Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы изучить влияние самовоспитания на развитие молодого человека.
Задачами нашей работы, являются: раскрытие темы самовоспитание, рассмотрение правил самовоспитания, особенностей молодежи как социально-демографической группы, изучение методов самовоспитания в молодежной среде.
Объект - молодежь, как социально-демографическая группа
Предмет – теоретические аспекты самопознания.????откуда?

Содержание

Введение
3
Глава 1 Теоретические аспекты самовоспитания молодого человека
5
Особенности молодежи, как социально-демографической группы
5
Теоретический анализ понятия «самовоспитание»
7
Глава 2 Особенности самовоспитания молодежи
15
Методы самовоспитания в молодежной среде
15
Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека
19
Заключение
23
Список использованных источников
25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.15 Кб (Скачать файл)

Самостимулирование  предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Молодой человек не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция  к этим воздействиям, в зависимости  от которой он может или активно  работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело  к тому, что все воздействия  и влияния, которые сказываются  на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся  к внешним факторам личностного  развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так  же вся совокупность его чувств и  переживаний, которые возникают  под влиянием внешних воздействий, относятся  к внутренним факторам.[5]

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при  условии, если оно оказывает положительное  влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное  стремление растущего человека к  своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из  этого следует,  и это необходимо подчеркнуть,  что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал  развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает  условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно  поливает, уничтожает вредителей.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления[6].

Правила самовоспитания:

Существуют правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей  учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы  коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять  добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда  работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить,  кого и за что ты обидел  сам.

3. Не унывать при неудачах; если  упорен, все равно получится !

4. Учиться у других, если они  лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить  помочь, если не справляешься  сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться  неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех,  из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни,  к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо  относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,  закаляйся, мойся до пояса холодной  водой каждый день, следи за  чистотой рук, час в день  выделяй на прогулки и еще  час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание. Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво  и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат.  Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом  обижают малыша, издеваются над  товарищем, нагло лгут в глаза  честным людям.

5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

Пять «хорошо»:

1. Уметь владеть собой (не  теряться, не трусить, не выходить  из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые  трудные дела.

В.Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить себя, свои  возможности и способности. Исходя  из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований,  необоснованных претензий, крушения  жизненных планов.

3. Определить свое призвание,  безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое  внимание к себе со стороны  окружающих; скромность и достоинство  - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности  в себе, а не в других.

От самопознания к самовоспитанию

Нет ничего более сложного и более  важного, чем трезвая, объективная  самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих  поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными  генетическими задатками, типом  высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой  сферой. Однако систематический и  строгий самоанализ необходим, благодаря  нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Самовоспитание человека состоит  в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Самовоспитание - целенаправленный процесс  по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому  запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов [2].

Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и  емким метод разумного самопринуждения.

Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают  его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль, за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели особенности молодежи как социально-демографической группы, а также изучили теоретический  анализ самовоспитания.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

 

2.1. Методы самовоспитания молодежи

 

Самовоспитание в широком смысле этого слова - сознательная, продолжительная, систематическая работа над собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков.  
Самовоспитание позволяет человеку постоянно повышать уровень общей технологической культуры, развивать свои потенциальные возможности. Чтобы достичь целей саморазвития и решать задачи самосовершенствования, необходимо владеть методами работы над собой.

Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком  своей личности в соответствии с  требованиями общества и личного  плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Метод — это способ достижения цели. Методы самовоспитания — это способы самосовершенствования. Рассмотрим основные из них.

Самообразование. В условиях интенсивного развития научно-технического прогресса, быстрой смены технологий, отмирания старых и появления новых профессий, большого потока информации человеку необходимо постоянно пополнять свои общие и технологические знания. Это можно сделать путем чтения научно-технической литературы, посещения специальных лекций, выставок, музеев, кружков, решения практических задач, просмотра книг и телепередач, общения с людьми различных профессий и т.п.

Самоинструкция — это указание себе, как надо действовать в той или иной ситуации.

Человек способен сознательно регулировать свою деятельность и поведение, заранее  предусматривая свои действия в зависимости  от обстоятельств. Мысленно проигрывая различные жизненные ситуации, человек  должен готовиться разрешать их наилучшим  образом в реальных условиях. Когда  человек не уверен, как ему поступить  в той или иной ситуации, используют метод самоубеждения. По сути, это дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против».

Часто в случае неуверенности в  выборе профессии или правильности оценки своих качеств человеку приходится анализировать различные ситуации, убеждать себя в правоте своих действий. Самоубеждение связано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений. Оно требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность определенного поведения, правильность поступка или, наоборот, ложность поведения, неверность поступка.

Самоубеждение связано с самоприказом. Применяется он наиболее успешно в особых условиях: человек уже убедил себя, что надо поступать именно так, самокритично оценил свои слабые стороны, но начать действие, сделать первый шаг ему трудно. Самоприказ и самоубеждение взаимно дополняют друг друга. Самоприказ наиболее действен, если дается на основе самоубеждения, а самоубеждение часто завершается самоприказом выполнить принятое решение.

В работе над собой при подготовке к профессиональной деятельности человеку нередко приходится избавляться  от неправильных взглядов (например, относительно непрестижности профессии), укоренившихся  отрицательных привычек, которые  делают невозможным овладение той  или иной профессией. Это трудное дело. Оно проходит в острой, бескомпромиссной внутренней борьбе. Поэтому очень важно научиться сознательно пользоваться методами самоубеждения и самоприказа.

В том случае, когда для применения метода самоубеждения у человека не хватает аргументов в пользу принимаемого решения, но он уверен в его правильности, используют метод самовнушения. Психологи подчеркивают, что наряду с сознательными факторами в жизнедеятельности человека заметную роль играют и бессознательные, прежде всего установка. Это своего рода психологическая готовность к определенному поведению, проявлению своих личностных качеств. Установка важна и в самовоспитании личности не только как ожидание желаемых качеств, но и как готовность их формировать, изменять себя. На формирование установки и нацелено самовнушение, необходимое в самосовершенствовании.

Техника самовнушения несложна. Важна  сама обстановка, в которой самовнушение происходит. Лучше его осуществлять утром, только что проснувшись, или  вечером, непосредственно перед  сном. Это особое, переходное между  сном и бодрствованием состояние  психофизического расслабления, на фоне которого легко «проходят» в подсознание  и принимаются им важные утверждения, определяющие отдельные стороны поведения человека.

Решающее значение в самовоспитании имеет упражнение в определенных действиях и поступках. В результате упражнений намеченный для себя образ поведения превращается в привычку. Привычка формируется в результате многократного повторения определенных поступков. Вначале для совершения нового поступка требуется большее усилие, чем в последующем. Особенно серьезные усилия нужны, если само по себе действие или поступок непривлекательны для человека или если он оказывается неподготовленным к ним. Так, например, ему достаточно сложно выполнять все домашние задания по всем учебным предметам, но никакого труда не требуется для того, чтобы пойти на вечеринку с друзьями.

Одним словом, дается трудно то, что  связано с каким-то ограничением свободы, ущемлением интересов, с черновой, эмоционально мало привлекательной  работой. Все трудно, что идет вразрез  со сложившимися привычками.

После искоренения вредных привычек мы имеем дело с торможением системы  связей или ее отдельных звеньев, на месте которых формируются  новые. Вся трудность образования последних связана с тем, что старые связи имеют тенденцию воспроизводиться и тормозить новые. Вот почему для образования нового образа поведения или отдельных привычек требуются постоянные волевые усилия и система упражнений.

Привычка считается полностью  искорененной, когда со стороны человека не требуется волевых усилий для  ее сдерживания. И наоборот, новая  привычка считается выработанной, когда  не требуется волевых усилий, чтобы  она проявилась. Однако иногда достаточно незначительного перерывания в упражнении, чтобы формирующаяся привычка разрушилась. Например,       связав свой профессиональный выбор с профессией военного, вы решили развить физическую силу, подтянутость и аккуратность. В качестве упражнения определили ежедневную утреннюю зарядку, утюжку брюк и чистку обуви. Если вы один или два дня подряд не почистите вечером, как намечали, свою обувь, то эта привычка, так и не сформировавшись, будет утрачена до следующей попытки или навсегда. Вместе со способностью сформировать у себя соответствующие привычки может погибнуть и намерение стать генералом.

Для того чтобы подобного не случилось, используют методы стимулирования. Это самоободрение, самокритика, самопоощрение и самонаказание.

Информация о работе Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека