    • Современная молодежь довольно сильно зависит от средств массовой информации.
    • Большинство молодых людей черпают информацию из интернета, телевидения и журналов, что подтверждает первую гипотезу
    • Интернет действительно стал повседневным источником получения информации, но пока все еще уступает телевидению, правда разрыв стремительно сокращается и интернет в скором времени займет лидирующую позицию, гипотеза подтверждена частично.
    • Молодежь нуждается в отдыхе и отвлечение от повседневной суеты, включая телевизор или открывая журнал, большинство молодых людей ищут способ отвлечься и развлечься, таким образом, гипотеза подтверждена.
    • Большинство считает, что СМИ положительно влияет на молодежь и несет позитивный характер, но все-таки анализируют полученную информацию и считают, что могут получать недостоверную информацию, поэтому гипотеза подтверждена частично.

Необходимо изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. У следующего поколения могут сформироваться  неправильные ценностные установки. Необходимо ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, ТВ и т. д.

Проблему необходимо решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ  жизни, высокий реализованный интелеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать  наше молодое поколение. 

 

Список литературы

 

  1. Горшков М.К. Общественное мнение. — М: Политиздат, 2008, - 67с.
  2. Никитина О.Н., Лыкова С.Н., Таскина Е.А., Ночевная Ю.С. Молодое поколение и телевидение (результаты и выводы из исследования в Краснодарском крае) — Краснодар.: Интел, 2003.
  3. Сафиуллин Л.К. Социология средств массовой информации — М.: Академия, 2010. – 341с. 
  4. Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. — М: Политиздат, 2008. – 85с.
  5. Золотарева М.Н. Влияние СМИ на сознание молодёжи — http://ms-solutions.ru

1 Горшков М.К. Общественное мнение. — М: Политиздат, 2008, - 67с.

1 Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. — М: Политиздат, 2008. – 85с.

1 Сафиуллин Л.К. Социология средств массовой информации — М.: Академия, 2010. – 122с.

1 Золотарева М.Н. Влияние СМИ на сознание молодёжи: — http://ms-solutions.ru

1 Никитина О.Н., Лыкова С.Н., Таскина Е.А., Ночевная Ю.С. Молодое поколение и телевидение (результаты и выводы из исследования в Краснодарском крае.) – 2003. – 21с.

1 Золотарева М.Н. Влияние СМИ на сознание молодёжи: — http://ms-solutions.ru

1 Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. — М: Политиздат, 2008. – 85с.




Информация о работе Влияние средств массовой информации на молодежь