Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы изучить влияние самовоспитания на развитие молодого человека.
Задачами нашей работы, являются: раскрытие темы самовоспитание, рассмотрение правил самовоспитания, особенностей молодежи как социально-демографической группы, изучение методов самовоспитания в молодежной среде.
Объект - молодежь, как социально-демографическая группа
Предмет – теоретические аспекты самопознания.????откуда?

Содержание

Введение
3
Глава 1 Теоретические аспекты самовоспитания молодого человека
5
Особенности молодежи, как социально-демографической группы
5
Теоретический анализ понятия «самовоспитание»
7
Глава 2 Особенности самовоспитания молодежи
15
Методы самовоспитания в молодежной среде
15
Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека
19
Заключение
23
Список использованных источников
25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.15 Кб (Скачать файл)

В работе над собой, как и вообще в становлении личности человека, быстрого результата не бывает. Поэтому  и возникает потребность в  таком методе, как самоободрение. При этом важно не упасть духом, ободрить себя. Срывы бывают. Привычка не в один день рождалась, не в один и умрет. Человек продолжает работу над собой практически всю свою жизнь.

 В некоторых случаях, чтобы  закрепить приятное эмоциональное  состояние от успеха в самовоспитании, можно и наградить себя. Пойти  погулять, подольше почитать интересную  книгу и др. Такое самопоощрение рождает удовлетворение и побуждает к новому движению вперед.

Однако если у человека, занимающегося  саморазвитием, возникает головокружение от успехов, ему следует напомнить  себе, что предел совершенствования  еще не достигнут. В этом поможет  разумная объективная самокритика.

А вот самонаказание применять сложнее, так как здесь очень важны его соразмерность проступку, справедливость. Чрезмерное самонаказание ведет к потере интереса в работе над собой. Слабое же наказание не является действенным в самовоспитании, так как снижает требовательность человека к себе и тормозит саморазвитие.

Чрезвычайно важным для самовоспитания являются систематический самоконтроль и самооценка достижений. Без них самовоспитание не может носить целенаправленный, продуктивный характер. Чаще всего самоконтроль выступает в форме самоотчета. Мы как бы пропускаем перед мысленным взором все свои действия и поступки, одобряя и осуждая себя, укрепляясь в своем стремлении стать лучше.

Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. Важным элементом самовоспитания является самопрограммирование — составление плана работы над собой [12].

 

 

2.2  Влияние самовоспитания на  развитие личности

 

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком  себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное  с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности  и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом  анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более  значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной  взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс  формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет  и самоконтроль.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот факт является важнейшим для  педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости  от складывающихся в его психике  опыта, качеств, способностей [13].

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может  быть названо психогенным развитием, или саморазвитием.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Взаимодействие воспитателя с  ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического  процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Вторая, внутренняя часть процесса - это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания. Она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. «Всякое воспитание есть, в конечном счете, самовоспитание».

Педагогическая задача состоит  в том, чтобы помочь личности осуществить  самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить  ребенка осознанно управлять  ими, вызывать их мотивацию, ставить  цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование  — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором  в субъективных целях и интересах  самой личности целенаправленно  формируются и развиваются ее качества и способности.

Познавательные потребности имеют  своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска [9].

Таким образом, выполненная нами работа подтвердила вышеизложенную гипотезу, действительно, самовоспитание оказывает большое влияние на развитие личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы были выполнены  все вышеизложенные задачи. Дан термин «самовоспитание», дан теоретический  анализ самовоспитания, рассмотрены  правила самовоспитания, также рассмотрено влияние самовоспитания на развитие личности. Кроме того, рассмотрены особенности молодежи, как социально-демографической группы.

Цель самовоспитания исходит  из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе  и самовоспитание. Но надо иметь  достаточно здорового смысла, чтобы  ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды  могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может  составить список черт, которые следовало  бы усилить, и список черт, которые  следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня оказалась  в кризисной ситуации. Вместе с  крушением системы общественного  строя и нравственных идеалов, рухнули  многие традиционные нормы и способы  поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают  значительное, не всегда позитивное, влияние  на личность ученика. По этому, если убедить  учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет  протекать более эффективно.

Итак, подведем итоги. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком  опыта предшествующих поколений  посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в  соответствии с сознательно поставленными  целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при  сознательном сопоставлении своих  поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным  возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют  зрелость человека и являются предпосылками  организации самовоспитания.

Самовоспитание, начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие  качества следует воспитывать у  себя. Самооценка формируется путем  сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется  в тех случаях, когда субъект  выявляет мнение о себе и своих  поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном  заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСOК ИСПOЛЬЗУЕМOЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бoльшая сoветская энциклoпедия. — М.: Сoветская энциклoпедия. 1969-1978.
  2. Дэйл Карнеги “Как завoевывать друзей и oказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992.
  3. Кoчетoв А.И.  “Oрганизация самoвoспитания шкoльникoв”, Мн., Нар. асвета,1990.
  4. Кoчетoв А.И.  “Вoспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982.
  5. Кoчетoв А.И.  “Как заниматься самoвoспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986.
  6. Кoчетoв А.И.  “Личнoсть вoспитывает себя”, М., Пoлитиздат, 1983.
  7. Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.
  8. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних прoизведений, 1956, с. 590.
  9. Павлов.  “Самoпoзнание и самoвoспитание”, М., Прoсвещение, 1987.
  10. Прoкoпьев И.И. Педагoгика. Oснoвы oбщей педагoгики. Дидактика \ уч. пoсoбие. И.И. Прoкoпьев, Н.В. Михалкoвич. – Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  11. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.
  12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2005.
  14. Чупров В.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М., 1994
  15. . http://www.vfly.ru/book/lichnost_samosozid_i_tvorch.htm 
  16. . http://revolution.allbest.ru/psychology/00021451_0.html 



Информация о работе Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека